Яд неблагодарности. Часть восьмая.

Познать Волю Божию…

 

«Всякий случай подобен торговле: сведущий в ней приобретает многое, несведующий – терпит убыток» прп. Марк Подвижник

 

«Благодарная душа подвигает Благодателя на умножение благодеяний. А неблагодарная – теряет все, что имела» свт. Игнатий Брянчанинов

 

«Мартышкин труд»…

 

Вопрос: Мне запомнились слова, которыми Вы завершили нашу беседу в прошлый раз: «Обретая свободу от всего временного, несмотря на трудности и испытания, давайте радоваться значимости своего земного существования и всегда и за все благодарить Господа».

Ответ: Да. Давайте. Или тебя что-то смущает?

Вопрос: Слова вдохновляют, а если задуматься поглубже и взглянуть на практику, так не то что смущение, а отчаяние с унынием начинают душить мою веру. И не только мою… И совсем не чуть-чуть, скажу Вам честно.

Ответ: В чем же преткновение: радоваться не получается? или сердце не раскрывается, чтобы благодарить?

Вопрос: Скорее, вся «загвоздка» – в оценке той «значимости» нашего земного существования, которую мы имеем по факту. Понятно, что Господь – Любовь Всесвятая и Всесовершенная – ожидает от человека благоразумного и богоугодного жительства. Святые отцы говорят нам о нашем Небесном предназначении, Божественном преображении… Но вот смотрю я на свою жизнь, на судьбы моих ближних: вроде и люди верующие не первый год уже – христиане, монахи даже… А вот какую-либо «значимость» нашего практического христианства (за редким исключением, конечно) засвидетельствовать так и не получается – да и нет ее, по сути. И честно сказать, учитывая такую статистику, вера в то, что жизнь современного христианина имеет реальный шанс на преображение, чтобы засвидетельствовать собой хоть небольшую значимость, мягко говоря, рассеивается…

Ответ: Думаю, надо уточнить: какой смысл ты вкладываешь в понятие «значимости» существования христианина.

Вопрос: Ну как – «какой»? Мне казалось, если человек участвует в жизни Церкви или тем более в монастыре подвизается, то все в его жизни должно быть, как минимум, благообразно и богоугодно. А мы на пути к Богу как-то погрязли в суете, болезнях, духовных немощах и падениях… Пытаешься достичь чего-то, и начинания вроде как благие, а поджидают одни, простите, «обломы». Порой доходит и до отчаяния; бывает, так хочется спросить: «Ну неужели Тебе, Господи, так трудно мне помочь?»

Вот постепенно и складывается впечатление: что бы ты ни делал, а всё мимо – «мартышкин труд». А для примера приведу одну показательную в этом контексте историю – с развитием ее «сюжета» у меня так и не получается смириться. Вот пришел человек в монастырь, принял монашеский постриг, нес послушание резчика: киоты, иконостасы даже вырезал, – его работами украшались храмы. Потом серьезно заболел, впал в состояние комы. И было ему такое вид=ение: все свои киоты он увидел сваленными в кучу на дне какой-то ямы. И был Голос: «Что ты принес? Я ждал от тебя молитвы и покаяния».

Ответ: И в чем твоя печаль: он умер?

Вопрос: Нет, Господь вернул его к жизни. И тот, оставив всё, ушел в затвор, чтобы до конца своих дней пребывать в молитве и приносить Богу слезы покаяния.

Ответ: Слава, Господи, Долготерпению Твоему! Монах вразумился, направил свою жизнь по Воле Божией – радоваться надо! Только не пойму: а что тебя смутило в этой истории?

Вопрос: Ну как же! В моем понимании «значимость» и образ спасения этого человека казались приближенными к христианскому идеалу: он пришел в монастырь, оставил все мирское, вырезал киоты, украшал храмы Божии, старался… А Господь, похоже, пренебрег всеми его усилиями и, вероятно, в болезни не помог, потому что тот к тому же еще чуть и не умер… Так чего тогда ожидать нам, простым смертным? О реализации какого высокого предназначения может идти речь, если даже такой благообразный жизненный путь оказался не угодным Богу? Или же для того, чтобы спастись, все должны уйти в затвор?

