Яд неблагодарности. Часть третья.

«Скорее начни славить и благодарить Бога, пока не опустилась на твою жизнь тьма, ибо, когда Он попустит мрак, страдания, беды и болезни или погибель, что будешь делать тогда? … И кто из людей окажет милость тебе, немилостивому?»

Свт. Николай Сербский

«Мое по праву» или «подарок от Бога»?

Вопрос: Вот Вы говорите, что мы обманываемся, считая себя благодарными. Но ведь у каждого бывают моменты, когда он благодарит от всего сердца. Это же очевидно. Так как же тогда, памятуя о вероятности заблуждения, оценивать подобные проявления чувств?

Ответ: Да, слава Богу, что такое качество хоть эпизодически, но пока еще проявляется в нашем обществе. Хотя давай рассмотрим этот вопрос более тщательно. Скажи, а кому и за что мы склонны быть «очевидно» благодарными?

Вопрос: Если обобщить, то мы бываем благодарны в тех случаях, когда осознаем, что чего-то желаем и получаем просимое. Конечно же, все безусловно благодарны за подарки, награды, комплименты и поощрения – этого тоже не отнять.

Ответ: Что-то твой перечень достойных благодарности «благ» коротковат… Но удивительно, что в иерархии широко признанных жизненных ценностей похвала, материальное поощрение и общественное признание (в разных его формах) считаются наиболее вожделенными – ведь, судя по твоим словам, именно за это мы и готовы благодарить безоговорочно…

Вопрос: В Ваших словах чувствуется непонятное для меня сомнение. Неужели за все это не стоит благодарить? Или что здесь не так?

Ответ: Скорее, огорчают подобные жизненные цели и ценности, которыми определяются не только наши приоритеты, но и выбор «благодеяний» и «благ», достойных благодарения. К тому же вряд ли в случае с восприятием какого-либо рода поощрения (признания, похвалы, наград и т.п.) речь идет о возникновении искренне-сердечной благодарности. Скорее всего, в глубине сердца человек склонен принимать подобные «блага» не как дары, а как некое восстановление справедливости: «Я достоин этого по праву! Наконец-то справедливость восторжествовала».
Но искренняя благодарность, о которой нам всем подобает задуматься, совершенно иная – она приводит сердце в благоговейное расположение не только к получаемому благу, но и к его подателю…

Вопрос: Если я говорю не о том, тогда поясните: что именно для человека должно быть достойным благодарения?

Ответ: В твоем вопросе все же чувствуется недоумение… Ну, вот скажи, а может ли на чашу весов с выше перечисленными тобою «благами» быть, например, поставлен дар «бытия и пакибытия» – т.е. возможности жить во времени и в вечности? Задумываемся ли мы о том, чтобы искренне благодарить за это?

Вопрос: Нет, ну, в основном, конечно, мы все в глубине души благодарны родителям…

Ответ: Слава Богу, что хоть так. Но почему же в числе тех, кто даровал нам жизнь, мы не упоминаем Творца всего сущего – Отца нашего Небесного?

Вопрос: Наверное, это как-то слишком высоко…

Ответ: Ближе, чем нам кажется. Неужели до сих пор есть сомнения в том, что даже зарождение новой жизни – быть ей или не быть – в конечном итоге зависит не от человеческой на то воли. Хотя, боюсь, это способны осознать только те, кто выстрадал возможность, а точнее, дар стать родителем…
Сколько мы видим людей, которые годами душою страдают от бесплодия! Они проходят «мытарства» всесторонних обследований, изучая свой организм «вдоль и поперек»: ищут причину, пытаются лечиться, вкладывают непомерные денежные средства, хватаются за новшества науки и медицины… – но, несмотря на все усилия, новая жизнь в них не зарождается.
И разве не так бывает: в одном случае причину бесплодия здоровых вроде бы людей ни одна наука выявить не может, а в другом – при полном отсутствии благоприятной клинической картины для наступления беременности, вопреки всем крайне неутешительным диагнозам, она все же появляется?

Вопрос: В общем-то, да…

Ответ: А если «да», то почему же мы не благодарим за то, что пришли в этот мир и имеем возможность пользоваться весьма многими его благами?

