О проблемах христианской жизни

Вопрос от Глеба: Батюшка благословите. Очень рад что могу теперь с помощью этого сайта задать Вам вопросы и благодарю за это Бога и Вас за труд. Вопрос такой. Я нашел у св. отцов что если человек хочет жить духовно то для этого ему необходимо упорядочить свою жизнь. Ограничить себя в пище (пост), сне, держать правило молитвенное, противостать страстям и дурным привычкам. Но в миру все противостоит такой жизни, работа и люди с которыми приходится трудиться и даже в семье не всегда находишь согласие с женой и детьми хотя мы все православные. И потому создается впечатление что так жить как хочется невозможно, а то что получается просто жалкая пародия. Батюшка как же быть? Спаси Вас Господи. Прошу Ваших молитв. Глеб

Прослушать ответ

Вопрос от Глеба: Благословите батюшка. Пишет вам раб Божий Глеб. Прошу ваших святых молитв за меня недостойного и мою семью. Иерея Станислава,Даниила, Светлану, Кристину, мл. Софию.  Хотелось задать несколько вопросов, если Вас это не затруднит получить от Вас ответ.

Дело в том, что старшему сыну во святом крещении было дано имя Вячеслав и в семинарии все звали его Славик, а Владыка рукоположил как в паспорте Станислав. Хотелось спросить Вашего мнения стоит по этому поводу беспокоиться и если стоит, то что нужно предпринять.

Еще такой вопрос, недавно прочитал книгу Иосифа исихаста Афонского «Духодвижная труба». И этот труд очень мне понравился, произвел на меня сильное впечатление, многое мне там понятно и даже выполнимо в условиях моей жизни. Только батюшка пишет это для монашествующих и применяя его наставления я начинаю жить как в семейном монастыре, без нужды стараюсь из дома не выходить, в гости не к кому не хожу. Читаю свято отеческую литературу, стараюсь придерживаться своего молитвенного правила: малое повечерие и молитву Иисусову. Еще давно я пытался молиться с дыханием вдох Господи Иисусе Христе выдох помилуй мя грешного но некогда это не получалось я задыхался, мне не хватало дыхания, и я оставил это упражнение и больше к нему не возвращался. А совсем недавно, молитва пошла с дыханием, меня это даже удивило, вдруг я понял, как надо дышать. Не торопясь, вдыхаю как будто через Соломенку еле  слышно, так что б и самому не слышать дыхания точно так же выдыхаю, удивительно, но мне хватает воздуха и от слов молитвы не отвлекает. Но со временем появилась проблема, на третей четке начинаю засыпать (полудрем) и теперь не знаю воздействие это дыхания или просто усталость, иногда сплю мало шесть – четыре часа. В основном происходит это из за того что вокруг меня семья то старший приедет с внучкой, то меньшему нужно уделить время приходится иногда почти до утра разговаривать , то жена, то интернет, плюс работа в шахте, потому раньше двенадцати редко получается вычитывать по четкам.Очень хочется услышать ваше мнение.

Еще батюшка такой вопрос хочу Вас попросить молитвенной помощи  о р.Б. Валерии, он сейчас находится под следствием с августа месяца, не суда и никакого решения этой проблемы. Он виноват и раскаялся сто раз уже, людей под расписку выпускают, они работаютдо суда, кормят семью. А унего прям напасть, пять месяцев под стражей в сезо просидел ни суда, ни следствия. Молю батюшка помолитесь о нем ради Христа.

Нижайший поклон Вам от меня и всей моей семьи, еще раз прошу Ваших молитв о нас грешных. Спаси Вас Господь.

Прослушать ответ

Вопрос от Олега: О.Константин, Христос посреди нас! Низкий поклон от грешного Олега (из Москвы) за Ваши труды и молитвы о нас грешных. Благословите и вразумите Христа ради!

Я из тех людей, которые ищут учителей, наставников в искреннем желании исправить свою жизнь, но найдя не могут по своему высокомудрию,  тщеславию, своеволию и гордыне сохранить , полученное от Господа. Те, кто искренне ищет, тем дается! Мне дается! Но я теряю! Я всегда с большой самоотдачей берусь за то, что люблю, что искал и нашел. Работаю много, стараюсь всегда сделать даже больше, чем советуют и требуют. Это дает результаты в начале. Потом быстрый рост приводит к гордости. Возникают сомнения и собственные мнения, потом пререкания, несогласия, противления и своеволие. Уходит авторитет наставника из сердца, а вместе с ним и ревность к его наставлениям, вера в его советы, и в конце концов возникает отчуждение и удаление. Внешне все пристойно, в сердце потеря того, что еще не пройдено до конца, потеря надежды на помощь. Под ногами, нет твердой почвы, в душе отчаяние, рядом нет кого- то на кого мог бы опереться ( конечно только по причине своей греховной, тщеславной, гордой и своевольней сути). Хотя внешне все в меру приветливы, уважительны и дружелюбны. Вокруг целый Мир праведных, православных людей, а я не могу да же найти Храма, куда пойти исповедаться и причаститься, там душа не лежит, там батюшка сомнительный, там все формально происходит. Те, кто привел в церковь и к кому зовет сердце, отдалились душой от меня, а я не могу найти пути обратно. Молюсь, скорблю, прошу Господа послать слово его с Вами, совет. Все ваши прежние советы помню, они дошли до сердца, за то безмерно благодарен. Помогите Словом, если Слово здесь безсильно, помолитесь за меня Христа ради. Простите за пространное письмо, по немощи своей и по неразумию многословен.

