Яд неблагодарности. Часть тринадцатая

Ловушка…

 

Вопрос: Знаете, в эти великие пасхальные дни непостижимая жертвенность любви Бога к человеку осмысливается наиболее глубоко. Но невольно задумываешься и о том, что почему-то по отношению к кроткому, милосердному, распявшемуся за нас Христу человечество (в большинстве своем) находится в состоянии неблагодарности и даже злого упрека. Причем очень заметно, как, словно вирусом, духом этой неблагодарности поражается все больше человеческих сердец. И происходит это очень стремительно.

Сегодня СМИ наполняются мнениями весьма авторитетных для аудитории людей, которые во всеуслышание заявляют о своем внутреннем противлении Богу. Например, в одной из телепрограмм каждому из гостей (известным деятелям политики, искусства, науки и т.д.) автор и ведущий обязательно задает два вопроса. Первый из них звучит так: «Если бы диавол предложил Вам бессмертие без каких-либо условий, приняли ли бы Вы его предложение?» И второй: «Что Вы скажете Богу, когда предстанете пред Ним?» Большинство ответов удручает…

Ответ: А как на эти вопросы отвечает сам ведущий?

Вопрос: Утверждает, что атеист.

Ответ: Довольно странно! Ведь совершенно очевидно, что к атеистическим убеждениям такие вопросы не имеют никакого отношения.

Вопрос: Почему?

Ответ: Атеисты в корне отвергают существование ВСЕГО духовного мира: не только Бога, но и диавола. А значит, и рассмотрение подобных тем лежит вне сферы их интересов. Совсем другое дело – богоборцы или сатанисты. Богоборцы повсеместно высказывают и провоцируют проявление многообразной хулы на Господа, а сатанисты отличаются от последних еще и тем, что почитают диавола своим добрым богом. Поэтому вопреки элементарной логике, присущей разумному человеку, они всячески стараются представить его в статусе всемогущего «архитектора вселенной».

Так что, сталкиваясь с подобными вопросами, отвечающим нужно быть крайне бдительными, чтобы, во-первых, не похулить Творца, а во-вторых, не склониться к желанию принять от диавола какие-нибудь заманчивые «дары». К тому же, по сути, предложение его псевдо могущественной «щедрости», от которой он якобы может предложить человеку бессмертие, изначально полно богоборческой лжи.

Вопрос: В чем заключается ложь?

Ответ: В том, что автор вопроса наделяет диавола полномочиями Бога.

Вопрос: Поясните.

Ответ: Ну как же! Великий дар жить вечно человек имеет изначально. И имеет его от своего Творца. И ангелы и люди – существа вечные от своего сотворения.

Вопрос: А диавол и демоны?

Ответ: Они тоже вечны, поскольку были сотворены как ангелы и находились в числе Небесных Сил бесплотных до тех пор, пока страшная трагедия не сотрясла и разделила весь ангельский мир. Тогда первый из Архангелов, которого Бог нарек Люцифером (что в переводе означает «Несущий свет»), возгордился против своего Творца и решил сам стать «подобным Всевышнему» (см. Ис 14:14). А в результате, полностью отвергнув богопочитание и благодарность, он стал сатаной – несущим в миробытие зло, богопротивление и богоборчество. Идеей его гордыни соблазнилась и треть ангелов, которые, отпав от благой и совершенной Воли Божией о себе, превратились в демонов.

Люцифер организовал первую революцию против своего Творца, чем не только породил зло, но и сам себя определил на мучения в безумной безысходной злобе. А вместе с ним и вся «избирательная кампания другого бога» была низвергнута в бездну, поскольку в Царствии Божием нет места ничему злому, гордому и нечистому. Что касается вечной участи сатаны – она уже открыта нам в Священном Писании: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой» (Ис 14:11).

Так что ангельский мир уже самоопределился: Архистратиг Божий Михаил со всеми прочими Небесными Силами утвердились в своей верности Богу. Демоны тоже выбрали свою роль и участь. А вот людям (в частности, каждому из нас) в течение земной жизни тоже предстоит определиться – кому и чему уподобиться: верности Божиих ангелов или предательству демонов с сатаной во главе.

Так что, преодолевая свой земной путь, человек имеет разум и свободу самостоятельно выбрать для себя участь в Вечности. Этот выбор он утверждает в течение всей жизни своими мыслями, чувствами и поступками: или, следуя Воле Творца, становится чадом Божиим и сосудом Его Духа, или же, уклоняясь от пути Христова, попадает в сферу действия воли диавола, укореняет в себе его свойства и становится добычей-игрушкой в руках демонов. Поэтому при размышлениях о целях нашего бытия хорошо бы помнить, что земная жизнь – это уже частичка Вечности, время, предоставленное человеку на самоопределение.

