Вопросы о молитве.

Вопрос от Владимира:

Ваш прошлый ответ очень отрезвил меня. Возникло же новое недоумение. Какая есть нужда в чтении книг об умном делании, если в независимости от познаний теоретических, благодатная молитва приходит как дар Господень смиренно молящемуся сердцу? Сумма познаний, прочитанных о делании молитвы, чтение опыта святых отцов… все это грузом, как заржавевшие механизмы лежит в голове и я не вижу продвижения на своем пути. 2 года живу неразлучно с молитвой, служу в Алтаре пономарем, приобщаюсь Таинств, открываю помыслы духовнику иеромонаху, но молитва становится все хуже и хуже и встаю на правило не так усердно, как раньше. Прочитано о молитве много, правило молитвенное соблюдаю неукоснительно (последнее время все хуже и хуже), но, словно стою на месте, постепенно скользя назад. На ум постоянно приходит опыт преподобного Силуана Афонского, который не занимался теоретическим познанием молитвы через книги, но сам был весь в ней, простой, смиренный и занятый послушанием и внутренним плачем. «Жил сегодня, не мечтая о завтрашнем», как сказали вы. Как можно мне помочь? Просвети мя о Христе, отче, опытом своим.

 

Монах Константин:

Владимир, по-видимому, твоя ошибка заключается в том, что ты, похоже, видишь себя поднимающимся по золотой лестнице, жаждешь «восходить от силы в силу» и ждешь плодов молитвы.

От подобного образа мыслей необходимо избавиться, ибо это пагуба для ищущего спасения. Не жди никаких «плодов молитвы», никакого «успехов» на этом поприще. Пока ждешь — ничего не будет, поскольку ждущий считает себя способным и достойным принять эти «плоды». А это гордостный самоцен.

Теоретическая база в виде чтения святоотеческих трудов необходима, поскольку без духовных знаний научиться духовному деланию нельзя. Иногда, по особенному смотрению Божию, такие знания могут быть даны некоторым подвижникам благодатным образом, но мнить себя таковым – означает находиться в самопрельщении. И стало быть — необходимо учиться самому приобретать знания. Однако, количество знаний не переходит в качество. Общий объем прочитанного никогда не достигнет какой-то критической массы, после чего сама собой появится молитва. Тем более благодатная, которая дается Богом подвизающемуся по очищении того от страстей. А очищение от них дело не быстрое и сроков тут никаких нет.

Еще раз скажу – молитва это труд. И труд до конца жизни.

Твоя задача, не ожидая ничего, просто молиться. Так, как иные ходят на работу. Годами, десятилетиями. Молитва это средство. Как весла в лодке. Пока гребешь – движешься, хотя движения этого сам и не видишь. Ведь каждому из нас нужно переплыть море житейское, а посреди моря берегов не видно, ориентиров нет и движения, вроде как, нет. Но если ты его не видишь, то это не значит, что его действительно нет. Очень часто Господь не дает подвизающимся видеть их продвижение только потому, что они еще не изжили в себе гордость и тщеславие. И если бы увидели свои успехи, то тут же бы возгордились приписав это себе и незамедлительно пали. Святые отцу пишут, что на пути молитвенного делания нас ожидают разные периоды. За благодатью следует период духовной сухости и наоборот. Преподобный Исаака Сирин пишет, что почти три десятка лет терпел такой период сухости. И не смотря ни на что, продолжал молиться. Если же будешь думать о чем-то вроде: «Я уже два года молюсь, скоро должно появиться то-то и то-то…» или о чем-то подобном, то никогда не достигнешь ничего.

Молиться нужно во смирении. То есть, – сознавая своя ничтожество и недостоинство, каяться пред Богом в своих грехах с неотступностью евангельской вдовы и упованием на непостижимые милосердие и человеколюбие Божие.

Ты очень кстати пишешь о преподобном Силуане, что он был «сам был весь в ней, простой, смиренный и занятый послушанием и внутренним плачем». Вот и ты стань простым, смиренным и послушным, займись внутренним плачем и все вопросы относительно молитвенного делания у тебя исчезнут сами собой.

И да поможет тебе Бог!

  • 815 просмотров