Низкий поклон от меня и моей семьи. Грешный Олег.

Ответ: Олег, ты, в общем, верно анализируешь свое состояние. Причина твоего духовного бедствия заключается в самомнении и доверии ему. А сие доверие базируется на всем твоем жизненном опыте, который всегда и везде, в любой ситуации подсказывает тебе, что ты прав,- поскольку множество раз выходил победителем из различных простых и сложных обстоятельств. И эта уверенность в себе возрастила и укрепила твою гордость. По твоем воцерковлении, в то время, когда ты начал исполнять христианские добродетели, эта гордость не исчезла, а стала переоблачаться. И теперь предстает в виде гордости духовной, которая, между прочим, выразилась в твоих словах: «стараюсь всегда сделать даже больше, чем советуют и требуют». И как следствие этого самомнения и гордости проявились «сомнения и собственные мнения, потом пререкания, несогласия, противления и своеволие. Уходит авторитет наставника из сердца, а вместе с ним и ревность к его наставлениям, вера в его советы, и в конце концов возникает отчуждение и удаление… Под ногами, нет твердой почвы, в душе отчаяние».

Осознание своей болезни да подвигнет тебя к покаянию и исправлению. Началом освобождения от гордости является недоверие своему мнению и самоукорение за каждую ошибку, хотя бы пред Богом, если не хватает, пока, смирения перед людьми. И в первую очередь необходимо усердно молиться Господу об избавлении от гордости и приобретении истинного смирения.

Далее. Твоя внутренняя растерянность происходит от того, что ты надеялся или на себя или на человека, а Краеугольный Камень- Христос, остался где-то на втором плане. Возверзи на Господа всю печаль твою и Той тя препитает. По видимому, тебе не хватает внутреннего, сердечного упования на Господа и Его всеблагое Промышление о тебе. И такое бывает даже при многом внешнем молитвословии. Молитвословие есть, а сердечной, искренней прилепленности Богу минимум. На это стоит обратить пристальное внимание.

В миру ты позиционируешь себя, как деятельная личность, стоящая не на последней ступени… И по инерции мышления стараешься представить себя таким же и пред Богом. Но вспомни, что сказал Христос: «Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное.»

Мы все дети в очах Божиих. И никто не велик пред Богом в смысле собственной значимости и своего мнимого достоинства.

Ты пишешь о твоих затруднениях в отношении доверия священнослужителям в части Таинства исповеди и причастия. Причина тому,- доверие своему мнению, суд и осуждение других. А сам, между тем, не имеешь даже правильного представления о том, что такое исповедь и покаяние.

И если ты сейчас подумал:- Как это не имею?!, то это и будет подтверждением гордостного мнения о себе. На самом деле исповедь это только завершающий этап многогранного, длительного процесса покаяния. Которое есть, если выразиться кратко,- завет, «договор» с Богом о исправлении жизни и обещание не повторения содеянного. И усвоения себе добрых качеств противоположных прежним грехам. Покаяние, как таковое, приносится не батюшке на исповеди, а «внутри клети своей» наедине с Богом, хотя произойти это может, иногда, и на исповеди, когда Благодать умягчит оледеневшее сердце. Замечательный пример и вразумление тебе Господь послал в лице твоей дочери, которая «сама», по действию Благодати Божией, исповедалась священнику пред всем храмом, когда он уже давал прикладываться ко кресту. Учись быть «яко дети».

Борьба с самомнением для тебя должна стать ежедневным, ежечасным и постоянным деланием, ибо и согрешаем мы самомнением постоянно.

Просите и дастся вам.

Вопрос от Светланы:  Благословите Батюшка. Прошу Ваших молитв за меня недостойную и мою семью, Иоанна, Николая, Иоанна и отрока Георгия. Я и мои родные часто болеем. Как нужно молиться и что делать, чтобы родные были здоровы и ходили в храм? Мужу  ставят уже 4 диагноз, но улучшения нет. В храм сказал пойдет, когда выздоровеет.

 Монах Константин 01.04.12: Господь молитвами всех святых да благословит всех нас.

Светлана, всем членам вашей семьи необходимо понять, что в болезнях проявляется любовь Божия и забота Его об обращении к Нему заблудших и погибающих во грехах человеческих душ.  Мы совершаем ошибку, воспринимая болезни, как зло или наказание. Ведь и родители, когда в воспитательных целях берут ребенка за ухо, не желают ему зла, а совсем наоборот, стараются отвести зло от него, не попуская ему увлечься тем злом, от которого он непременно пострадает. В книге «Невидимая брань» Никодима Святогорца (которую я рекомендую вам всем прочитать) говорится о том, что болезни попускаются нам по трем причинам, а именно: дабы простились нам наши прежние грехи, или для того, чтобы избавить нас от настоящих греховных увлечений, или ради недопущения будущих.

