Яд неблагодарности. Часть первая.

Неизреченные Божии благодеяния делают нас обязанными Богу-Благодетелю и весьма благодарного сердца требуют от нас, но что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам?»

Свт. Тихон Задонский

Вопрос: Если заглянуть в историю, то нельзя не заметить, как во все времена от поколения к поколению в сознании людей возрастали требования к понятию «благополучие», как, не довольствуясь жизнью и меняя ориентиры, человечество стремилось к «большему» и «лучшему». Так и сегодня, независимо от разности убеждений, общество на всех его уровнях – от каждой личности или отдельной семьи до целого народа или же государства – имеет свой собственный курс на благополучное и мирное житие.

Но далеко не все получают желаемое. И даже истинная радость многим из нас почему-то остается недоступна. Мы хотим создавать счастливые семьи, но процент разводов растет из года в год; окружаем всевозможной заботой наших чад, чтобы воспитать их достойными счастья, но получаем постоянно недовольных и инертных эгоистов; мы хотим жить в процветающем государстве, имея мирное небо над головой, но, ослепленные все тем же призраком еще «большего» и «лучшего», начинаем позволять себе оправдывать неблагоразумные военные действия…

С годами начинаешь отчетливей понимать, что вожделенное благоденствие все стремительнее отдаляется от нас и становится еще более недосягаемым… Что же происходит с нами? В чем причина всечеловеческой претензии и неудовлетворенности? Почему мы все желаем себе добра, любви и радости, но ни наши сердца, ни жизнь, которую мы усердно «выстраиваем», не становятся ни добрее, ни радостнее?

Ответ: Для того чтобы добраться до первопричины, хорошо бы каждому искренне ответить самому себе на вопрос: в чем смысл и радость жизни, к чему стремится и в чем распознаёт для себя истинное сокровище его сердце (ср. Мф 6:21)? И если окажется, что главная цель его жизни все же сведена к устроению своего личного «земного рая», – то она достойна глубокого сожаления. Непрестанный марафон за таким «счастьем» никогда не принесет человеку истинной радости, но, вопреки всем ожиданиям, независимо от количества материальных и интеллектуальных приобретений, рано или поздно повлечет для него лишь горькие и скорбные последствия.

Вопрос: Неужели во всех случаях?

Ответ: Не во всех. Речь лишь о тех случаях, когда для человека основной жизненной целью является комфорт, признание и материальное благополучие. И удивляться здесь не приходится, т.к. Священное Писание из века в век предупреждает каждого из нас, что человек сотворен не для земного – он может черпать всякое добро: внутреннюю гармонию, душевный мир, радость, любовь и пр., – лишь оправдывая Божественный смысл своего существования, в стремлении к Небесному Отечеству. А все Божественное – вечно. Поэтому независимо от того, признаём мы эту Истину или отрицаем, но без Богообщения – живой веры и деятельной любви к Богу – всякий человек предает себя на бесполезное страдание. Это необходимо наконец-то понять и усвоить всем нам.

Вопрос: Но, вероятно, должны быть какие-то варианты или исключения? Не все же одинаково заслуживают страдания? С Богом ведь тоже можно общаться по-разному?

Ответ: Вот в надежде на «исключение», а точнее, оправдывая и ощущая себя «исключением» из всех правил, многие из нас рассуждают примерно так: «В Бога я-то верю, но по-своему – так, как считаю нужным. Потому, несмотря на то, что я живу по своим личным правилам, я все равно ни в чем не виноват пред Богом и не несу никакой личной ответственности за то зло, которое в сегодняшнем мире развивается все стремительнее».

Можно обманывать себя как угодно, но Господь говорит лишь о двух путях земного следования: «Кто Мне служит, Мне да последует…» (Ин 12:26), – или же: «Кто не со Мною, тот против Меня…» (Мф 12:30). Поэтому нет никаких исключений – третьего просто не дано: если мы не следуем за Христом, исполняя Его заповеди, – это значит, что мы ведем образ жизни богопротивный, а следовательно, сами того не осознавая, уподобляемся диаволу. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше… Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:21, 24), – говорит Священное Писание.

Вопрос: Значит, основной критерий, определяющий качество жизненного пути человека – это его вера, его отношение к Богу?

Ответ: Конечно. А как может быть иначе? Ведь счастье, радость и благодушное расположение – это внутреннее состояние души. И поэтому заведомая ошибка искать или определять их материальными мерками.

Преподобный Антоний Великий говорит: «Благодарность Богу и добрая жизнь есть угодный Богу плод от человека…» Поэтому будь то радость или уныние – это плоды нашей жизни, которые мы приносим Богу, а формируются они, соответственно, по делам нашим.

Вопрос: Следовательно, если говорить о такой цели, как радость жизни, то вне православного христианского миропонимания человек обречен на погоню за ее «призраком»?