Ответ: Во-первых, затвор принесет пользу только тому, кто прежде смирится и будет на то о нем Воля Божия. Во-вторых, «благообразный» жизненный путь – совсем не то же самое, что и «душеспасительный». А в-третьих, имей в виду: с таким пониманием предназначения христианина и повредиться недолго.

Вопрос: А с каким «таким»?

Ответ: С неправильным в корне. Подобное искажение образа понимания нашего спасения – это духовная болезнь, которая в современном мире распространена настолько широко, что находит место даже в среде монашествующих.

Вопрос: Не представляю, каков должен быть масштаб искажения, о котором Вы говорите.

Ответ: Если свое предназначение как христианина человек понимает неправильно, то это определяет его образ жизни и неправильный характер его взаимоотношений с Богом. А в такой ситуации о духовном преуспеянии (отсутствие которого тебя так огорчает) речи идти просто не может.

Вопрос: Не пойму, в чем «загвоздка»?

Ответ: Если человек не учится правильно принимать действие Промысла Божия в своей судьбе, не понимает проявлений Воли Божией о его спасении для Вечности, то, что бы ни давал ему Господь он не сможет употребить это себе во благо. А в результате в тех обстоятельствах, при которых душа могла бы обретать духовную пользу, из-за неправильного образа мысли человека будет приумножаться лишь скорбь.

Давай задумаемся: что стало основной причиной твоего внутреннего конфликта в этой истории с монахом-резчиком? Ее сыграл некий дух-обличитель «глобальной несправедливости», который присущ твоему образу мысли: «Ну как же?! Человек прилагает столько усилий, старается, приносит Богу киоты, а Бог не только не принимает его труды, не только не вознаграждает, но еще чуть ли не наказывает!» Конечно же, имея такое ошибочное понимание того, «что есть добро, а что зло», душа неминуемо погружается в ропот, отчаяние, уныние, которые рано или поздно могут привести и к потере веры вообще.

Не напоминает ли тебе такой образ взаимоотношений с Богом товарно-денежные отношения: «ты – мне, я – тебе»?

Вопрос: Жесткое сравнение, конечно… Безусловно, большинство из нас думает о себе совсем по-другому, но если задуматься, то… Ну да, не скрою: меня, действительно, впечатлили валяющиеся в пыли киоты. Ведь в этом было дело жизни этого монаха, его служение Богу, можно сказать.

Ответ: О том и речь. Разве такой любви, а тем более к Богу, учит нас Священное Писание? Неужели не ясно, что сами по себе киоты во всей этой истории не играют никакой роли – никакой «товарообмен» никогда не был и не будет средством спасения души человека. Но почему-то, словно язычники, мы делаем на это ставку и, не понимая своего истинного предназначения, смело идем этим курсом к погибели.

Вопрос: Неожиданный ракурс… Не думал об этом.

Ответ: Потому и страдаешь. Ведь неправильное понимание в первую очередь Бога, а потом и самой сути того, в чем должна проявляться наша к Нему любовь, влечет за собой целый ряд духовных ошибок, омрачающих жизнь человека.

Вопрос: Например?

Ответ: Например, давай представим, что в истории с твоим резчиком сюжет развивался иначе. Допустим, он оказался не благоразумен: не внял вразумлению от Господа, не последовал Его Воле, не обратился к молитвенному деланию и глубокому сердечному покаянию, а продолжал бы упорствовать, видя свое предназначение в обеспечении благолепия храмов.

Тогда это дело не только не принесло бы никакой пользы его душе, но окончательно разорило бы ее. В его жизни начались бы падения, а он бы усвоил ложную мысль о том, что Господь противится всем его начинаниям, которые он, несомненно, определял для себя как «благие». И эта, практически роковая, ошибка омрачала бы его восприятие жизни: недовольный тем, из чего складывается его бытие, во всех своих падениях и случающихся неурядицах он обвинял бы не себя, а всех вокруг и даже Бога. Такое состояние сделало бы его сердце бесчувственным, его вера охладела бы… И вместо заповеданного нам состояния радости, непрестанной молитвы и благодарения Богу его душа напитывалась бы духом неверия, ропота, отчаяния и глубокого уныния – грехами, которые по силе тяжести приравниваются к самоубийству. А самоубийц, как ты знаешь, даже в пределе кладбищенской ограды не хоронят… Что уж тогда говорить о такой судьбе в Вечности?