Что касается молитвы, то молиться можно по разному. Можно читать о здравии своих близких Псалтырь, Евангелие, каноны и акафисты святым по Вашему сердечному изволению, но при этом нужно обратить основное внимание не на количество чтомого, а на то, чтобы молитва Ваша была сердечным воплем ко Господу и Божией Матери. Просите Господа, чтобы он обратил к вере и благочестивой жизни сродников Ваших и даровал им посредством этого здравие душевное и телесное. Не думайте о себе, что Господь не слышит Ваших молитв, потому что «Кто я такая, грешница, разве Господь примет мою молитву?». Господь зрит сердце каждого человека, и все просящие с верою получают просимое, если просимое не препятствует  спасению души, ибо Господь видит наше будущее и знает, как человек употребит тот, или иной дар, в данном случае здоровье. Потому каждую молитву нужно оканчивать словами: «Имиже веси судьбами устрой наше спасение и да будет воля Твоя».

Приход в храм, исповедь и причащение являются первым и самым необходимым шагом на пути выздоровления в первую очередь душевного, а за ним и телесного. А не наоборот. Очищение души от ржавчины грехов предваряет очищение и выздоровление тела.

Для того, чтобы Ваши близкие начали ходить в храм, кроме молитв об этом, необходимо беседовать с ними кротко, мирно, с любовью, не навязчиво о смысле нашей жизни, о том, что ожидает каждого из нас после нее. Пребывание в церкви и участие в Таинствах ее жизненно необходимы, без них человек теряет настоящую радость и во времени и в вечности, без них нет спасения.

Вопрос от Олега: Христос посреди нас. Отец Константин, спаси Господи Вас за Ваше внимание и наставления меня недостойного. Все так как Вы написали, все именно так! С покаянием и исповедью я действительно испытываю огромные трудности. За три года ни разу не почувствовал что по настоящему получилось исповедаться, ни разу не пришло чувство облегчения и освобождения после исповеди, даже когда была генеральная исповедь. Я чувствую, что не знаю и не умею исповедоваться. Пробовал разное, готовился много дней к исповеди, шел спонтанно без подготовки, записывал за месяц все мелкие и большие  свои грехопадения, получался безумно длинный список, в котором растворялось и исчезало любое покаяние. Был и общий анализ, который обезличивал покаяние, создавая ощущение, что читаешь богословскую книгу, относящуюся ко всему миру. Я ощущаю буквально, как лукавому удается перехитрить меня. В грехах, которые требуют искреннего исповедания о содеянном, он смущает  меня на философствование об общих человеческих болезнях, там где, укрепилась духовная болезнь и проявляется в разных поступках и действиях, он переводит мое внимание на частные проступки, не давая исповедаться в их сути. Поэтому после исповеди ощущение фальши, искусственности  не договоренности, незаконченности  и отсутствие духовного удовлетворения.
Ведь как это точно! Воспитанный в гордости, в уповании на себя  и поняв это, я продолжаю искать помощи от человека, от учителя, но для меня «великого» учитель должен быть «сверх великий». И конечно в каждом, кого встречаю, нахожу изъяны. Это путь, которым лукавый, посредством гордости крепко держит меня. Я понял ваше наставление как: » Олег, не ищи учителя, а ищи Бога.  Бог своим произволением Сам определит, как вразумить тебя, через учителя, откровение, видение или др. Это не твоя забота! Иди к Богу, ищи покаяния!» Поиск учителя, это отклонение от Пути, это надежда на себя и на человека. Это обратный путь к гордости и неверию. Лекарство в моем случае только одно: Молитва, покаяние, самоуничижение и внимательное бдение над своими помыслами. А Господь Сам решит каким путем меня привести к покаянию. Всякие поиски кого то или чего то  избавляющего меня от трудов и страданий поиска пути есть уловки и происки лукавого.
Спаси Господи о. Константин и благословите меня. Я в воскресенье 1-го апреля уеду в Карелию. Чувствую острое желание уединиться в пустыньке и помолиться. Побуду в пустыньке четыре дня, потом исповедаюсь и причащусь. Через неделю опять в работу. Помолитесь за меня недостойного.
Низкий поклон, от меня грешного и спаси Господи.
Простите меня, опять не получилось коротко, простите за многословие!

Монах Константин, 01.04.12: Олег, буду отвечать по пунктам. Судить об исповеди и покаянии нельзя по своим внутренним чувствам. У страстного человека они не могут быть правильными и потому доверять им крайне опасно. Что касается исповеди и покаяния, то мы должны руководствоваться не своим умом и тем более чувствами, а только верою. Верою в то, что Господь ради нас грешников сошел с небес на землю. Для того, чтобы простились нам наши грехи, Он взошел на Голгофу и претерпел крестные муки и самую мучительную смерть. И Он, наш Бог и Спаситель, обращается ко всем нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененнии. И Аз упокою вы». Потому,- со смирением, верою и благодарением надлежит припадать нам ко Христу исповедуя Ему грехи свои, помня Его слова: «Грядущего ко Мне (грешника) не иждену вон». То есть, Господь принимает всякого грешника с любым его чувством и даже безчувствием, лишь бы грешник верил, что Он есть его Спаситель и Врач его души.