Вопрос: Но не хотите ли Вы сказать, что какие-то там ответы, пусть даже на сомнительные вопросы в ток-шоу, могут быть свидетельством выбора человека и определить его судьбу в Вечности?

Ответ: Во-первых, в духовной жизни мелочей нет. А во-вторых, чтобы развеять подобные сомнения, достаточно вспомнить пример апостола Петра, который на слова рабыни (хотя рабов и за людей в то время не особо считали): «И ты был с Иисусом Назарянином» (Мк 14:67), – опрометчиво ответил: «Не знаю и не понимаю, что ты говоришь…. не знаю Человека Сего…» (Мк 14:68, 71), – так ученик отрекся от своего Учителя и Господа трижды! Заметь, отрекся от Того, Кого любил и Кому говорил: «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мк 14:31)!

Горько представить, каковы могли бы быть последствия этого поступка…

Вопрос: И тем не менее мы знаем: он всё же стал первоверховным апостолом!

Ответ: Да! Потому что до тех пор, пока Господь видит в сердце человека хоть малейшую склонность к покаянию, Он будет подавать ему шанс за шансом исправить свою ошибку. И на примере апостола Петра мы это видим явно, когда по Воскресении Своем Спаситель трижды спросил его: «Любишь ли ты Меня?» И только после того, как ученик трижды засвидетельствовал пред Ним свою любовь, Господь сказал ему идти путем заповеданным, заботиться о душах ближних и предрек смерть, которой он будет иметь возможность прославить Бога (см. Ин 21:15-19).

И от этого часа, утверждая свой выбор, искореняя из сердца отречение и упреждая человечество от повторения столь бедственной ошибки, апостол Петр не только горько плакал о своем предательстве, каялся, и проповедовал учение Христово до последнего вздоха, но и возжелал быть распятым за Имя Его вниз головой.

Вопрос: Подождите, разве между этим случаем и журналистской полемикой об отношении к Богу и диаволу может быть проведена параллель?

Ответ: Конечно. Ведь если говорить по сути, то, в частности, каждый из вопросов, о которых ты упоминал, – это такая же явная ловушка для многих душ, выбор озвучивается уже не пред одной рабыней (как у апостола Петра), а пред миллионами телезрителей…

Вопрос: Объясните, пожалуйста, по подробнее.

Ответ: В первом случае диавол представляется могущественным и добрым, поскольку якобы «без всяких условий» может дать человеку вечность. Поэтому тот, кто соблазнится и подтвердит, что готов получить бессмертие от врага рода человеческого, фактически делает свой выбор. И диавол от этой души уже не отстанет – будет всеусердно вести ее к тому бессмертию, на которое осужден Богом сам. Причем жертв из своих сетей сатана просто так не отпускает никогда.

Вопрос: Но ведь вырваться можно?

Ответ: А для того чтобы вырваться из его плена, бороться придется до последнего издыхания.

Вопрос: Ладно. Ну а в чем подвох в вопросе о встрече с Богом?

Ответ: Если в сердце человека еще не сформировано четкое, подобающее отношение к Творцу, то в своем необдуманном ответе он может тяжко согрешить, не почтив Его как Бога Всеблагого и Всемогущего. Достаточно будет засвидетельствовать неприятие Его бытия в какой-либо форме – и этим он сам пресечет свое единение со Христом.

Вопрос: Неужели в духовном мире все так тонко и так быстро «рвется»?

Ответ: В Отечнике есть пример. Послушник пришел к духовнику, а старец увидел, что нет на его чаде Благодати, и спрашивает его:

– Ты кто такой?

– Это же я – твой ученик!

– Нет!

Тогда послушник начал настойчиво умолять старца открыть ему, почему он не принимает его. И в конце концов получил ответ:

– На тебе нет Благодати! Значит, ты отрекся от Христа!

– Я не отрекался…

– Вспомни, быть может, что-то произошло на твоем пути?

– Когда я шел к тебе, отче, то встретил иудея. Он что-то говорил мне о своей вере, а потом заявил, что наш Христос – не Мессия…

– И что же ты ответил ему?

– Я сказал: ты человек грамотный, поэтому может быть и так…

И всё! Вот этих слов – «может быть и так» – было достаточно, чтобы отречься от Спасителя и отступить от Его Благодати. А после обнародования такого выбора человек уже всецело попадает в сферу действия диавола.