Конечно, своевольному, недовольному, неблагодарному, не стремящемуся познавать о себе Волю Божию сердцу Господь не может приложить Свою благодать. А потому мы сами себя обрекаем духовно падать, падать и падать до тех пор, пока не поймем, чего же на самом деле от нас ждет Господь и сколь много Он хотел бы нам дать.

 

Мое предназначение…

 

Вопрос: Подождите… Тогда давайте проясним, что означает исполнять свое предназначение в земной жизни не только в целом, но и в каждом ее конкретном случае?

Ответ: Открою «секрет»: подробную информацию о нашем предназначении, равно как и «инструкции» о том, как его исполнять в каждом случае, дает нам Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Но если кратко, то ответить на твой вопрос можно словами апостола Павла: «…Воля Божия есть освящение ваше… чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1 Фес 4:3-4).

Значит, каждый из нас имеет предназначение жить так, чтобы его душа стала сосудом благодати Духа Божия.

Вопрос: И всего-то?

Ответ: Почему такая ирония? Или мне просто показалось, что в начале беседы ты сокрушался о том, что твое практическое христианство не приносит ни добрых плодов, ни радости?

Вопрос: Простите, но мне кажется, что стать сосудом «святости и чести» – это удел сугубо избранных. Или же такие высоты доступны и простым смертным?

Ответ: Это не высоты – это предназначение жизни каждого из нас. В Псалтири мы читаем: «Аз рех: бози есте и сынови Вышняго вси вы» (Пс 81:6). Или ты дерзаешь думать, что Господь призывал бы к тому, чего не хочет тебе дать? Поэтому если так заповедано всем – значит, по Милости Божией будет доступно и нам, но только если мы сами возжелаем такого познания.

Есть, конечно, и условие: освящение Духом Божиим происходит лишь в том случае, когда человек направляет усилия своей воли на практическое познание Воли Божией и исполнение ее. Этому нужно кропотливо учиться, чтобы укоренилось в нас желание и старание соблюдать Его Волю каждый день и каждый час.

Вопрос: Тогда что конкретно от меня требуется в этом процессе?

Ответ: Кроме желания и старания исполнять Заповеди Христовы в каждом случае жизни, нам необходимо отвергнуть всякое самоугодие и самоизобретенные «алгоритмы» своего спасения. Их, все скопом, нужно закрыть под надежным замком, а ключ выбросить. От нас требуется упование на Господа, благоразумие и твердая решимость настроить «антенны» своей воли, разума и чувств на другую «волну» – познания Воли Божией о себе.

Вопрос: На Тя уповаю, Господи…

Ответ: Человеку достаточно различать два вектора познания Воли Божией. Первый из которых, действующий извне, – это Промысел Божий о нас. Это и есть индивидуальный образ спасения каждой души – те обстоятельства жизни, которые Господь попускает нам: начиная от того, каким путем мы идем (семейным или монашеским), тех жизненных ситуаций, с которыми мы на этом пути сталкиваемся ежедневно, тех людей, которые встречаются нам, того отношения к нам, которое приходится испытывать, состояния здоровья и т. п. и заканчивая «погодой и природой», как говорят. Хотя, конечно, часто бывает, что мы погружаемся в скорби по своему неразумию. Так, например, если, имея слабое горло, съесть 10 пачек мороженного, то будет ангина, а если «перебрать» с лекарствами или с тем же алкоголем – можно попасть в кому или даже умереть. Но такие скорби будут не проявлением Воли Божией, а плодами нашей греховной воли – точнее, действующих в нас страстей сластолюбия, чревоугодия, пьянства, невоздержания, безрассудства и т.п.