Заметь, что ты переносишь свой житейский, материальный опыт в духовную сферу и ищешь получить зримый результат, в данном случае в виде какого-то ощущения. Кающемуся грешнику должно быть свойственно пребывать в чувстве искреннего сокрушения, смирения и сожаления о содеянном, а при отсутствии этих чувств сугубо укорять себя, воздыхать о своем окаянстве и плакать сердцем. А как плакать сердцем, спросишь ты? По слову:- Просите и дастся вам, ищите и обрящете, стучите (молитвой) и отверзется вам. Истинно кающийся, по слову афонских старцев, телом ходит по земле, а молитвой ударяет в небеса.

Более подробно о сути покаяния можешь прочесть в книге митрополита Антония (Блюма) «О покаянии».

Касательно твоих «отношений с учителем». Старайся держаться среднего пути, «не уклоняясь ни на десно, ни на шуйе». Из твоих слов видно, как враг старается столкнуть тебя то в одну, то в другую крайность. А путь добродетели, как учат Святые отцы, есть средина между двух крайностей.  Поиск духовного руководителя не есть «отклонение от Пути… надежда на себя и на человека…. обратный путь к гордости и неверию», как ты говоришь, а есть путь веры и смиренномудрия. Как ты надеешься сам преплыть бушующее море без опытного кормчего? Не обязательно благодатного старца, а хотя бы более преуспевших в духовной жизни людей? А помощь от Бога через человека тоже необходимо испрашивать молитвой, а не идти к старцу, как к оракулу.  Еще Петр Дамаскин, более тысячи лет назад, отмечал необходимость обязательного совета с духовно опытными людьми, в числе прочих 7-ми духовных деланий.

Должен сказать, что обратил внимание на то, что ты, слава Богу, правильно осознал необходимость личных трудов и стараний в деле покаяния и самоисправления. Господь да поможет тебе пребывать в этом делании, внутренне удаляясь, как от огня глупой самонадеянности и безумной гордости. Прости меня за прямоту, но считаю нужным называть вещи своими именами.

Возмогай о Господе.

Вопрос от Рафаила: Спаси Господи! Подскажите пожалуйста,- не нахожу с духовником общего языка. Сам я очень грешный человек, понимаю, что ему тяжело со мной, но реально,- после поездки в храм к нему, очень тяжело. Можно ли сменить духовника? Трудно объяснить словами. Простите Христа ради.

Монах Константин 09.04.12: Рафаил, если общение с духовником оставляет в душе смятение и тяжесть, не приносит облегчения, не разрешает духовных проблем, то нужно молиться Господу Богу, просить Его помощи и искать другого духовника. Удаление от духовника, при этом, должно сопровождаться самоукорением, а не укорением духовника. Имей ввиду, что расторжение взаимопонимания между духовником и чадом есть одна из козней диавольских. Да поможет тебе Господь.

Вопрос от Рафаила: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ. Подскажите, нужно ли особое благословение при отказе от российских паспортов?

Монах Костантин, 29.04.2012: Внимательный христианин каждый свой жизненный поступок обговаривает с духовником и берет его благословение. Отказ от паспорта это весьма серьезный поступок.

Вопрос от Надежды Васильевны: На работе я обязана агитировать за прививки новорожденным, зная, что нет благословения. Как поступать для спасения и во благо детям? Как врач, могу аргументировать за и против. Ваше мнение?

Монах Константин 04.05.2012: В конце церковной службы, при чтении 33-го псалма, Вы, наверное, слышали такие слова: «Уклонися от зла и сотвори благо». Поступайте так, как велит Вам Ваша совесть, не стараясь заглушить ее. При этом Вам необходимо внутренне готовиться к благодушному (то есть, с благодарением Господу, а не с ропотом) перенесению скорбей, которые могут возникнуть в связи с тем, что требования совести не согласуются с требованиниями начальствующих. Исполнение заповедей Божиих и требований своей совести, есть несение христианского креста и деятельное возделывание спасения своей души. Бог Вам в помощь.

Вопрос от Ильи: Христос Воскресе! Поздравляю Вас с праздником Св. Великомученика и победоносца Георгия! Молитвами Св. Георгия, да пошлет Вам милосердный Господь Великое утешение! Еще до своего воцерковления, так сказать в «прошлой жизни» я совершил очень много ошибок и больших и маленьких. Иногда сами собой приходят воспоминания этих событий и от этого становится очень неприятно и грустно, что уже ничего не вернешь и не изменишь. Все это результат каких либо нераскаянных грехов или это естественное свойство памяти человека и не стоит обращать на это внимания?

Монах Константин 20.05.2012: Илья, воспоминания о своей прежней жизни это естественное свойство человека, но они должны сопровождаться покаянной молитвой и заканчиваться прошением,- Господи, прости вся моя ведомыя и неведомыя согрешения и Своими судьбами исправь мои ошибки. И в моей душе и в душах всех ближних, которым я как-то повредил.