Ответ: Вне истинно православного – да. Потому что сегодня понятие «верующий христианин» в сознании многих обрело слишком светское или просто формальное толкование. Мне помнится, я как-то задал одному молодому человеку вопрос о том, как он видит свое христианское бытие. Он ответил:

– Для того чтобы я считал свою жизнь полноценной и радовался ей, Бог должен дать мне хорошую работу, где меня будут уважать, любящую жену-красавицу, талантливых детей, комфортное жилище, хорошую машину, денег побольше…

– А где же в твоем списке место духовной жизни?

– Ну я же не против в воскресенье сходить в храм, послушать пение, свечечку зажечь…

Его слова прозвучали для меня, как притча. Такая, своего рода, иллюстрация совершенно потребительского отношения к Богу. Но, к сожалению, именно так сегодня мыслят многие из тех, кто называют себя верующими христианами. А такая жизненная позиция крайне далеко отстоит от богоугодной и истинно христианской.

Поэтому первопричиной всех невзгод и недоумений для современных христиан является потеря духовного образа мысли и, как следствие, духовной жизни. Как, например, предупреждает преподобный Марк Подвижник: «Уклонившись от духовного образа мыслей, ощутишь страдание», – и это значит, что, пока большинство из христиан относится к Богу и рассматривает полноту своего христианского бытия так, как упомянутый мною молодой человек, – они вряд ли приобретут настоящую радость жизни. Т.к. в усвоенной ими системе целей и ценностей Бог – единственный Источник истинной и вечной радости – занимает место, в лучшем случае, второстепенное.

Вопрос: Получается, что христианами мы являемся только формально, на словах? А чем характеризуется истинное духовное устроение человека?

Ответ: Истинный христианин поставляет своей главной целью жить так, как угодно Господу, уподобиться примеру Сына Божия во временной жизни и наследовать Его Царствие в вечности. Поэтому все, что ни посылает ему Господь, он с благодарностью принимает как необходимое для спасения своей души: будь то скорбь или радость, бедность или богатство. Ежедневно попадая в те или иные обстоятельства, он в каждом случае задается вопросом: «Что я могу сейчас сделать приятного Богу и спасительного для своей души?» Именно с таким внутренним настроем и расположением верующее сердце будет постепенно укрепляться в свойствах Христовых: благодарности, кротости, смирении, милосердии, жертвенности, любви и пр.

Афонский старец Паисий Святогорец говорит: «Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему дает каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается… Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки».

Вопрос: И как приобрести такое устроение, если сегодня основной темп существования – суета, а мир тоталитарно диктует свои условия и нормы жизни? Мне кажется, чтобы так мыслить, нужно заведомо иначе чувствовать и оценивать действительность. А для этого, вероятно, надо приобрести какой-то мощный противовес: бесспорный стимул и аргумент, «хватаясь» за который можно будет начать стремиться вымещать из сердца навеянные духом времени общепризнанные человеческие понятия «правильного» и «неправильного», «справедливого» и «несправедливого». Как перевернуть сознание?

Ответ: Во-первых, необходимо наконец-то понять, что мы ежеминутно находимся в присутствии Живого Бога – это ли не достаточный противовес мирскому духу и стимул к перевороту в сознании? И во-вторых, давайте признаем реальное положение вещей: безмерно заботясь о своем личном статусе, почти каждый человек ищет признания, полагая, что он-то непременно заслуживает любви, счастья и лучшей участи, но при этом, несмотря на то, что мы называем себя христианами, а значит, последователями Христа, на деле мы НЕ проявляем любви к нашему Богу.

Вопрос: Почему-то людей нам легче любить и благодарить, если что… С людьми мы и больше считаемся, причем и их присутствие порой кардинально влияет на наше поведение, а вот Бога мы как-то «не учитываем» – это действительно так. Я уже молчу об элементарной благодарности…

Ответ: Ты удивляешься? А это опять же вопрос веры. И при таком раскладе у нас есть хотя бы прекрасная возможность понять, что веры у нас практически-то и нет. Одному из духовных чад старец Паисий Святогорец говорил следующее: «Ты испытываешь к человеку больше благодарности, потому что ощущаешь его присутствие. Требуется духовный труд, чтобы начать живо ощущать присутствие Божие. Если ты будешь ощущать присутствие Божие, то будешь чувствовать и большую благодарность к Богу. Теперь ты говоришь Отче наш и не чувствуешь ничего. Но если бы у тебя на самом деле было ощущение того, что Бог твой Отец, то ты не могла бы оставаться бесчувственной при этих словах. Человек должен постоянно иметь чувство присутствия Божия. Когда человек ощущает присутствие Божие, присутствие Ангелов и святых – это для него хорошая сдерживающая сила, не дающая уклоняться в сторону. «Предзрех Господа предо мною выну… да не подвижуся» (Пс 15:8), – говорит Давид».