Но те «задачки», которые перед нами Своим Промыслом ставит Господь, нам предстоит решать, концентрируясь на втором векторе познания Его Воли: изучая науку о том, как в предлагаемых мне обстоятельствах я должен правильно мыслить, чувствовать и действовать, чтобы извлекать благо из всякого случая моей жизни.

Вопрос: А «извлекать благо» – это значит привлекать благодать Святаго Духа, которой должна освятиться моя жизнь?

Ответ: Да.

Вопрос: Тогда эта наука не должна быть слишком сложной. Достаточно любви. Вы же говорите, что любящим Бога всё во благо?

Ответ: Это не я, это Священное Писание говорит[1]. Но вот как раз этой науке – как подобающе относиться к Богу, как правильно понимать Его Любовь и проявлять к Нему свою – нам надо учиться.

Вопрос: Согласен. С чего начнем?

Ответ: Начнем с начала. И поскольку Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14:15), – то задумаемся на тему: какую из заповедей Его Завета я должен исполнить в каждой ситуации, посылаемой мне Его Промыслом?

Откроем Евангелие. Предтеча Христов Иоанн призывал всех без исключения: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3:2). «Покайтесь и веруйте во Евангелие» (Мк 1:15), – заповедовал Господь, впервые выйдя на проповедь Царствия Божия. А значит, когда человек уверовал, что Бог есть, то первой и непреложной Волей Божией, которую, познав, нужно положить в основу своего бытия, должно стать ПОКАЯНИЕ.

Вопрос: Но нужно ведь знать, в чем каяться? Как правило, невоцерковленные люди говорят: «Я вроде бы никого не убил, ничего не украл… Нет у меня грехов…»

Ответ: К сожалению, приблизительно в таком состоянии познания себя и Бога пребывают не только невоцерковленные, но и люди, обольщенные степенью своей внешней воцерковленности. Годы идут, а они так и не понимают ни в чем суть их предназначения как христиан, ни в чем должно заключаться истинное покаяние. Спасение же видится им как получение возможности отправиться на элитный курорт где-нибудь на Канарах.

Отсюда произрастают все скорби, случающиеся по нашему безрассудству: мы ставим для себя основной обязательной целью получение светского образования, тратим годы на изучение тех или иных наук, пишем диссертации, завоевываем ученые степени, а познавать Волю Божию о себе не считаем необходимым. Поэтому и идем напролом, не щадя ни свою душу, ни окружающих, и не только разоряем, но и лишаем смысла нашу жизнь.

Вопрос:  Но ведь как-то живы еще.

Ответ: Да, Любовь и Долготерпение Божие непостижимы. И если человек еще дышит – значит, Господь продлевает его дни, потому что видит в его душе благие зерна, среди которых есть и потенциальная способность к покаянию, и к взысканию своего Божественного предназначения, и к исправлению…

Вопрос: Так, а как начать процесс познания своей греховной немощи и степени личного несоответствия Воле Божией? Ведь потребность в покаянии нужно как-то осознать.

Ответ: Уточню: не только начинать, но и никогда не прекращать.

Если мы начинаем вчитываться в Священное Писание, уповая на вразумление от Господа, то оно непременно будет – сердце обязательно откликается на те или иные евангельские слова: человек начинает чувствовать, что они обращены именно к нему, воспримет их сердцем, начнет ими жить – будет стремиться положить их в основу своих чувств, мыслей, желаний и поведения.

Постепенно изучая Евангелие, и, в частности, те заповеди, которые оказываются ежедневно востребованными: «…да любите друг друга» (Ин 13:34), «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5:42), «…от взявшего твое не требуй назад» (Лк 6:30), «и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31), «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк 6:27-28), «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк 6:37), «друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов…» (Гал 6:2) и др., – он научится распознавать в каждом случае своей жизни шанс исполнить ту или иную из них. А когда уроки будут повторяться особо часто, он уж задумается, почему так складывается его жизнь, и с Божией помощью начнет рассуждать уже более духовно. Например, так: «Наверное, Господь хочет, чтобы я избавился от гордыни, и потому попускает мне обстоятельства, смиряющие мою душу, чтобы я терпел унижения, оскорбления, порицания, клевету… А если в моей душе утвердится добродетель Христова смирения, то дух гордости диавольской потеряет такую власть надо мной, а от того ослабнут и посрамляющие меня страсти блуда и пьянства…» – и, так рассудив, человек научится претерпевать скорбные обстоятельства своей жизни благодушно и с благодарностью Богу, что непременно будет привлекать в его жизнь благодать Святаго Духа… Придя в такое внутреннее устроение, он уже будет на правильном пути независимо от того, какой у него социальный статус, духовный чин или каким ремеслом он занимается.