Вопрос: Где об этом сказано?

Ответ: Об этом ясно говорит нам Сам Господь: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк 11:23). «Кто добровольно не покорится Богу, тот поневоле покорится диаволу» – это духовный закон, о котором многогранно нас упреждают святые отцы. Так что не стоит обольщаться: человек не может существовать вне системы духовности – светлой или темной, благой или злой.

К сожалению, сегодня большинство людей живут по принципу «к моей жизни Бог и Его духовные законы совершенно не причастны». А на вопрос о своих отношениях со Христом отвечают: «Я разочаровался в Церкви! Разочаровался в священниках, в вере, в Боге!..» – и этого уже достаточно, чтобы попасть в ряды пассивных богопротивников. Конечно, сатана лукав и хитер, а потому никому не предлагает выбрать себя напрямую. Чаще он соблазняет человека, убеждая его в личном праве на произвол.

Вопрос: О каком «произволе» Вы сейчас говорите?

Ответ: Об игнорировании заповедей Христовых ради того, чтобы жить по закону плоти и обычаю мира сего – т.е. искать услаждения, удовлетворяя свои страсти. К большому сожалению, люди не понимают, что вербовку в число своих оболваненых рабов-революционеров диавол производит посредством благовидных идей: «Зачем себя ограничивать? Будь вполне свободен! Живи в свое удовольствие! Бери от жизни всё – один раз живем!» – и т.п. Рекомендуя такую «свободу», он ввергает нас в рабство греховным страстям и демонам. Предлагая временное наслаждение, вовлекает в вечное мучение… И, обольщаясь его древней идеей «будете как боги» (Быт 3:5), люди становятся хуже скотов и зверей.

Безусловно, это страшный выбор, отдавать себе отчет в котором мы не хотим! Но ведь еще апостол Павел предупреждал, что живущие «по… плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов», являются «по природе чадами гнева», потому что кто «по обычаю мира сего» живет – живет «по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (см. Ефес 2:2-3). Соответственно, у человека есть выбор только двух жизненных платформ: или он со Христом, или против Него – в числе «сынов противления». А люди легко соглашаются на этот погибельный путь, обманываясь тем, что «свободны» от всех: и от Бога, и от сатаны, – но только не понимают, что сатана уже действует в них.

Вопрос: Наверное, если бы человек мог диагностировать в себе следы его присутствия, вряд ли бы согласился на такое общество…

Ответ: Дело в том, что смотреть этой правде «в лицо» не каждый находит желание и мужество. Ведь все и так очевидно – свое присутствие в сердцах людей диавол проявляет многогранно: в потребности удовлетворения гордыни и блуда, в раздражении, в осуждении, в гневе, в чревоугодии и пьянстве, во лжи и самооправдании и т.д. Мера зависимости от духов злобы у всех разная, но со временем, если не обращаться к покаянию, эта «удавочка» затягивается все крепче… Человек в таком случае будет чувствовать и опустошенность, и отсутствие радости, а оттого впадать в ропот, недовольство жизнью и, как следствие, хулу на Бога.

Кстати, в предыдущих беседах мы уже неоднократно об этом говорили.

Вопрос: Учитывая все, что сказано, не может не радовать, что до сих пор есть люди, которые, отвечая на вопрос о встрече с Богом, произносят слова покаянные и благодарные. Но, к сожалению, если вдуматься, становится совершенно очевидным, что сегодня явные и скрытые упреки в адрес Бога звучат не только в СМИ, но и в нашей обыденной жизни гораздо более плотным потоком.

Ответ: Да, борьба за души набирает свои обороты. А позиция непочтения Бога – это ВСЕГДА проповедь богоборчества (активная или пассивная) и крайне коварный метод искоренения ростков веры из сознания тех людей, которые еще не определились в своих взаимоотношениях с Творцом. Причем вопрошаемые порой и не задумываются, насколько серьезные духовные последствия их слова будут иметь не только для них самих, но и для многих людей, которых они заражают «вирусом» непочтения по отношению к Творцу. Поэтому по степени коварства и пагубности последствий подобные опросы можно считать «оружием массового духовного поражения».

Однако, надо понимать, что все это зло не причиняло бы нам никакого вреда, если бы мы имели достаточно духовного благоразумия. Но поскольку не имеем, становимся легкой добычей. Потому-то дух «князя мира сего» и заражает сердца человеческие стремительно, как вирус, делая их «сынами противления»

 

Древняя идея…

 

Вопрос: Вообще-то совершенно непонятно, на что рассчитывают открытые богоборцы в Вечности? Неужели они выбирают ад осмысленно?