Вопрос от Надежды Васильевны: Христос Воскресе! Батюшка, благословите!Благодарю за предыдущий ответ, помогите в вопросе:в моей работе редко, но бывает такой диагноз- анэмбриония, что значит отсутствие плода (при УЗИ беременности малого срока) но наличии плодного яйца. Вопрос о присутствии души если нет будущего ребенка, а беременность есть. Простите, прошу святых молитв за детей Анастасию, Елену.

Монах Константин 20.05.2012: Мы считаем, что нельзя с полной уверенностью доверять результатам УЗИ при малых сроках беременности, на основании их принимать решение об отсутствии души и делать операцию. Нельзя исключать возможность ошибки, цена которой, слишком велика. Господь да умудрит Вас во спасение Вашей души и иже с Вами.

Вопрос от Венцеслава: Можно так сформулировать:Правильно ли я толкую, что сличилось со мной на дороге /Я делаю паралел с Вашим переживанием в Кавказе прежде нахождении монахов/и при проблема с начальником? Я делаю какой то паралел с переживанием монаха Давида, у него было какой то переворот в области желудка после встречи с колдуней.Можеть ето бессовское действие?Но едиственный выход я нахожу в молитьве и если оно често проявляется как молиться? Я хотел как то соглосовать свой опыт с Вашим, верифицировать, соглосовать с традицией, прояснить? Можеть я не верю достаточно, что Бог в моей жизни тоже говорить, что Бог меня помогаеть, или слишком много самоуверен? Хочу спасить тоже как преодолеть страха, человекоугодии, унинии, леность и слабоволии? Как быть твердым и в тоже время не вподать в фанатизме? У меня наблюдаеться или страх, слабость, пасивность или гнев и фанатизм.Знаю, что трудно научить гордого.Спаси Вас Господи Вас за молитьвах!Мне кажеться, что чувствую их!Простите и благословите!
С поклоном Венцеслав

Монах Константин 26.05.2012: Венцеслав, внимательно прочитав твои письма, можем дать тебе следующии рекомендации: во-первых, в силу того, что ты пишешь, тебе для духовного оздоровления требуется непосредственный контакт с духовником на месте и его наблюдение за твоим духовным состоянием. Мы же сего предоставить не можем по понятным причинам. Во-вторых, ты патологически развил доверие своим чувствам, мыслям и предположениям, это называется мнительность, которая вводит человека в лабиринт собственных фантазий. Понятно, что ни к чему доброму это не приводит. В-третьих, тебе нужно учиться детской простоте и немечтательности во взаимоотношениях с людьми и твоем отношении к Богу. Кроме того, не стоит черезмерно мистифицировать описанные тобою случаи у моря и на дороге. Господь печется о всяком человеке и разрешает его проблемы и житейские и духовные. Посему будем заботиться о смирении и благодарении Его. В этом и будет выражаться твердость твоей веры, без экзальтации и фанатизма.
Что касается твоего вопроса о преодолении страстей, могу сказать следующее: избавление от перечисленых тобою страстей происходит при частом общении с духовником в течение длительного времени.
Господь да сохранит тебя от всех сетей диавольских.
P.S. Мы не имеем возможности вступать в личную переписку, а на вопросы отвечаем через сайт.

Вопрос от Ильи: Благословите. Иногда бывает, что больше не могу терпеть, начинаю роптать, малодушествовать, сомневаться в Боге и Его промысле, думаю: «Да когда же эта полоса бесконечных препятствий, закончится! Неужели Господь меня не слышит? Всё, хватит ничего не хочу!» Потом вижу, что у некоторых людей еще хуже обстоят дела и как-то меня это отрезвляет или происходит что-то необычное, сверхъестественное в жизни и опять возвращаюсь в нормальное состояние. Думаю: «Господи, зачем же ты попустил мне такое,чтобы я начал роптать на Тебя и отворачиваться от Твоей благодати? Как я могу себя называть после этого христианином?!» Как в таких случаях правильно поступать? Как можно молиться, если совсем нет молитвенного настроя? Как можно молиться, если в семье нет единения, единомыслия, согласия, мира? Как молиться и воспитывать приемного сына, если ему уже 20 он знает сам как ему поступать и не слышит, что ему говорят родители?

Монах Константин 27.05.2012: Илья, смущение и нетерпение в душе возникают в следствие неимения или потери духовного образа мыслей, христианского духовного понимания происходящего в каждый момент нашей жизни. Нетерпение различных ситуаций возникает, в основном, от того, что мы не видим духовного смысла заложенного в них. Этот смысл весьма многообразен, но если сказать обобщенно,- то он сводится к тому, чтобы человек в каждом конкрентном случае отсек волю своего грехолюбивого, падшего естества и поступил по воле Божией, исполнив ту или иную заповедь. Например: Не воздавайте злом за зло, но побеждайте благим злое. Всякое гнилое слово да не исходит из уст ваших. Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов. Если в трудных ситуациях ты будешь помнить о заповедях и стараться поступать в соответствии с ними, то появится, и молитва, и терпение, и покаяние, и смирение. А за ними последует умножение благодати, избавляющей душу от нетерпения, раздражения, омрачения и других тягостных состояний.
О молитве. Молится нужно не только из молитвенного настроя, но и из всякого состояния, в котором душа находится в настоящий момент, как учит преподобный Исаак Сирин. Молиться нужно из состояния уныния, малодушия, маловерия и даже отчаяния, представляя свою тяжелобольную душу Всесильному и Всеблагому врачу. Молись, хотя бы, с таким чувством, с каким ты обращаешься к своим друзьям за помощью, понимая, что они могут помочь. А Христос сказал: Вы друзья мои…
Чтобы появились в семье мир, единение и единомыслие нужно это как раз и испрашивать молитвой у Бога. А самому стараться поступать благоразумно. И сознавая свое неразумие испрашивать благоразумия.
Воспитывать взрослого человека поздно. А вот перевоспитать можно, но только с Божьей помощью, своим личным благим примером. Если он увидит ваше благое устроение, незлобие, отзывчивость, благодушие в любой ситуации, то неизменно потянется за таким примером. И не забывай молиться о его вразумлении и исправлении.