Вопрос: Так что же это получается: если мы, христиане, не имеем веры и любви к Богу, то все-таки каким из двух, обозначенных выше путей мы движемся по жизни?

Ответ: Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14:15). Поэтому если мы живем так, как будто Его заповеди нас не касаются, то, несмотря на то, что многие из нас носят нательный крест или заходят в храм «поставить свечечку», на деле христианами мы не являемся, а значит, неосознанно следуем путем богопротивления.

Вопрос: Мне почему-то всегда казалось, что богопротивление – это откровенное диаволопоклонство, богохульство или отрицание бытия Бога… Но в рассматриваемом нами случае о таких крайностях речи же вроде не идет?

Ответ: Да. Сейчас мы говорим о скрытой, завуалированной форме богопротивления. А именно об образе жизни тех очень многих людей, которые не почитают Бога исполнением Его заповедей, – чем деятельно отступают от Него. И несмотря на то, что они не признают своим богом сатану, их ошибка в другом. Они замещают почитание и поклонение Богу почитанием своей воли и поклонением своим желаниям, страстям и порокам. А ведь именно о таковых и свидетельствует апостол Павел: «Ибо многие… поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп 3:18-19). Свт. Игнатий Брянчанинов подтверждает: «Помышления и пожелания наши мы соделали для себя богами, которых волю стремимся всеусердно исполнять».

Причем, как показывает жизнь, на отстаивание своих «прав» и убеждений люди полагают все усилия, порой обвиняя в своих неудачах не только ближних, но и самого Бога: «А почему Он не дал мне то или это? А почему Он допустил по отношению ко мне такую несправедливость? А почему Он не наказывает моих врагов? И если на все Его Воля, то почему Он делает так, что зло окружает меня?» – и т.п.

Хорошо по этому поводу говорит старец Паисий Святогорец: «Нигде в Евангелии не написано, что надо верить в свой эгоизм. Оно призывает веровать в Бога, в то, что Бог может помочь мне, может меня исцелить. Но если кто-то верит в себя, то в этом есть либо эгоизм, либо беснование. За такой эгоистичной постановкой вопроса кроется действие диавола. Они путают сказанное Христом «Веруешь ли?» со своим собственным «Верую». Отсюда начинается и все это беснование, происходящее в мире. А потом тебе говорят: «Не надо уважать ни великого, ни малого для того, чтобы стать личностью». Поэтому и слышишь такие призывы: «Дави их, круши их, чтобы добиться цели!» Уважение считается отжившим свой век, и диавол торжествует. А между тем даже если ребенок дерзнет чуть бесстыдно поговорить с родителями или старшими, то его оставляет Благодать Божия, и он принимает бесовские воздействия!»

Так как ты думаешь: может ли быть счастлив человек и в сердцах требовать для себя благополучия, если всем своим существом он упорно конфликтует и противостоит Богу?

Вопрос: Честно говоря, об этой реалии даже страшно подумать…

Ответ: Но все же надо набраться мужества и выяснить для себя, во что мы верим и как на деле относимся к Богу. Это жизненно необходимо. Почему мы не задумываемся о том, насколько щедро мы уже облагодетельствованы? Ведь даже тех даров, которыми нас изначально одарил Господь: жизнью, разумом, свободной волей, верой, возможностью единения с Богом и обретения Небесного Отечества, – более чем достаточно для того, чтобы бесконечно радоваться, благодарить и славословить Создателя. Никто не лишен и хлеба насущного…

Старец Паисий Святогорец говорит: «Будем благодарить Бога не только за те дарования, которые Он нам дал, но и за то, что Он сотворил нас людьми. Ведь Он хозяин в Своем доме, а потому мог сотворить нас и змеями, и скорпионами, и черепахами, и мулами, и ослами… Кем Он меня сотворил? Человеком. А я соответствую данным мне дарованиям? Нет… Но если человек все воздает Богу и становится благодарным рабом Божиим, то услышит в будущей жизни: «Добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю» (Мф 25:21)».

Но что мы видим на деле? Склонны ли мы благодарить? – Нет! Своей жизнью мы бесконечно даем Ему понять, чтобы Он отошел от пределов наших… (ср. Мф 8:34). Потому что мы не то что не видим для себя сокровища в возможности общения с Богом, но мало кто вообще задумывается о том, чтобы почитать Его, считаться с Его заповедями, я уже не говорю о том, чтобы возлюбить Его всем сердцем, как Милосердного Отца.

Если взглянуть правде в глаза, то в сердцах большинства из нас по отношению к Богу существует лишь скрытый упрек: нам все время кажется, что Он что-то нам еще должен  или чего-то не додал. А, как следствие, мы не благодарим Его, не хотим жить, поступаясь своими интересами ради исполнения Его Воли, Его заповедей.