Ответ: Нет, что ты! Осмысленно на ад, наверное, вряд ли кто-то соглашается. Ведь даже сатанисты пытаются уверить друг друга, что сатана окажется победителем и даст им вечное благоденствие. А атеисты и антитеисты (богоборцы) тоже ищут «рай», но такой, в котором не будет Бога. Вероятно, они надеются, что сами могут стать собственниками и распорядителями «рая» сначала на земле, а затем с тем же «ультиматумом» обрести и рай небесный.

Мне кажется, степень духовного безумия таких идей не нуждается в комментариях – тем, кто заражен этой адской болезнью, можно только очень искренне посочувствовать, ибо худшего недуга не существует… Стоит ли упоминать о том, что место, в котором нет Бога, – это сущий ад, реальность беспросветной, безысходной сатанинской злобы. Еще раз повторюсь: третьего не дано…

Вопрос: А в чем причина их агрессии против Бога? Ведь такая жизненная позиция – это явный упрек Творцу, как будто Он чем-то очень сильно не угодил человечеству?

Ответ: Допускать мысль о том, что «Господь нам что-то постоянно должен» или «чем-то нам не угодил», – означает строить свои взаимоотношения с Богом на саморазрушающемся фундаменте. Можно ли ожидать чего-нибудь доброго, если человек уверен, что не он, будучи творением Божиим, должен следовать Воле своего Любящего Отца и Премудрого Творца, а Творец обязан угождать постоянно изменяющейся воле Своего творения. Такой образ мысли – предел глупости… О какой любви к Богу в такой модели взаимоотношений может идти речь? А где нет любви, там страдания начинаются даже от неприязни…

Как правило, такое мироощущение формируется, если человек открыл свое сердце к восприятию гнусной демонической клеветы на Бога и воспринимает ее как «истину в первой инстанции». Причем усвоение какой-либо лжи на заповеданный Богом порядок – это главная причина всех страданий и трагедий, которые происходят в частной и общественной жизни, а в результате распространяются на весь человеческий род.

Вопрос: А какие цели, реализуя все эти «схемы», преследует диавол?

Ответ: Во-первых, ему мало погибели трети ангельского мира, поэтому он взялся за человеческий род: подтолкнул к непослушанию Богу Адама и Еву, соблазнив их вкусить от дерева познания добра и зла, и те же эксперименты продолжает на каждом из нас.

Диавол – гордец, завистливый лжец и клеветник, а потому продолжает реализовывать свою древнюю идею стать богом и всеми силами стремится обратить как можно больше людей в свою религию. А для этого здесь, на земле, он так же пытается поднять революцию против Творца, чтобы отвратить от Него каждую душу. Он неустанно трудится над тем, чтобы каждый из нас, попадая в скорбные обстоятельства, обращался к Богу не с покаянием, а высказывал обиду, ропот и негодование, чтобы в конечном счете все человечество, прокричало хулу на своего Творца. Реализация этого плана – не что иное, как способ удовлетворения его древней гордыни. И если человечество подчинится ему, это будет его триумфом: «Каждого из них я сумел оторвать от послушания Богу и привести в послушание себе! Значит, теперь Я для них бог!!!»

Поэтому первая из ядовитых идей, которую он пытается вселить в наши сердца, заключается в том, что Бог – это не Милосердный Отец, а «карающая рука» – тот «жандарм», который бдит день и ночь, чтобы найти повод к наказанию: «шаг вправо, шаг влево – расстрел».

Вопрос: Но ведь и правда: сталкиваясь с жизненными проблемами и скорбями, многие люди воспринимают их как высшую несправедливость и зло. Они ропщут и постепенно утверждаются в мысли: «Зачем нам такой Бог, если в этой трагедии Его Воля?!» Вот и соглашаются с таким образом Бога, и верят в эту ложь, как в реальность.

Ответ: К сожалению, в большинстве своем человечество действительно находится в таком страшном заблуждении. В связи с этим предлагаю тему для размышлений: почему же вся ответственность за происходящее в мире зло возлагается на Бога, а не на диавола, о котором знают, что он зол? Об этом, как ни странно, «обиженные» отчего-то не задумываются.

Вопрос: Да, это вопрос… Почему так происходит?