Со временем его сердцу откроются и иные слова Священного Писания, которые он усвоит – и научится жить, исполняя их. Так постепенно доберется и до заповеди: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас Воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:16-18). Как разумная личность, он, конечно же, задумается: «Чтобы исполнить эту Волю Божию о себе, я должен всегда иметь в своем сердце радость. Но у меня не получается. В чем причина?» И если будет искать и просить Господа о вразумлении, то поймет, что в его душе есть целые пласты греховности: маловерие, сомнение в том, что Господь ежедневно заботится о его спасении, а сам он не доверяет Богу, ропщет в скорбях и испытаниях, до сих пор не верит в то, что любящим Бога все во благо, и т.д.

Попробует непрестанно молиться – и вновь препятствие: помыслы не дают… И задумается: «Почему не дают? В чем причина?» – а окажется, что он слишком привязан к земному, любит мечтать, любит суету, пристрастен к недуховным занятиям, услаждается музыкой, фильмами, образами и т.п. Все это становится между ним и Богом – и потому является серьезным препятствием к молитве. Значит, нужно избавляться от всего, что препятствует чистой молитве. А как избавляться? Опять же – путем покаяния.

Сказано: «За все благодарите…» (1 Фес 5:18) – а сердце не может благодарить! Значит, вновь надо поразмыслить: «Почему же у меня не получается быть благодарным за все?» – снова окажется, что есть гордыня, маловерие, недоверие, сомнение, безрассудство и т.д. И он начнет еще внимательнее работать над своей душой: очищаться от этих грехов, преображаться в «новую тварь» во Христе Иисусе (см. 2 Кор 5:17), приобретать новый образ мысли – т.е. «ум Христов» (1 Кор 2:16).

Вот когда человек начнет так работать над собой, он поймет суть слов апостола о предназначении каждого человека: «…Воля Божия есть освящение ваше…» (1 Фес 4:3), – совсем иначе ему уже будет понятно, что способность всегда и во всем соответствовать Воле Божией и означает – жить свято.

Алгоритм спасения…

 

Вопрос: Скажите, так все же индикатором какой ошибки является то состояние человека, когда он проявляет свою неспособность «всегда радоваться» и «за все благодарить»?

Ответ: Чаще всего это свидетельствует о том, что человек имеет свой собственный алгоритм спасения: он сам нарисовал себе благообразный жизненный план и сам определил, какими путями и средствами должен его осуществить.

Вопрос: Насколько я помню, алгоритм – это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. Вы это имеете в виду?

Ответ: Да. К примеру, в среде верующих людей очень распространен такой образ действий, направленный на обеспечение своего спасения: «Я уйду в монастырь, буду петь на клиросе или писать иконы – и этим славить Бога. Потом приму монашеский постриг, затем священнический сан, буду служить – и тогда начну славить Господа еще и благовествуя о Нем…»

Вопрос: Благообразный путь, конечно.

Ответ: Однако заведомо свидетельствует о немалом гордостном самообольщении той души, которая изобретает и вынашивает такой план самоспасения.

Вопрос: Как Вы это определили?

Ответ: Хотя бы все по тем же признакам искаженного образа веры и степени непонимания своего истинного предназначения. К тому же в таком алгоритме человек совершенно не оставляет места действию Промысла Божия, а значит, никакие его усилия по реализации этого плана не привлекут благодати Святаго Духа. Ведь если он не ищет познания и исполнения Воли Божией, то его грезам не суждено сбыться. И, соответственно, ни духовных плодов, ни радости, ни благодарения такой самоутвержденный образ спасения никому не принесет.