Вопрос: Как говорил один киногерой: «Не учи меня жить – лучше помоги материально…»

Ответ: Да тут хоть помогай, хоть не помогай – ненасытное и неблагодарное сердце, даже если получит желаемое, не будет знать удовлетворения и не сможет ощущать радость жизни: ему что ни дай, но «у соседа все равно лучше»… Те, кто согласились с таким потребительским мироощущением, независимо от материального достатка будут в состоянии проявлять свое благорасположение лишь тогда, когда обстоятельства их жизни будут совпадать с их желаниями, да и то – кратковременно. Во всех иных случаях мы проявляем недовольство, негодуем, ропщем, унываем, осуждаем, выискивая «виноватых», а в их числе и Бога… Мы насквозь пропитаны недовольством: и солнце светит – плохо, и дождь идет – тоже плохо…

Вопрос: Конечно, тягостно это признавать… Получается, что мы действительно в корне неблагодарны Господу. Но ведь Милосердие Божие все же утешает нас, подавая нам, как слепым неразумным котятам, насущное на потребу. По-моему, очень скорбно еще и то, что наши сердца бескорыстно любить почему-то не согласны…

Ответ: Если мы обращаемся к примеру Христа, то должны понимать, что истинная любовь корыстной быть никак не может. Поэтому правильно было бы сделать такой вывод: неблагодарное сердце просто НЕ способно любить. И если мы помним, что «Бог есть Любовь» (1 Ин 4:8), то свойство неблагодарности мучает в первую очередь самого человека, а заодно почти всех его окружающих, основательно воздвигая стену между его душой и Богом.

Что ж… Так мы и добрались до неблагодарности – этой скрытой, мало осознаваемой всеми нами причины душевных страданий и неспособности радоваться, которая проявляется в постоянном ропоте, недовольстве, неврозе… Причем масштаб влияния этого бедствия на нашу жизнь гораздо шире, нежели мы можем оценить на первый взгляд.

Вопрос: А корни еще глубже…

Ответ: И корни глубоки, а плоды ее не только повергают нас в скорби, но, если вовремя не осознать все коварство и ядовитость этого недуга, могут стать и причиной погибели. Неблагодарность лишает человека любви. Неблагодарное сердце не в состоянии принять Господа, а тем более ужиться с Его Божественной Волей. А значит, человек просто не сможет радоваться, потому что радоваться и благодарить – это тоже Воля Божия, обращенная к последователям Христа: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:16-18).

Вопрос: Проявления неблагодарности как-то очень напоминают те лишения, на которые обречен диавол…

Ответ: Конечно. Путь богопротивления сулит нам ту же участь. Не будем забывать о том, что гордость и неблагодарность Богу стали причиной падения высшего из херувимов. Поэтому из зависти враг рода человеческого пытается заразить этой болезнью каждую душу, чтобы увлечь ее за собой, не допустить, чтобы крепла в ней любовь к Богу, не допустить ей идти путем Христовым, не позволить ей установить правильные взаимоотношения с окружающими его людьми…

Вопрос: Значит, неблагодарность – это практически синоним богопротивления? Тогда не удивительно, что вся наша жизнь идет «кувырком». Ведь невольно замечаешь, что общество живет в состоянии скрытого невроза – нигде нет мира и покоя: ни в семьях, ни на приходах, ни даже в монастырях, ни в государстве… А как зарождается и распространяется эта болезнь?

Ответ: Это происходит по-разному. Неблагодарность в человеке может зародиться в любой момент. Ее можно усвоить в любом месте и в любом возрасте, потому что, пока мы живы, война за душу не прекращается никогда. Мы все неоднократно бываем неблагодарны: дети – по отношению к родителям, родители – к Богу и т.д. Особо часто такие черты, как ропот, недовольство и неблагодарность, проявляются у людей в преклонном возрасте. Бывают случаи, когда даже монахи, «отравившись» неблагодарностью, теряют доверие к Богу, своим духовным наставникам, сначала ропщут на братию и на монастырь, а затем, разочаровываясь в избранном пути, вообще уходят в мир.

Однако самое опасное развитие «болезни», не говоря уже о последствиях, имеет место тогда, когда такой образ мысли насаждается с детства и перерастает в качество сердца и свойство человека.

Вопрос: А в чем в таком случае заключается особая опасность?

Ответ: В человеке, который усвоил такой дух с детства, неблагодарность плотно переплетается с самооправданием. Поэтому он будет незыблемо уверен в том, что всегда прав. А значит, исправить свою ошибку и покаяться ему будет крайне сложно. Как правило, такое внутреннее устроение воспитывается в тех семьях, где родители не заботятся об исполнении Новозаветных заповедей, где ребенок рождается и растет в атмосфере бездуховности, впитывая ее «с молоком матери».