Ответ: Потому что в отрыве от Священного Писания в основу нашего мировосприятия ложится не Воля Божия, а стихийно сформированные понятия о том, что есть добро, а что зло (что дело Божие, а что – диавольское). Далее в такие омраченные незнанием души приходит сатана, чтобы смутить клеветой на Творца. А мы усваиваем его лукавые идеи как свои собственные мысли, принципы и понимания. И уже на почве перевернутого представления о Боге и Его заботе о нас начинаем развивать и доказывать свою «правоту». Ко всему этому искаженному мировосприятию присоединяются наши страсти: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин 2:16). Одним словом, так формируется наше многоликое «Я», которое считает возможным восставать против Бога и якобы Его «несправедливости». И вместо того, чтобы смиренно просить у Христа вразумления, как духовно правильно понять «то» или «это»… в своей безумной гордости, не замечая, судит своего Творца и Бога, человек дерзко кидает Ему вопросы: «Почему?.. Почему?.. Почему?..»

А если бы мы изучали законы бытия, заложенные Творцом, то знали бы, что ни в какие времена Бог никакого зла не создавал, не создает и создавать не будет. И если мы ропщем на Волю Божию и объявляем ее причиной всех своих бед и несчастий, то лишь потому, что не потрудились узнать истинную Волю Божию о нашем существовании. А ведь Господь сотворил человеческий род для усвоения божественного совершенства и радости бытия! А это значит, что, если бы мы строили свои взаимоотношения с Богом на фундаменте согласия и послушания Его Святой Воле – такое взаимодействие двух воль наполняло бы нашу жизнь не страданием, а радостью, не удушливым демоническим унынием, а обожением.

Вопрос: Да, но в мире бушует зло и страдания…

Ответ: Значит, человечество в большинстве своем живет вне Воли Божией! И кто этому виноват? Святые отцы говорят, что зло умножается тогда, когда всякое разумное создание начинает разрушать данное ему высшее благо – богоустановленный порядок бытия. Поэтому зло – это не что иное, как оскудение добра, оскудение реализации Воли Божией в нашей жизни.

И ведь предупредил Господь: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает [разоряет свою жизнь]» (Мф 12:30). Святые отцы предостерегают, что, уклонившись от Воли Божией, мы ощутим страдание. Вообще о том, что причина умножения зла зависит только от свободной воли человека, говорит всё Священное Предание.

Вопрос: А мы продолжаем винить Бога… Прости, Господи…

Ответ: Принятие греха за норму существования, погружение души в сферу действия зла, хула на Бога – всё это звенья одной цепи. Но если человек не видит истинных причин и своей ответственности за то, что в его жизни действует зло (т.е. грех), то рано или поздно в нем разовьется еще одно свойство диавола – самооправдание. А укореняясь в самооправдании, во всех происходящих с ним бедах он начинает не грехолюбие свое винить, не диавола обличать, а почему-то именно Бога…

В результате такого внутреннего разрушения появляются атеисты, богоборцы и сатанисты – адепты антихристианской «политики» диавола. Причем бывает и так, что активнейшими сторонниками и проповедниками этих древних демонических идей становятся люди прежде верующие или даже те, кто когда-то принимал монашеский постриг.

Так было во все времена. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1 Ин 2:19).

Вопрос: Вы говорите, что, отступая от Христа, тем самым человек выбирает путь, «протоптанный» диаволом. Но ведь, по сути, это выбор косвенный. Ведь и сам человек не осознает, ЧТО выбирает, – ему просто хочется чем-то услаждаться: похвалиться, возвыситься, выпить, соблудить и т.д. Да и диавол, собственно, не предлагает нам выбрать лично себя.

Ответ: И в этом проявляется его ложь и коварство, ведь напрямую Божие творение за сатаной не пойдет – для того чтобы сделать этот шаг, нужно сначала обмануться. Поэтому в свою религию лукавый обращает человека очень искусно – всё начинается с помыслов, например: саможаления, самоугождения, самодовольства, самохвальства, зависти, гордости, желания наслаждаться жизнью не менее, чем другие…

И, уже коварно играя на страстных чувствах человека, диавол принимается навеивать ему помысел о том, что неплохо было бы обрести полную независимость от заповедей Божиих – тогда и совесть замолчит и более обличать не будет… «Да зачем тебе эти заповеди и ограничения? – вкрадчиво шепчет он. – Ты же не такой, как все! Ты же сам, как бог, можешь и должен управлять своей жизнью! Кто лучше тебя знает, ЧТО тебе нужно и чего ты хочешь достичь?»