Вопрос от Ильи: Благословите. Иногда бывает, что больше не могу терпеть, начинаю роптать, малодушествовать, сомневаться в Боге и Его промысле, думаю: «Да когда же эта полоса бесконечных препятствий, закончится! Неужели Господь меня не слышит? Всё, хватит ничего не хочу!» Потом вижу, что у некоторых людей еще хуже обстоят дела и как-то меня это отрезвляет или происходит что-то необычное, сверхъестественное в жизни и опять возвращаюсь в нормальное состояние. Думаю: «Господи, зачем же ты попустил мне такое,чтобы я начал роптать на Тебя и отворачиваться от Твоей благодати? Как я могу себя называть после этого христианином?!» Как в таких случаях правильно поступать? Как можно молиться, если совсем нет молитвенного настроя? Как можно молиться, если в семье нет единения, единомыслия, согласия, мира? Как молиться и воспитывать приемного сына, если ему уже 20 он знает сам как ему поступать и не слышит, что ему говорят родители?

Монах Константин 27.05.2012: Господь да благословит всех нас молитвами святых Своих.
Илья, смущение и нетерпение в душе возникают в следствие неимения или потери духовного образа мыслей, христианского духовного понимания происходящего в каждый момент нашей жизни. Нетерпение различных ситуаций возникает, в основном, от того, что мы не видим духовного смысла заложенного в них. Этот смысл весьма многообразен, но если сказать обобщенно,- то он сводится к тому, чтобы человек в каждом конкрентном случае отсек волю своего грехолюбивого, падшего естества и поступил по воле Божией, исполнив ту или иную заповедь. Например: Не воздавайте злом за зло, но побеждайте благим злое. Всякое гнилое слово да не исходит из уст ваших. Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов. Если в трудных ситуациях ты будешь помнить о заповедях и стараться поступать в соответствии с ними, то появится, и молитва, и терпение, и покаяние, и смирение. А за ними последует умножение благодати, избавляющей душу от нетерпения, раздражения, омрачения и других тягостных состояний.
О молитве. Молится нужно не только из молитвенного настроя, но и из всякого состояния, в котором душа находится в настоящий момент, как учит преподобный Исаак Сирин. Молиться нужно из состояния уныния, малодушия, маловерия и даже отчаяния, представляя свою тяжелобольную душу Всесильному и Всеблагому врачу. Молись, хотя бы, с таким чувством, с каким ты обращаешься к своим друзьям за помощью, понимая, что они могут помочь. А Христос сказал: Вы друзья мои…
Чтобы появились в семье мир, единение и единомыслие нужно это как раз и испрашивать молитвой у Бога. А самому стараться поступать благоразумно. И сознавая свое неразумие испрашивать благоразумия.
Воспитывать взрослого человека поздно. А вот перевоспитать можно, но только с Божьей помощью, своим личным благим примером. Если он увидит ваше благое устроение, незлобие, отзывчивость, благодушие в любой ситуации, то неизменно потянется за таким примером. И не забывай молиться о его вразумлении и исправлении.

Вопрос от Ильи: Христос Воскресе! Недавно один известный современный богослов сказал: «Можно быть вором и при этом никогда ничего не украсть» он имел ввиду то, что у человека может быть в сердце только желание это сделать. Для примера от себя добавлю, можно быть прелюбодеем и никогда не изменять супруге. Можете подробнее пояснить? Если так рассуждать, то все люди нарушают все заповеди? Спаси Господи.

Монах Константин 27.05.2012: Воистину воскресе! Да, можно быть прелюбодеем, никогда при этом не нарушая телом супружеской верности. Ибо Господь сказал: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» Мф. 5, 27. Но вожделение начинается с прилога (появления) помысла, за этим следует с нашей стороны либо сочетание с помыслом, либо отвержение его. На этой стадии греха еще нет. Если человек принимает помысел,- «Да, согласен», то грех прелюбодеяния уже свершился в духе и человек уже грешен пред Богом. И в этом уже должен каяться, стараться быть внимательным, чтобы не допускать греха помыслами в подобной ситуации и просить у Господа помощи. И освобождение души от всякого греха и страсти начинается с внимания (в смысле контрля) к приходящим помыслам и желаниям. Это есть начало истинной христианской жизни.