Наиболее распространенное явление – когда ослепленные своим «сокровищем» родители безрассудно «водят вокруг него хороводы», пытаясь исполнить всякое его желание, ублажить любой каприз. А совсем скоро получается, что младенец еще и говорить не научился, но уже хорошо усвоил, как можно манипулировать взрослыми, чтобы добиться своего. На первых этапах родители приходят в восторг и бесконечно радуются любому проявлению «характера» их чада. Но если не контролировать этот процесс, то в основу дальнейшего общения с людьми в сознании ребенка ляжет совершенно пагубный навык –требовать и добиваться, чтобы все окружающие исполняли его волю. В такой обстановке он учится только брать и требовать. И что уж удивляться, когда для малыша главным утешением становится не материнская ласка, а сиюминутное исполнение его каприза. Впрочем, вероятно, поэтому зачастую первым словом ребенка становится не «мама», а «дай!»

Так в общении еще совсем маленького ребенка с родителями мало-помалу закладывается будущий образ мысли и взаимоотношений его души с Богом. А именно: человек будет безапелляционно уверен в том, что у него есть масса прав на всяческое благополучие и комфорт, а вся ответственность за их реализацию и сопутствующие обязательства лежат на Боге и на всех окружающих его людях. И если дальнейшие обстоятельства его жизни не будут «плясать под его дудку», его сердце окончательно усвоит состоящий из множества страстей внутренний протест не только против ближних, но и против Бога.

Вопрос: Но ведь родители бесконечно жертвуют собой ради своих детей! Почему же в чадах развивается не жертвенность, а такие страшные свойства, как неблагодарность, лишающая их души способности любить?

Ответ: Родители допускают страшную ошибку, когда, преступая заповеди Божии, начинают идеализировать свое чадо, в кругу семьи возводя его на «пьедестал», как маленького «божка». Думаю, всем знакома та ситуация, когда, по сути, «главой семьи» становится не отец, а именно ребенок, т.к. служение ему и почитание его воли становится главным приоритетом для всех. Тем самым родители обрекают его на страдания, потому что в дальнейшем адекватно воспринимать реальную жизнь он будет практически не способен.

Вопрос: Руководствуясь общечеловеческими «мерками», это сложно принять. Вероятно, здесь мы как раз и сталкиваемся с парадоксом, когда, казалось бы, безграничная любовь вредит, а не врачует, умножая зло и страдание, а не любовь и благоденствие.

Ответ: Конечно, чтобы понять суть ошибки, прежде нужно разобраться с духовными причинами. Свойства неблагодарности и нелюбви неизбежно развиваются и процветают в тех сердцах, которые пренебрегают основополагающими заповедями закона Христова: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим…» и «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:37, 39).

«Обоготворяя» свое чадо, родители не только сами нарушают эти заповеди, но и закладывают в основу устроения сознания этого маленького человека страшную, можно сказать «системную» ошибку, заведомо направляя его жизнь наперекор Богу. А это, вопреки всем ожиданиям, постепенно лишит его возможности любить и радоваться. Во всяком случае, до тех пор, пока не осознает свое заблуждение и не покается. Поэтому, сами того не понимая, но пренебрегая заповедями о любви, родители навязывают своему ребенку богопротивное миропонимание, основанное на противостоянии Богу ради исполнения своих желаний.

Вопрос: В чем заключается и как развивается такое противостояние?

Ответ: Когда ребенок ощущает себя объектом поклонения с юных лет, он постепенно теряет способность смиряться пред кем-либо: будь то родители, друзья, наставники или Сам Господь. Нет никаких сомнений, что первыми, кто начнет пожинать плоды взращенной в сердце ребенка неблагодарности и гордыни, будут его родители. Потом, не умея поступаться своими интересами и жертвовать собой, он перенесет свои качества и в самостоятельную жизнь, проявляя нелюбовь и неблагодарность к своим друзьям, преподавателям, наставникам, – противопоставляя себя всему миру… И от этого он всегда будет чувствовать себя обделенным, а значит, ощущать страдание. Его будет преследовать уверенность в том, что ему все должны, что ему чего-то не додали – он просто обречен никогда не чувствовать полноты жизни, а значит, и удовлетворения. А это очень мучительно. Поэтому если человек, придя в возраст, не начнет искоренять в себе эту язву, он автоматически будет распространять дух неблагодарности и противостояния Богу вокруг себя, заражая им общество и, несомненно, передавая его по наследству своим детям.