Узнаёшь дух и авторство идеи? Так в умах человеческих, как «под копирку» постепенно формируется образ мыслей сатаны – целая религия. И, как показывает практика, мало что изменилось с тех древних пор и по сей день: если человек соглашается на роль «законодателя бытия», то Христа он уже будет воспринимать, как некий «элемент», мешающий ему реализовывать собственные планы по переустройству правил своей жизни, причем не только своей…

Ну а дальше, когда выбор уже осуществлен, человек постепенно усваивает древнюю идею сатаны как истину, отвергает заповеди Божии и начинает жить, слушая, что ему диктуют собственная плоть, мир, уже погрязший во зле (ср. 1 Ин 5:19), и диавол, который без устали вдохновляет и координирует любой сценарий противления Воле Божией.

Но парадокс в том, что чем более человек пожинает плоды своего взаимодействия со злом, тем более, страдая, он укореняется в ропоте на Бога за то, что умирают дети, происходят войны и катастрофы. Он решительно исключает свою личную ответственность за любые происходящие в мире трагедии и своей помраченной логикой конструирует причинно-следственную связь между разгулом зла и Богом. Так диавол ловко замыкает этот круг и торжествует о том, что без особого боя парализует в человеке естественную склонность к покаянию.

Вопрос: Значит, любые катаклизмы, трагедии, войны, катастрофы, в которых погибают люди, – все это лежит вне Воли Божией?

Ответ: Все это замысел демонический и плоды непокорности человечества Богу. А Христос говорит: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10). На этом, думаю, пора подытожить: любое зло, происходящее во вселенной, – это плод свободной воли демонического мира и тех людей, которые, презревая Волей Бога, внимают и следуют воле диавола (пусть даже сами того не понимая). Господь не ставил нас в сферу действия зла – это наш выбор, туда мы упрямо лезем сами.

Поэтому, пока не поздно, каждому из нас пора разомкнуть эту диавольскую цепь и положить благое начало глубокому осмысленному покаянию и исправлению жизни во Христе Иисусе. Пора бы опомниться и сконцентрировать свое внимание на серьезном святоотеческом упреждении, ведь сказано: «За непокорность земнородных Воле Божией вселенную постигают и будут постигать частные и общественные бедствия». И, если не одумаемся, завершится этот процесс тем, что предсказано святым апостолом Иоанном Богословом в Апокалипсисе.

 

Познание добра и зла…

 

Вопрос: Ладно, допустим, причина страданий, которые настигают человека, в том, что он выбирает путь внутреннего разрушения, но выбирает довольно бессознательно. Тогда непонятно, зачем же Господь попускает злу вторгаться в нашу жизнь: лукаво, под видом «добра», предлагать нам погибель и торжествовать в этом мире?

Ответ: Неужели ты так и не понял, что «торжествовать злу в этом мире» ПОЗВОЛЯЕТ каждый конкретный человек, допускающий грех в свою душу. Даже НЕ демонический мир, поскольку бесы только предлагают нам варианты уклонения от Воли Божией, а уж принять или не принять такое предложение – решать исключительно нам самим. Как говорит свт. Игнатий Брянчанинов, «спасение и погибель человека зависят единственно от произволения его…»[1]. Поэтому у меня есть встречный вопрос: ну зачем воля человеческая становится злой – упорно склоняющейся ко греху, – и тем самым входит в конфликт с Божией Волей – с Волей Благой и Совершенной, благословляющей и направляющей к мирному и радостному житию? Зачем по собственному же безрассудству мы открываем демонизму «зеленый коридор» в свою жизнь?

Вопрос: Но ведь большинство людей действуют по неведению Истины: не понимая, что есть добро, а что зло, словно слепые котята (правда, весьма амбициозные) лезут в мышеловку… Откуда-то же взялась в человеке эта немощь: «по уши» влезать куда совсем не надо? Господь мог бы и не допустить нам такой траектории движения.

Ответ: Опять ты пытаешься переложить вину на Бога?!

Вопрос: Вот не пойму, а зачем изначально нам функция познания зла?

Ответ: Тогда давай вспомним, что, создав человека свободным и разумным, Бог определил ему место в раю – в полной радости, но дал ему одну единственную заповедь: не вкушать от древа познания добра и зла. Господь дал такую заповедь потому, что хотел оградить нас от этой участи. Но к кому прислушались Адам и Ева? – К диаволу!.. И, вкусив плод дерева познания добра и зла, проявили непослушание Богу – это стало началом многообразных бед и несчастий.