Вопрос: Грустно…

Ответ: Безусловно. Если человек заранее нарисовал в своем воображении все внешние условия и внутренние состояния, которыми должен сопровождаться его путь, и усиленно ищет их реализации, мало обращая внимания на Промысел Божий, то это самое страшное гордостное самообольщение. И доколе он не осознает своего заблуждения, Господь будет вынужден искать такие пути для его вразумления, которые будут повергать в крах этот радужный жизненный план мечтателя.

Вопрос: Так будет с каждым?

Ответ: Когда Господь видит в душе человека благие зерна, способные принести плоды покаяния, Он будет бороться за его духовное пробуждение. Ведь если не произойдет никакой духовной «встряски» – судьба этой души непременно обернется трагедией.

А тем временем человек будет скорбеть и унывать из-за того, что не получает желаемого – того, о чем так усердно просит у Бога. Он будет роптать и жаловаться, что просит одно, а Бог подает ему совсем иное. А то, что ему иногда дается – приходит к нему не тем путем, который ему был бы приятен.

Вопрос: Другие варианты есть?

Ответ: Есть: если в земной жизни человек любыми путями реализует свой план, то в Вечности – погибнет.

Вопрос: Уже не просто грустно, а страшно. А какой грех лежит в основе такого заблуждения?

Ответ: Скорее, целый греховный пласт, «прошитый» маловерием, недоверием Богу, сомнением в том, что Он заботится о нашем спасении, подавая все насущное на потребу; а соответственно, гордостью, сластолюбием, самообольщением, самонадеянностью, желанием все в жизни устроить по-своему и т.п.

Вопрос: Судя по перечисленным грехам, такая душа противится Богу?

Ответ: Да. И тем человек ставит себя в безвыходную ситуацию. Ведь что бы Своим Промыслом ни пытался дать ему Господь для исправления его бедственного состояния, он не сможет принять. А упорное следование своей воле приведет его веру и душу к разорению.

Вопрос: Я вот все думаю о том монахе-резчике. Помнится, Вы сказали: «Слава Богу, что он вразумился и направил свою жизнь по Воле Его…» – но я не пойму: неужели до этого он жил и трудился в монастыре вопреки Воле Божией о себе?

Ответ: Бывает и так, поскольку ни святое место, ни монашеская одежда не являются признаком, а тем более гарантией того, что человек уже исчерпывающе исполняет Волю Божию и спасается. Нет в монастыре послушаний «более» спасительных или «менее». Богоугодность и спасительность того или иного дела определяется не родом занятия, а сердечным расположением человека. Большое заблуждение, что писать иконы или резать киоты, например, – это дело более богоугодное, нежели на кухне.

Вопрос: Но почему-то Господь вразумил его уже чуть ли не у черты в Вечность…

Ответ: Вероятно, иные попытки вразумления – через Священное Писание, через людей или какие-то обстоятельства жизни – резчик отверг. Но тем не менее, не взыскуя до времени за допущенную невнимательность, Господь не только лично напомнил ему о том предназначении, к которому как монах и христианин он был призван, но и продлил ему срок земной жизни для покаяния и исправления. Думаю, такое вразумление – это свидетельство Долготерпеливой Отеческой Любви Бога к грешному, упорно заблуждающемуся человеку. Но очевидно, резчик имел искреннее стремление ко Христу и так же искренне заблуждался, поэтому сумел извлечь из этого урока пользу и обратить все случившееся себе во благо.

Вопрос: А в чем могла быть его ошибка? Почему Господь не принял его труды?

Ответ: Мы рассматриваем не человека, а случай из жизни для нашего назидания. Не зная человека лично, мы можем допустить только ряд предположений. Может быть, он оставил молитву при исполнении этого дела, или выпросил себе благословение на это послушание, или чересчур услаждался им, или собой в нем… Может быть, он резал с тщеславием, уничижая других, был слишком уверен в себе, а потому не чувствовал потребности укорять себя, смиряться и молиться, чтобы призывать Божественную помощь не только на совершение дела, но наипаче для очищения сердца от всего греховного, – мы можем только предполагать. Но, судя по тому, в какой яме оказались вырезанные им киоты – его труды не были освящены благодатью Святаго Духа. Значит, вроде бы и занимался резчик делом богоугодным, но совершал его не богоугодно.