Вопрос: Конечно, если выстрадать то, что просто так не дается, то, в конце концов, можно действительно оценить вожделенное приобретение как дар. А так…

Ответ: Да, когда нет благоразумия, то остается опираться только на такую «железную» логику: что не выстрадано – то и цены в наших глазах не имеет. Таково уж человеческое безрассудство – по-настоящему мы начинаем дорожить только тем, что у нас отнимается. Но если так, то было бы абсолютно справедливо начать воспринимать скорби и лишения, как благо – ведь через них в нашем сознании действительно происходит переоценка ценностей.
А может, прежде все же стоило бы разобраться с системой жизненных ценностей? И начать с того, чтобы наконец-то понять, что уже само рождение в мир – это безусловный дар от Бога не только родителям, но и тому, кому даруется жизнь. А в этом списке – каждый из нас. И если бы такое понимание было нам доступно в полном объеме, то каждое благоразумное сердце испытывало бы чувство любви и благодарности к Своему Творцу всю жизнь, в течение которой, кстати, Он ежедневно подает нам и иные, истинные блага…

Вопрос: Простите, а «истинные» – это какие?

Ответ: Истинным благом для человека является все то, что дает ему возможность пройти земной путь и прийти в Небесное Отечество. И даже если сейчас не говорить о благах духовных, можно задаться вопросом об ином, «насущном на потребу»: а благодарны ли мы за воздух, солнце и воду, за здоровье, сон и хлеб, за любовь наших ближних, за их присутствие в нашей жизни и за многое другое, что по Своей Благости Господь подает нам без нашего прошения?

Вопрос: Так все это как-то само собой разумеется…

Ответ: То есть это – мое «по праву»?
Все же, интересно, на основании чего нам так «разумеется»? Быть может, ты подскажешь, где написано, что Господь – Бог наш – всем нам непрестанно что-то должен, должен и должен?
Или быть может, это мы задолжали Ему? Ведь для получения временных, а главное – вечных, благ мы приходим в мир Его Милостью. Его благословением мы приобретаем возможность двигаться, видеть, слышать, рассуждать. И все материальное, что мы имеем для жизни: воздух, воду, свет, землю, пищу и т.д. – нам непрестанно подается из Его сокровищницы. Щедро одаривая нас, Господь, конечно, ждет в ответ благоразумия и любви, соответствующих званию «Человека» (homo sapiens) – чтобы мы увидели истинный смысл жизни и реализовали цель, ради которой Он привел нас в бытие. Но о том, откликаемся ли мы на Его Любовь и насколько мы разумны, ярче всего говорит именно выбранная нами система жизненных «ценностей» и «благ».
Тогда все же кто в этих взаимоотношениях является должником – Бог или человек?

Вопрос: Как-то стыдно, что такой вопрос вообще звучит… Хотя на деле мы, конечно же, заслужили подобное обличение… Но как же тяжело представить, что всего этого могло бы у нас и не быть!

Ответ: Ну да… Все тот же мотив: я родился, поэтому всё это мне автоматически причитается по праву. Глубочайшее заблуждение гордого и слепого эгоизма. А давай представим, что через час произойдет «отключение». Этот процесс всем знаком: как должникам за неуплату отключают электроэнергию, газ, воду, отопление, так же и от нас вдруг отнимется все то, чем мы ежедневно владели, пользовались и распоряжались, но за что не ощущали и не проявляли благодарности ни к Богу, ни к людям.

Вопрос: «Картинка» напоминает сюжет какого-то фантастического триллера…

Ответ: Учитывая степень овладевшего человечеством безрассудства, такая перспектива приобретает довольно реальную возможность в недалеком будущем стать явью. Не правда ли?
Но если для человека утрата любой составляющей его здорового и работоспособного существования оборачивается катастрофой, то почему мы своевременно не благодарим и не радуемся тому, что имеем? Или все же без страданий наш лед неблагодарности не «тронется»?

Вопрос: Вот Вы так спокойно говорите… А систему жизненных ценностей, между прочим, не так уж и просто пересмотреть. Наверное, недаром сказано: «Для того, чтобы оценить, нужно потерять».