Причем если он создаст семью, то не сможет быть благодарным любви и жертвенности своей супруги, по-прежнему считая себя обделенным и заслуживающим чего-то большего – а в этом сегодня и кроется одна из основных причин разрушения семей. И даже если такой человек уверует и станет христианином, а, быть может, и вступит на путь монашеский, он тоже не будет ценить того, что получает, потому что не имеет навыка и склонности быть благодарным за то, что имеет…

Вопрос: Ну, а если он однажды достигнет всего, чего желает, – может, все-таки возблагодарит?

Ответ: А как может искренне благодарить тот, кто всегда уверен в том, что заслуживает большего и лучшего? Здесь не должно быть иллюзий. Неблагодарное сердце всегда считает себя обделенным и достойным лучшей участи независимо от того, насколько человек уже одарен и облагодетельствован. Любые дары и благодеяния в свой адрес он будет принимать «как должное», как своего рода «восстановление справедливости» и т.д. Но вот если он не будет получать «своего» большего, уничижая все то, что ему уже дано, – в своих чувствах он будет доходить до ненависти.

Вопрос: Из Ваших слов следует, что неблагодарный человек готов только непрестанно брать: «Мне, мне, мне! Еще, еще, еще!» – и, как я понимаю, лишен навыка отдавать, т.е. служить ближним, жертвовать своими интересами ради кого-то, уступать и т.д.

Ответ: Конечно, ведь он усвоил для себя правилом те понятия, которые прямо противоречат заповедям Божиим. Если в Писании сказано: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф 7:12, Лк 6:31) – то из этой заповеди следует, что нам прежде всего нужно воспитывать в себе навык «отдавать», а не «брать и требовать». Мы же в основном действуем вопреки – предъявляем высокие требования только к своим ближним, забывая по тем же пунктам и в той же мере в первую очередь спрашивать с себя – чем грубо нарушаем эту заповедь и все глубже усваиваем в своем сердце неблагодарность.

Например, даже о своих родителях мы не в состоянии позаботиться должным образом, но считаем естественным, чтобы они заботились о нас со всем старанием, позволяя окружать нас безответной любовью, жертвовать ради нас последним. И поскольку по гордости своей мы считаем себя достойными только такого отношения, то, соответственно, даже не задумываемся о необходимости испытывать к своим благодетелям чувство благодарности. А зачем?! Мы же уверены, что окружающие просто обязаны всячески и безвозмездно благодетельствовать нам, потому что такое отношение принадлежит нам «по праву». Тем самым нарушаются и иные заповеди, которые учат человека отдавать, а значит, и любить, и быть «сынами Всевышнего»: «Всякому, просящему у тебя, давай и от взявшего твое не требуй назад» (Лк 6:30), «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф 6:14), «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Втор 5:17), «…любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:35-36).

Соответственно, в тех сердцах, которым вопреки всем заповедям привычнее «брать», на почве гордыни и неблагодарности развивается целое полчище страстей: недовольство, неудовлетворенность, ропот, уныние, тоска, зависть, осуждение, ложь, клевета, раздражительность, дерзость, заносчивость, непримиримость, мстительность, злорадство, ненависть и т.д. – все это зло никогда не оставит человека в покое, аще не одумается и не покается.

Поэтому, развиваясь и подчиняя себе всего человека, одержимость таким духом может принимать достаточно агрессивные формы: когда ради удовлетворения своего «ненасытного чрева», претендующего на то, что все вокруг «мое», неблагодарные Богу и ближним сердца будут отвоевывать то, что не принадлежит им. Например: чужую собственность, бизнес, жену, территорию соседского огорода или даже государства…  Естественно, что отвоевывающий у брата своего проникнут духом ненависти к нему, а «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин 3:15).

Вопрос: Ну так и из истории мы знаем много примеров, когда брат восставал на брата…

Ответ: А чем заканчивалась такая агрессия, ты не помнишь? И тебя все еще интересует вопрос о благоденствии? Понимая духовные причины недосягаемости  земного счастья, мы можем на опыте противления Богу прежних поколений оценить тяжесть не только духовных, но и социальных, и экономических последствий, на которые себя в разные времена обрекли целые народы. Нам и ходить-то далеко не надо – достаточно вспомнить распад и запустение Киевской Руси, когда христиане забыли Бога, Его заповеди о любви, и прежде процветающее государство распалось на обособленные, враждующие, завоевывающие друг друга княжества. Нельзя не упомянуть страдание народа, когда ради корысти и власти брат шел войной на брата, разоряя и захватывая его земли.

Печальные последствия нам всем известны: разрушение государства, экономическое запустение, залитая кровью земля, массовое уныние и тотальное порабощение на долгие века инославными завоевателями. Думаю, тогда многие укоряли себя за неблагодарность Богу, прежде даровавшему им и благоденствие, и мирное небо над головой. По гордости предав заповеди Христовы ради власти и наживы, лишенная Его благодатного покрова, православная Русь пала под игом монголо-татар; а сколько душ погибло в ненависти к ближним и неблагодарности Богу, навеки утратив Небесное Отечество – и говорить не приходится.