Вопрос: То есть?

Ответ: То есть действовал не в Духе Божием, а в духе какой-то из страстей и не замечал этого. В результате душа не стяжала благодати Святаго Духа, потому ни монастырь, ни монашество, ни труды, которые он выполнял, не приносили его душе духовной пользы. Поэтому, воздадим Славу вразумившему его Богу, так долготерпеливо промышляющему и о наших заблудших душах!

Вопрос: Так как все же понять, богоугодно ли то дело, которое мы совершаем?

Ответ:  Прп. Серафим Саровский говорит: «Только ради Бога делаемое доброе дело имеет мзду от Бога и привлекает к нам благодать Святаго Духа». Поэтому нужно понимать: если, например, несколько человек совершают одно и то же, пусть даже доброе, дело – оно станет спасительным только для того делателя, который совершал его ради Бога.

Вопрос: А что значит «ради Бога»?

Ответ: Это значит, что, подъемля некий труд, мы имели целью отвергать свою эгоистичную волю ради исполнения Воли Божией – т.е. это дело было благословлено нам Промыслом Божиим, а мы со своей стороны исполнили его в Духе Христовых Заповедей.

Однако не стоит забывать и о том, что если за выполненное дело мы на земле приемлем похвалу или благодарность, то за него мы не будем иметь награды в Царствии Небесном.

Вопрос: Но почему?

Ответ: Потому что уже получили мзду за него на земле: похвалу, деньги, одобрение и т.д. Это станет признаком того, что дело было сделано ради людей или ради себя, а не ради Бога – во славу, но не в Его.

Господь же всегда воздает человеку Своей Милостью: Он не определяет наши дела по внешнему «блеску» или высоте общественной значимости, но измеряет степень нашей веры, усердия, любви и т.д., которые мы вложили ради Него в свои труды.

Вопрос: А ведь у нас всегда есть и какие-то желания. Причем довольно часто они совпадают с действием Промысла Божия. Но как в таком случае оценить: ради Бога мы потрудились или ради себя самих?

Ответ:  Это определяется попущением какого-либо искушения.

Вопрос: Например?

Ответ: Например, ты приготовил трапезу, чтобы накормить нищих, тебя за это не поблагодарили, а ты и рассторился – возрадоваться не получилось. Если кратко, то суть в следующем: кто делает что-то ради Бога, тот не ждет каких-либо вознаграждений от людей.

Конечно, как свободные и разумные личности, мы имеем какие-то желания, но их мы должны представлять «на рассмотрение» Богу, заканчивая свое прошение словами: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39), – а это значит, что конечный «вердикт» по каждому вопросу, который непременно проявится в дальнейших обстоятельствах нашей жизни, мы желаем получить от Господа. И тогда, принимая все как из рук Божиих, мы перейдем уже ко второй стадии познания Воли Божией: задумаемся о том, ради исполнения какой из заповедей Господь направил нашу жизнь в то или иное русло.

Вот такой внутренний алгоритм, усвоенный в Духе заповедей Нового Завета, должен определять наш образ мысли во всех сферах нашей жизни: и во взаимоотношениях с духовником, и при совершении внешних трудов, и в любых чувственных состояниях. Вот тогда можно будет начать надеяться на то, что и мы будем сопричислены к тем любящим Бога, которым все содействует во благо (ср. Рим 8:28).

Вопрос: Но ведь, учитывая нашу греховную поврежденность, далеко не каждый человек сможет сразу воспринять тот образ спасения, о котором Вы говорите.

Ответ: А если мы до времени не можем жить в послушании Воле Божией, то Господь положит нам другой образ спасения, попустив «смирительную рубашку» – воздействие бесов и страстей. И в этой борьбе нам будет открыта возможность стяжать благодать Святаго Духа путем смирения, терпения и глубокого сердечного покаяния.

Но об этом в следующий раз…

 

 

[1] «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28).