Ответ: Если нет благоразумия, то, кончено, без потерь вряд ли обойдется. Хорошо, давай опять представим, что у нас осталось лишь то, за что мы были благодарны, а то, за что мы не благодарили, в какой-то момент просто исчезло: нечем дышать, воды нет, везде холод, негде согреться, ты одинок – совсем… Нет, существование не прекратилось – оно просто стало невыносимым…
А в этот момент приходит некто и говорит: «Вот тебе золотая медаль с бриллиантами за то, что по рейтингам прошлой жизни ты признан самым модным». Думаю, на фоне перечисленных выше потерь ничтожность столь «высокого» признания станет для тебя очевидной. И вот тогда эту медальку ты будешь с радостью готов променять на возможность жить без боли и страданий, на глоток кислорода или воды, на возможность согреться или почувствовать мирное небо над головой… Ты будешь готов пожертвовать всеми статусами и «сокровищами мира» ради того, чтобы хоть на миг вновь ощутить незабываемо искреннюю и всегда бескорыстную заботу твоих уже ушедших родителей… Ты почувствуешь жизненную необходимость расцеловать их руки, поблагодарить, рассказать им о твоей любви – обо всем, на что из-за погони за «медалькой» тебе не хватило времени всей жизни… Только бы успеть… Ты, наверное, вспомнишь о Боге: «Господи, где же Ты теперь?» – но тогда вопрос твой будет беспомощным, потому что и Его Любовь не имела цены для тебя, а оттого ты прежде никогда и не был Ему ни благодарен, ни верен…
Так не разумнее ли, пока не поздно, задуматься и оценить: насколько щедро мы уже одарены и кто наши истинные благодетели? Не пора ли увидеть, что совершенное безумие – воспринимать заботу наших искренних и любящих благодетелей, как выплату пожизненного долга? И если мы, не принося благодарности ни Богу, ни людям, все еще имеем возможность распоряжаться имеющимися у нас благами, то это вовсе не наше «право» или «заслуга». Такую возможность нам дает любовь и долготерпение наших благодетелей. Как родители всегда покрывают бесчинства своих чад и продолжают благотворить им, несмотря ни на что, так и Господь – Любовь и Начало всякого блага – в ожидании нашего исправления продолжает бесконечно щедро одаривать нас. Но любое долготерпение имеет свой предел…
Поэтому нам нужно спешить, чтобы успеть научиться на деле за все, чем мы пользуемся в этой жизни, искренне благодарить.
Благодарить за все те дары, которые мы уже получили и продолжаем получать большим авансом… Ведь без благодарности не может быть и речи о любви, а без любви нет настоящей полноценной жизни.

Вопрос: Но что тогда, кроме благодарения, зависит от человека?

Ответ: От нас Господь ждет жизни в духе евангельских заповедей, благоразумного распоряжения Его дарами. Священное Писание говорит: «Что ты имеешь, чего бы не получил [от Бога]?» (1 Кор 4:7) – поэтому именно от нас зависит, будем ли мы «таланты» приумножать или же закапывать в землю неблагодарного забвения и безрассудного эгоизма (ср. Мф 25:14-27).

Вопрос: А как должна проявляться настоящая искренняя благодарность?

Ответ: Благодарность к человеку может иметь любое внешнее проявление: и взгляд, и слово, и жест, и поступок, – свидетельствующее о нашем искреннем сердечном преклонении перед его милостью к нам. Благодаря, мы можем делать все, что было бы приятным нашему благодетелю. Но из этого перечня нужно исключить любое потакание его греховным склонностям.

Вопрос: Хорошо, а к Богу?

Ответ: Святитель Тихон Задонский говорит: «Благодарение Бога есть внутреннее, сердечное и радостное чувствование благости Его и милости, которые Он нам, недостойным, оказывал и оказывает; и сердцем и устами засвидетельствование».
А как умиляется нашему сердечному благодарению Господь! Видя искреннюю благодарность, Он готов изливать на нас еще большую Свою милость.

Вопрос: Но в Очах Божиих, мне кажется, истинность благодарения должна проявляться не только в чувстве сердца, но и в деле. Но что будет приятным Ему?