Задумайся: чего им не хватало, когда, пребывая в добре, благоденствии и радости богообщения, они воспользовались своей свободой и захотели познакомиться со злом? Кто виноват, что, преступив заповедь, прародители начали познавать плоды своего греха на деле? Собственно, «за что боролись…», как говорят, то и получили.

Вопрос: Значит, выходит, что из-за выбора прародителей мучиться теперь приходится всему человечеству?!

Ответ: О каких мучениях ты говоришь, если мы имеем Христа, искупившего эту ошибку Своим Распятием и Воскресением? В паремии на Рождество Христово сказано, что Богомладенец «отвергнет лукавое (зло) и изберет благое» (ср. Ис 7:15). И этот разумный жизненный выбор – единственный путь, умаляющий силу действия зла в мире и возвращающий человека в радость Объятий Отчих. Поэтому – нет, не мучиться, а ликовать мы должны о том, что дана нам возможность выбором добра уподобиться Сыну Божию. И больше этой чести и славы для рода людского нет и быть не может.

Вопрос: Но мы-то мучаемся…

Ответ: Потому что поступаем по-своему и, нарушая заповеди Христовы, «собственноручно» принимаем от прародителей эстафету познания добра и зла. Вероятно, и нам изначальное предложение добра почему-то оказывается неинтересным… И если такое торжество человеческого неразумия одерживает верх над выбором пути Божия, то не Бог же этому виноват?

Ведь Господь и вочеловечился, чтобы исправить ошибку и последствия первородного греха, чтобы показать нам тот покаянный путь, следуя которым человек по Благодати Божией не только освобождает душу от злозависимости, но своим выбором, уподобляясь Христу, наносит удар по вселенскому злу. Поэтому нам остается только внимать своему Спасителю.

Вопрос: Очень сложно иметь такой настрой, когда нашу жизнь сотрясают беды: онкология, катастрофы, пожары, детская смертность… Люди гибнут – вот и возникает вопрос: а где же любовь Божия?

Ответ: Если масштабы бед возрастают, значит, приумножается и грех в этом мире. Значит, число людей кающихся в абсолютном меньшинстве. А среди тех, кто находится в состоянии конфликта и скрытой вражды по отношению к Богу, большинство занимает богоборческую позицию вполне убежденно. Не об этом ли свидетельствовали в той телепередаче люди, публично заявляя: «Когда я встречусь с Богом, у меня будет к Нему очень много вопросов: «почему?» и «за что?»»? А Господь по-прежнему пытается спасти и вразумить каждого! Вот только наше неразумие, самооправдание и ропот препятствуют Его Промыслу о нас.

Вопрос: Но ведь Бог – Он Вседержитель, а значит, мог бы и не допустить, чтобы люди столь активно выбирали грех и попадали в такое духовное помрачение.

Ответ: Как можно «не допускать» что-либо делать СВОБОДНОМУ в своем выборе и РАЗУМНОМУ от сотворения существу? Это значило бы признать его неразумным, ограниченно дееспособным и отобрать у него свободу, а в результате род людской превратился бы в стадо, таких себе, обезьян, которые руководствовались бы исключительно заложенными в них инстинктами. Неужели в таком обращении Творца с человечеством можно было бы разглядеть любовь и желание воспитать каждого из нас, как Свое чадо?

Ведь Бог – Он Милосердный Отец и действует, исходя из этих свойств. А каждый любящий родитель, чей ребенок потерял рассудок, станет прилагать все возможные усилия к тому, чтобы прежде всего восстановить его умственные способности. Он изо дня в день будет долготерпеливо подсказывать и показывать ему на деле «что такое хорошо, а что такое плохо»; будет ждать, чтобы ребенок навык распознавать любое «плохо» и уклоняться от него ради того, чтобы научиться всеми силами держаться добра и получать пользу, самому радоваться и радовать окружающих его.

Всем желающим очистить свою душу и освободиться от плена диавольского Господь непременно будет подавать разнообразные вразумления. Вспоминается, как давным-давно (где-то в 1970-х годах) одна старенькая инокиня по имени Татьяна поведала мне свою грустную историю. Расскажу с надеждой на то, что, быть может, кто-нибудь помянет о упокоении ее душу.

Вот такая трагедия произошла в ее жизни. В 1930-х годах она работала на обувной фабрике. Это было время так называемых «безбожных пятилеток» и борьбы с верой, как «опиумом для народа». Никого не удивляло, что руководство предприятия собирало сведения: кто из работниц верующий, а кто нет.

