О причащении

Вопрос от Романа: Христос посреди нас отец Константин. Является ли поводом считать себя недостаточно подготовленным подходить ко Причастию, если не были соблюдены постные дни, ни семь дней,ни три по отношению к пище, если не причащался человек порядка месяца и чувствует некую тяжесть и окаменелость, и понимая,что Причастие -Жизнь, а вне Его смерть духовная и телесная. Не причащаться человеку и ждать пока он настроится как положено? Или же всё же сокрушаясь и отсутствием должного приготовления дерзать подойти к Раздаятелю Жизни, имея конечно в виду тот факт, что таковое приготовление не как постоянное, а как один из вариантов, когда душа, как в притче о расслабленном, которого принесли ко Господу друзья, только тут приносишь себя: Господи спаси мя, погибаю. Спаси вас Господи.

Монах Константин: При подготовке к Причащению не пост является главным условием приготовления, а сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, сердце, плачущее о своих согрешениях и просящее у Бога великой милости: оживотворить умерщвленную грехом душу Духом Святым. Старцы благословляли, в крайнем случае, соблюсти пост в течение двух дней. Но  бывали ситуации, когда старцы благословляли приступать к Причащению без соблюдения поста, в особых случаях, когда душа, как говорится «умирает от жажды приступить к чаше Животворящей Крови», но это только в виде редкого исключения. И после Причащения обязательно восполнить упущенное,- постные дни и не полностью исполненное правило.

Вопрос от Ильи: Благословите. Бывает так, что причащаюсь 2-3 дня подряд. Как сохранить покаянное чувство своего недостоинства хотя бы на протяжении этих Святых дней? Как не расслабляться? Как себя понуждать к молитве, если нет особого желания молиться и вычитывать правило? Можно заменить правило ко причастию или повседневное правило Иисусовой молитвой? Спаси Боже

Монах Константин 26.05.2012: Вопросы связанные с частотой причащения и заменой правила нужно решать исключительно со своим духовником. Для того, чтобы сохранять покаянное чувство нужно быть внимательным к своим чувствам’ желаниям и помышлениям. И, как только замечается какая-то греховность, тут же обращаться с покаянной молитвой к Богу не жалея на это времени. Необходимо определить причину, по которой нет желания молиться. Это бывает, в основном, от маловерия сердечного или от самодовольства. Придя к осознанию причины нужно принести подобающее покаяние. В такой ситуации помогает чтение святоотеческих книг о покаянии и молитве. Все это делание надобно совершать в духе самоукорения. Да поможет тебе Господь избавиться от сети сея.

Вопрос от Илии: Перед самим причастием или накануне не всегда есть покаянное чувство о содеянных грехах, хотя и осознаю, что я совершил. Как в таком случае поступать, причащаться или нет, если например это Великий праздник, день ангела или просто воскресный день? Можно ли подходить к Чаше, если накануне с ближним ссорился, а он еще не простил меня, хотя я попросил прощения? На самой исповеди я исповедую свои грехи каюсь в них, но понимаю, что опять их совершу, например впаду в гордость, осуждение и т.д. Получается какой-то замкнутый круг, подготовился, пришел на исповедь, Причастился и опять тоже самое. Внешне все исполнено, а внутреннего (сердечного, умственного) изменения нет. Как причащаться не в осуждение? Ведь покаяние-это изменение направления своей жизни. Получается, что настоящего покаяния еще нет, а сплошное лицемерие. Спаси Господи Вас за Ваше терпение.

Монах Константин 30.05.2012: Покаянное чувство о содеянных грехах мы должны возгревать чтением святоотеческих творений на эту тему. А так же самоукорением в  том, что душа пришла в окамененное нечувствие от множества грехов. На некоторое время, по совету с духовником, можно причастие отложить. испрашивая у Господа в молитве покаяния и сокрушения. По прошествии определенного духовником перерыва должно приступать ко причастию стараясь иметь осознание своей душевной проказы, приступая ко Христу, как всесильному Врачу и Жизнодавцу.
К Чаше нельзя приступать, если ты вовсе не просил прощения или просил для проформы.
Мы для того и приступаем к Чаше, чтобы обрести благодать Святого Духа в борьбе со грехом, по крайней мере для того, чтобы уменьшить частоту греховных поползновений.