Поэтому оставим иллюзии: не может быть благоденствия в жизни тех людей, семей или народов, которые, нарушая заповеди в своих поступках, чувствах и желаниях, открыто предают и идут против Бога и ближних. Не удивительно, что отымается от них и то, что имели: одаренные разумом люди становятся безумными, благословенные семьи разрушаются, процветающие государства приходят в упадок.

Вопрос: На радость диаволу и в погибель душам…

Ответ: Действительно, неблагодарная душа слишком близка к погибели. Мне запомнилось, как в одном из своих писем святитель Николай Сербский называет человека, проявлявшего к ближним черную неблагодарность, «мертвецом». Это письмо он адресовал совершенно отчаявшемуся отцу, который обратился к святителю с вопросом: грех ли убить своего сына, негодяя? Вопрошающий был торговцем, который ради того, чтобы оплатить сыну хорошее образование в лучших институтах Европы, долгие годы претерпевал лишения, отказывая себе во всем. Он даже перестал ходить в Церковь, чтобы сэкономить на покупке свечей и милостыне – всё он оставил ради того, чтобы его любимый сын выучился и стал образованнее и лучше своего отца.

Но, к большому удивлению, когда сын вернулся в родной город и приступил к торговле, отец заметил, что постоянные покупатели стали избегать его лавку. Смущенный отец не мог понять, почему большие знания сына не способствуют торговле? На что святитель ответил ему: «Бедный брат, ты забыл одну «мелочь», от которой зависит и успех в торговле, и победа в бою. Народ хочет человека, а ты предлагаешь ему ученого. Народ боится иметь дело с ученым нелюдем… За большие деньги приобрел ты нелюдя, негодяя. Твой сын и знать не хочет о том, что в вашем городе пользуется уважением, что почитается в народе. Бог, душа, молитва, милосердие, человечность, снисходительность – все это для него сказки старых безграмотных торговцев».

Последним ударом для отца стал обман сына, который лишил родителя всего имущества, а затем со злобой прогнал своего благодетеля-отца, назвав «уличным нищим без гроша и крова над головой».

Предостерегая отчаявшегося человека от страшного грехопадения, святитель посоветовал ему вернуться к Богу, Которого в свое время тот оставил ради своего чада. Потому что лишь Господь может решить дело и, откликаясь на молитвы отца, вывести из диавольского плена омертвевшую душу его неблагодарного сына.

Из многих примеров мы видим, что неблагодарность – это страшный быстроразвивающийся, поражающий все наше существо недуг, который по степени опасности можно охарактеризовать, как «духовную саркому», проявляющую себя в бесконечном страдании и умерщвлении неспособной приблизиться к Богу души. Пустив же свои корни, эта «саркома» очень скоро разъедает и постепенно умерщвляет душу, а тягота и мрак от этой болезни разливаются и на окружающих страдальца людей.

Вопрос: Значит, добровольно «подхватывая» эту болезнь, человечество занимается самоуничтожением?! Как повлиять на ситуацию? Народ уже давно устал от ропота, нелюбви, невроза и разрушений.

Ответ: Для того, чтобы жизнь вокруг нас изменилась, чтобы Господь отвел беду от нашего дома, нашего общества или государства, каждый из нас должен пересмотреть свою жизнь и понять, что любая противящаяся Богу и Его заповедям душа приумножает силу зла, действующего во всем мире. И не нужно сомневаться, что взаимоотношения с Богом каждого из нас – это ответственность не только за свою душу, но и за судьбы наших ближних: будем ли мы отдаляться от Него, погрязая во зле, или же в покаянии пред Богом крепко ухватимся за ризу Христову, объявив войну прежде всего страстям и порокам – тому злу, которое мы уже впустили и усвоили в своих сердцах.

В книге «Преподобный старец Силуан» архимандрит Софроний (Сахаров) говорит: «Природа всечеловеческого бытия такова, что каждое отдельное лицо, преодолевая в себе зло, этой победою наносит поражение космическому злу столь великое, что следствия ее благотворно отражаются на судьбах всего мира».

Вопрос: Ведь действительно: наибольшая сложность для гордого и неблагодарного человека – осознать степень своего отступничества от Божественной Любви, а значит, и своей личной ответственности за приумножение в мире зла. Как же убедить себя в том, что преодоление любого зла нужно начинать с самого себя, что всем нам необходимо принести Богу деятельное покаяние в своем отступничестве от Него, причем «по всем статьям»?