Вопрос от Ильи: Христос Воскресе! У меня есть друг, он юрист. Директор очень часто заставляет его находить различные способы, чтобы возникающие проблемы были разрешены только в пользу его компании. Способы решения возникающих проблем его не интересуют. Моему товарищу надоело идти на поводу у директора и попирать свою совесть, но пока он у него работает, ему деваться некуда. Даже если он сменит работу, то нет никакой гарантии, что эти ситуации не будут повторятся с другими руководителями? Как в таких случаях поступать рассудительно и по христиански? Как не согрешать тем, что делаешь то, что тебе говорят делать, хотя и говоришь при этом, что: «смотрите, вот так плохо, а вот так хорошо поступать»? Спаси Господи.

Монах Константин 27.05.2012: Востину Воскресе! Господь сказал: «Не судите на лица, но праведный суд судите» Ин. 7, 24. То есть, всякий человек, в том числе и юрист по профессии, должен в первую очередь исполнять волю своего Небесного Господина, а потом уж земного. Мы можем только посочувствовать юристам, которым всегда было крайне трудно соблюсти чистоту совести и требования хозяина.
Христианское рассуждение говорит следующее: Не ходить там, где скользко.

Вопрос от Илии: Спаси Господи за предыдущие ответы! Надеюсь,что наконец с Божией помощью и Вашими Св. Молитвами начну жить не душевной, а духовной жизнью. Как изгнать греховные качества своей души, которые уже укоренились? Как возлюбить Господа всем сердцем? Как добиться постоянства в духовной жизни, чтобы не впадать в крайности? Почему происходит падение, когда умом противостоишь и понимаешь, что это грех, а сердцем уже принял решение? Почему, когда находишься в состоянии радости и ощущения победы над грехом, чувствуешь в себе силу и готов бороться все равно падаешь? Спаси Господи.

Монах Константин 27.05.2012: Отвечаю кратко, а подробные ответы можно найти во 2-м томе Добротолюбия.
Итак:
Святые отцы учат, что молитвенным плачем изгоняются из сердца страсти и молитвенным плачен насаждаются в нем благие качества.
Господь сказал: » Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей…» Ин. 15, 10. А для того, чтобы соблюдать их, нужно ИЗУЧАТЬ Евангелие, размышляя какую заповедь мы должны исполнить в той или иной ситуации.
Достичь постоянства можно только лишь устранив причины непостоянства, среди которых основное место занимают, гордостное самодовольство и уничижительное осуждение ближних, являющихся корнями нерадения, охлаждения, непостоянства, безпечности и пагубного самооправдания.
Падение и происходит тогда, когда сердцем уже принял решение, то есть сочетался с помыслом и согласился на грех. А в уме, зачастую, при этом хранится помыел самодовольства, препятствующий приходу Божественной помощи.
Именно в ощущении «радости и победы над грехом», а также «своей силы» кроется гордостное упование на себя, мол: «Я победил грех». Господь же сказал: «Без мене не можете творити ничесоже» Ин. 15, 5. Преподобный Иоанн Лествичник сказал: «Где свершилось падение, там прежде водворилась гордость».

Вопрос от Дионисия: Dobrij Vremja Sutok otec Konstantin. Piset vam rab bozij deonisij iz Irlandi Dublina v cerkvi 5 let, mne 30 let rabotaju i zivu v irlandi oxranikom. Moj otec zivet s koldunej zanimaetsa ona cernoj magie vudu ( zavut natalija), ja eziju po monastiram ocen casto ocen casto custvuju ee vlijanie snitca casto v snax i mame toze, ee docka mene ugrazaet fiziceskoj raspravoj, znaet kriminalnogo avtareteta,i toze ucit cernuju magiju ( zavut marina) sama mne pokazivala, kak molitsa ctobi oni ostavili menja v pokoe.

Монах Константин 8.06.2012: Дионисий, истинный христианин не боится ни колдунов, ни бесов, а боится только Единого Бога, и как бы не оскорбить Его каким-либо грехом. Святые отцы говорят: «Кто боится Бога, перед тем содрогаются все полчища сатанинские с самим сатаной во главе. Разве могут колдуны или бесы сделать что-либо человеку, если на это не будет изволения Божиего? А попускается нам Богом лишь то, что полезно ко спасению. И побеждать бесов и колдунов можно только верой, молитвой и надеждой на Бога. Сама ситуация понуждает тебя научиться истинной, усердной молитве и укреплению в вере и надежде. Советую со вниманием почитать житие священномученика Киприана и мученицы Иустины. Постарайся выучить на память и чаще читать 90-й и 22-й псалмы.