Бригадирша и говорит ей:

– Я знаю, что ты верующая и в церковь ходишь. Но, ты понимаешь, если я напишу, что ты верующая, у меня будут большие неприятности. Я хочу квартиру получить, но для этого нужно, чтобы в мой адрес от начальства не было никаких нареканий. Потому давай я напишу, что ты неверующая.

Девушка смутилась:

– Ну как же так? Я ведь верующая! И это будет неправильно.

Через некоторое время бригадирша снова подступила к ней:

– Ну что? Ну пожалей меня и мою семью: ведь у меня снова будут неприятности! Тебе-то все равно – ты одинокая, а для нас квартира большое значение имеет.

Девушка подумала-подумала, и вроде не хотела идти на этот шаг, но ради спокойствия бригадирши сказала:

– Смотри сама… Пиши как хочешь.

И всё!

Дальше матушка Татиана рассказывала так: «Прошло много лет. Я часто посещала Богослужения и однажды обратила внимание: иду я, а около церкви слышу – петух поет! Думаю: «Странно, к чему же он в это время поет?» А потом заметила, как мимо храма прохожу, так он и утром поет, и в полдень поет, и вечером поет. Что-то меня насторожило, душа как-то очень болезненно реагировала на его кукареканье… Но ничего я тогда так и не поняла.

А потом – заболела. Мне становилось все хуже и хуже, хуже и хуже: дошло до того, что ходить уже не могла. Было понятно, что, вероятнее всего, дело закончится смертью. И я позвала батюшку домой, чтобы мне покаяться и причаститься. К исповеди я готовилась тщательно: очень старалась вспомнить всё. Конечно, понимала, что болезнь мне попущена за какой-то грех, но за какой – не осознавала.

Поисповедовав меня, батюшка начал готовить Запасные Дары для причастия. Потом уже взял Чашу в руки и вдруг говорит:

– Ты во всем покаялась? Ничего у тебя не осталось?

Я взмолилась:

– Господи, помоги! Может, все же что-то еще запамятовала?

И вдруг вспоминаю: ты же отреклась от Христа! Ты же согласилась свидетельствовать, что ты в числе неверующих!

Батюшка поставил Чашу и опять накрыл меня епитрахилью. Покаялась я в своем отречении. Дали мне епитимью… И ведь сколько раз Господь вразумлял меня! Даже петух, как апостолу Петру, мне долгое время об этом напоминал! Насколько же я помрачилась, что столько лет никак не могла осознать этот грех! Слава Богу, хоть в болезни Господь вразумил меня и дал возможность покаяться!»

Вопрос: И что, она тогда умерла?

Ответ: Нет! Причина болезни была устранена, а потому она потихоньку пошла на поправку и прожила еще долгие годы. Даже сподобилась принять иноческий постриг.

Думаю, этот случай поможет нам научиться быть очень внимательными в повседневной жизни не только к своим мыслям, словам, поступкам, но и к скорбным обстоятельствам, которые если и попускаются нам, то лишь для того, чтобы мы опомнились и через молитву и покаяние обратили их себе во благо…

Вопрос: Да, Бог действительно очень долготерпелив и многомилостив…

Ответ: Господь видит, что, уклоняясь в грех, мы духовно помрачаемся, сами отсекаем и противимся действию Его совершенного Промысла в нашей жизни. Но Он не отнимает от нас Своей Любви и не лишает нас свободы выбора. Поэтому Его Милосердие начинает действовать по отношению к нам уже попустительно (через скорби и болезни): давая познать плоды своего злого выбора, чтобы, отталкиваясь от зла, мы возвращались бы в Объятия Отча – на прямой путь спасения. Богу угодно, чтобы, реализовав данные нам от сотворения дары свободы и разума, мы состоялись, как благоразумные свободные личности: испытав плоды действия греха и демонического зла, отреклись бы от него, и твердо выбрали Волю Божию (как путь единственно правильный), и избрали бы Истину и жизнь (см. Ин 14:6). Господь ежедневно заботится, помогая нам самоопределиться, чтобы мы вошли в Царство Его радости, поскольку стать сынами и дочерями Божиими возможно лишь в ДОБРОВОЛЬНОМ исполнении Его Воли о нашей временной жизни и вечном бытии.

Этому учит и апостол Павел: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?.. Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню [Волю Божию] в страхе Божием» (см. 2 Кор 6:15-18, 7:1).

Вопрос: А давайте рассмотрим другие случаи действия попустительного Промысла Божия в нашей жизни?

Ответ: Давайте, но в следующий раз.

[1] Том II. Судьбы Божии.