Ответ: Не менее важно осознать и то, как много, не смотря на наше духовное неразумие и неверность, прощает и благодетельствует нам Господь, как Он долготерпит в ожидании, чтобы своим обращением и покаянием мы дали Ему шанс спасти наши души для Царствия Небесного. Глубоко прозревая наше неблагодарное устроение, Господь сказал: «Кому мало прощается, тот мало любит» (Лк 7:47). Его слова свидетельствуют о том, что тот, кто не считает себя должником, не может быть благодарным за прощенный ему долг.

А такое качество человеческой природы очень искусно использует диавол для того, чтобы погубить наши души, настроив их на эгоистичный самодовольный лад по отношению к Богу и ближним. Вот, например, начинает обличать человека совесть: «Своим презрением ты уничижил ближнего, вместо того, чтобы подать ему руки помощи», – а диавол уже тут как тут и начинает нашептывать в другое ухо: «Ну что ты расстроился? Успокойся. Ты же почти никого не обижаешь… Ну иногда бывает, но это – мелочи. А вот к тебе относятся весьма неуважительно. Вспомни, как тебе бывает больно претерпевать от них обиды. Так что просить у кого-то прощения или снисхождения у тебя нет нужды. Ты же за правое дело, а потому и вины на тебе нет. Они первые начали…» Вот так, навевая человеку дух гордостного самооправдания, а значит, внушая ему умаление степени его греховности и ответственности за свои поступки, враг рода человеческого легко добивается своей цели – лишает заблудшую душу возможности быть благодарным, чтобы возлюбить не только Бога, но и ближних.

Вопрос: Взглянуть бы на окружающую действительность без самооправдания… Осознать бы ответственность да и признать бы свою вину в полной мере…

Ответ: Давай еще раз порассуждаем о духовном вкладе и влиянии каждого из нас в на ход истории человечества. Быть может, это отрезвит и заставит нас почувствовать свою личную ответственность не только за военные, политические или экономические нестроения в мире, но в первую очередь – за духовную деградацию человечества.

Во Святом Крещении мы отрекались «от диавола и всех дел его». А главным «делом» врага Божия является построение «рая» на земле как отрицание и противопоставление Царствию Небесному. В основу земного «рая» заложено обольщение свободой удовлетворять свои страсти, пренебрегая законом Божиим, что, по сути, является богопротивлением. Фактически, одобряя и благословляя в своих сердцах этот диавольский план, мы лишаем свое земное существование вечного Божественного смысла. Поэтому такой внутренний настрой людей как раз и приближает конец истории человечества – о чем мы предупреждены: «И опустошит всю землю беззаконие» (Прем 5:24). А значит, чтобы не наследовать вслед за отступником-диаволом геенну огненную, нам подобает решительно развернуть курс своей жизни и направить его вслед за Христом. Вот только было бы у нас желание уклониться от зла и сотворить благо, возжелать мира и устремиться к нему (ср. Пс 33:15 ).

Вопрос: Вероятно, война за освобождение души из сетей диавольских не обещает быть простой?

Ответ: Но ведь и Милосердие Божие безгранично! Господь говорит: «…если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему…» (Мк 9:23). Из Священного Писания мы знаем, что Он исцеляет всех, в ком находит хоть каплю веры в Силу Божию (ср. Мф 9:29, Мк 10:51-52, Лк 4:39-41). Старец Паисий рекомендует: «Конечно, если человек неблагодарен, то любовь Божия ему неведома… Нам надо, по крайней мере – признав свою неблагодарность, день и ночь благодарить Бога за те благословения, которые Он нам подает. Поступая так, мы будем «наступать на пятки» трусливому диаволу, который, собрав всех своих «тангалашек», улетучится, подобно черному дыму, потому что [признавая свою неблагодарность и благодаря Бога за его благословения] мы будем бить диавола в больную точку».

В укрепление нам оставлена и притча о том, как Господь откликнулся на просьбу однажды встретившихся Ему по пути прокаженных и тотчас же очистил их от мучительной смертельной болезни. Но обетование спасения из числа их получил лишь тот, кто с верой и благодарением вернулся к своему Благодателю, славословя Бога.

Ведь не потому так с ним произошло, что Господь ждал благодарности для Себя, но потому, что благодарность – это бальзам для любой израненной души: «И… встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк 17:12-19).

Вопрос: Значит – вера и благодарение?!

Ответ: Святитель Тихон Задонский говорит: «А что уже дать сможем за то, что согрешившие помилованы, погибшие взысканы, падшие восстановлены таким чудным образом?… Что, говорю, за эту такую чудную любовь воздадим? Ничего найти не можем! Что – за то, что верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими (Ин 1:12), гражданами вышнего Иерусалима быть, лику святых Ангелов причтенными быть, вечного и Небесного Царства участниками быть?»

Поэтому, памятуя о безграничной Любви и Милосердии Божием, принесем Господу и наши скромные дары: живую веру, молитву, покаяние и радостное благодарение, – ибо именно в этом залог радости не только жизни временной, но и вечной.