Вопрос от Илии: Спаси Вас Господи за Ваше терпение. С раннего детства меня учили быть целеустремленным и не растрачивать драгоценное время жизни. Около 18 лет я был увлечен делом, которому собирался посвятить всю свою жизнь. После того как я начал воцерковляться и посещать Богослужения моя жизнь стала меняться кардинально. У меня начал пропадать интерес к профессии, которой я посвятил уже достаточно много времени и начал появляться все больше и больше интерес к духовной жизни. Наступил достаточно сложный переломный период, когда необходимо было сделать выбор. Спустя некоторое время я познакомился с одним игуменом, который предлагал мне остаться в монастыре, но я отказался. В последствии через этого игумена я познакомился с духовником. Сейчас я не занимаюсь этим делом, но меня достаточно давно беспокоит вопрос, как выявить таланты которые даны Богом человеку, как преумножить их и как реализовать их? На сегодняшний день большего утешения и радости чем в храме, семье и близких людях я не нигде не испытываю, т.к. нет настоящего «аппетита» ни к чему, кроме духовного, настоящего, истинного. Может я впадаю в крайности, зациклился на вере и и стал фанатиком? Как совместить любимое дело с верой в Бога и служению Ему? Очень не хочется закапывать таланты, если они имеются. Хочется быть нужным и реализованым, а не проживать жизнь так, между прочим. Хочется прославлять Бога и приносить пользу семье и людям. Простите меня грешного и неразумного.

Монах Константин 17.06.2012: Таланты выявляются склонностью человека к какому-либо занятию и преуспеянием в нем. Истиннные, благие таланты нужно отличать от страстных склонностей, например, лицедейства. Данные Богом таланты реализуются и преумножаются усердным трудом во славу Божию, во спасение своей души и ближних. Общее правило в этом отношении определяется такими словами: Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть. Иак. 4:17
В творении добра не может быть никакого фанатизма, поскольку мы не можем сделать больше добра, чем мы можем сделать. Но и как во всяком деле все должно твориться с рассуждением.
Всякое дело может быть добрым только если оно делается во славу Божию. Поскольку: Аще едите, аще пиете, аще ино что творите, вся во славу Божию творите. 1Кор. 10:31

Вопрос от Венцеслава: Благословите, отец Константин! Спаси Вас за советах и молитьвах! Буду стремиться к выполнении советов, с благословением духовного отца. Постепенно хочу с Вашей помощью выяснить свои ошибки, но и поставлят здоровые основания духовного опыта. Я чел, что если стремлюсь к покаянии, смирении и благоговении в молитьве ето здоровое основание, которое охраняет от прелести? Можеть быть не надо обращать такое внимание на ощущениях во время молитве, не верит и не гордяться им, но больше сосредоточиться на словах, на веру, на смирении, что было из сердца, с болью? Хочеться научиться благоговении и страха. Как научиться страха Божия? Мне очень нравиться Ваша святоотеческая философия, что все по Божей воле. Мне хочеться научить больше о заповедах Господних и как выпольнять их в каждой ситуации. Где можно более подробно прочесть о практическом приложением заповедах и словах Господа, как и о понимании все как воля Божия? Я думаю, что это мне помогает, как и принимание все с благим помыслом/старец Паисий/. Вы видите, что моя ситуация не простая. Надо молиться и в тоже время охранять себе от прелести. Надо не гордяться, но и склонен к отчаянии. Хочу учиться, но оченъ быстро при самом малом гордость «активируеться». Пробую молиться из сердца за каждогого члена семьи. С болью пробую «Пресветая Богородице, спаси раб божий..! Старец Паисий много говорить о больи при мольтьве! У меня не всегда есть! Как Вы думаете, можно собудить боль со словами «Как хочу, что бы мой ребенок не стал жертвой дявола за моих грехах и немощях, как хочу, что бы он спасился. Я не могу ни мольтся, ни воспитать! Пресветая Богородице, смились! Господи, помоги! Я не могу ничего научить своей супруги, не оствляй ее в неведении! Помоги мне быть отцом и супругом!» — со смирением,но и верой? Можно ли прежде молитьве преодолеть многогрижием молитьвой «Целое мое упование на тебя возлагаю Мать Божия!Пази меня под твоим покровом!» Прошу Ваших святых молитьвах, даже если совсем негоден к понимании и выполнении! С Уважением: Венцеслав

Монах Константин 17.06.2012: Покаяние, смирение и благоговение действительно являются правильным основанием для молитвы. Но это не должно быть чувством, ощущением или мнением, а должно быть состоянием духа, в котором человек предстоит перед Богом. А отличить одно от другого можно по смирению, которое не видит себя смиренным, благоговейным и кающимся, а видит себя грешником и оплакивает себя пред Богом.
Страх Божий зарождается в душе в тот момент, когда человек не желает и боится оскорбить Бога грехом и удаляется всякого повода к нему.
По поводу практического применения заповедей Христовых могу рекомендовать тебе следующие книги: «Невидимую брань» прп. Никодима Святогорца, «Толкования апостольских посланий» свт. Феофана Затворника и книгу «Старец Силуан» арх. Софрония (Сахарова). Последнее является лучшим пособием в борьбе с гордостью и отчаянием.
В твоем непростом состоянии небезопасно искать каких-то особых чувств на молитве, лучше молиться в простоте, с верою и непоколебимым упованием на то, что Господь слышит и принимает твою молитву и подаст все необходимое ко спасению тебе и твоим близким, но в свое время, а не тогда, когда мы хотим.
В последнем вопросе непонятно слово «многогрижием» и поэтому ответить на него не могу.