Ответ: Конечно, внешне благодарить Бога можно и своими словами, и молитвословиями: через акафисты, каноны, чтение Псалтири, хвалебные песнопения, – с поклонами и благоговейным крестным знамением. Но главное – внешнее благодарение должно обязательно сопровождаться нашим внутренним благодарением: постом, милостыней, прощением обид врагам, молитвой о них…; а наипаче исправлением всей своей прежде греховной жизни через глубокое покаяние, преображающее всего человека, ибо сказано, что радость бывает на небесах о едином грешнике кающемся (ср. Лк 15:10).
Одним словом, более всего Господу приятно то благодарение, которое через исполнение Его заповедей, приближает к Нему сердце человека. Об этом свидетельствуют многие святые отцы. В частности, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если мы, вспоминая о благодеяниях людей, большей воспламеняемся к ним любовью, то тем более, непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к исполнению заповедей Его», – ибо, по его слову, такая благодарность есть «великое сокровище, великое богатство, непобедимое благо, крепкое оружие».
Ведь действительно: какое приятное чувство возникает в душе, когда в ней зарождается благодарность даже к человеку! Но как ни странно, мы почему-то этого чувства не ценим, не храним и не взращиваем в своей душе, тем самым лишая радости Бога, себя и своих ближних.

«Инструкция» Богу о том, «как меня любить и спасать»…

Вопрос: Конечно, я понимаю: любить и благотворить неблагодарному существу – это уже само по себе большая жертва, и она дорогого стоит.

Ответ: Именно в жертвенности проявляется совершенство Любви Божией. А чтобы глубже понять феномен Его Любви и долготерпения, задумаемся о том, как нам бывает трудно терпеть и продолжать благотворить тому человеку, который не выражает нам подобающей благодарности. Насколько нужно быть кротким, смиренным, непамятозлобным, чтобы благотворить всем, и даже тем, кто не считается с тобой и не проявляет никакого уважения?
Господь видит нашу неблагодарность и безрассудство, но продолжает подавать нам блага не только для временной жизни, но и для вечной. Сколько их? – Не счесть… Нам бы хотя бы немного осознать безграничность Величия Его Любви, к которой мы упорно остаемся безответны, и начать деятельно приобретать в своей душе свойства Христовы, в чем в первую очередь и должна проявляться к Нему наша верность, любовь и благодарность.

Вопрос: Нет, ну мы задумываемся об этом… Вот только человеку даже оторваться умом от собственного «Я», укомплектованного целым набором вполне определенных желаний «на каждый день года», довольно сложно. Поэтому благодарить за Любовь удается лишь до тех пор, пока нас не постигнут какие-либо скорби, или лишения… Господь ведь и наказывает!

Ответ: И тем благотворит!

Вопрос: Знаете, но, как правило, ощущая потери или испытывая боль, «простые смертные» рассуждают совсем в другом ключе: «За что это мне?! Почему это происходит со мной?!»

Ответ: Ну вот… Значит, когда Господь или наши ближние нам благотворят – мы этого упорно не замечаем. И вопрос: «За что мне такая милость?!» – как-то не возникает. А когда нас, неблагодарных и безрассудных ради нашего же блага в чем-то ограничивают – так этого мы не заметить и удержаться от негодования никак не можем!
Человеческое недовольство зиждется на том, что, по сути, мы имеем потребительское отношение к Богу. У каждого из нас есть свои тщеславные планы на жизнь, фантазии, мечты и страстное желание их осуществить во что бы то ни стало. Вот как мы мыслим? – Если Господь дает, исцеляет и помогает материально – значит, любит. И тогда мы бываем довольны Его заботой, а иногда даже готовы проявить некий жест благодарности, предел которого – поставить свечку перед иконой. Но если нас постигают те обстоятельства, которые нам «не по вкусу» или же в чем-то нас ущемляют, то никакой речи о любви и благодарении в наших сердцах даже не возникает – а это опять ропот, обвинения и негодования… Протестуя, в сердцах мы начинаем воевать не только против людей, но и против Самого Бога.
Хотя это не удивительно – ведь в основном мы привыкли только брать… А, быть может, пора начать учиться хоть иногда жертвовать своими желаниями?!

Вопрос: Однако расценить какие-либо лишения как заботу о себе бывает не каждому под силу. Думаю, эта тема всем хорошо известна с детства: кто, будучи нескольких лет от роду, не ощущал себя объектом «несправедливости» и не обижался на маму или на того же старшего брата? И в школе приходилось претерпевать всякие «притеснения» со стороны учителей… Сейчас, быть может, причина тех обид вызовет у нас улыбку, но тогда в сердце разыгрывалась настоящая драма: казалось, что мир вот-вот рухнет, если такая «несправедливость» будет продолжаться хоть один день, – поэтому нужно было срочно воевать за то, чтобы наша собственная детская «правда» восторжествовала…
И сегодня мы вряд ли способны даже просто благодушно претерпеть обиду или предательство, болезни детей, материальные потери, притеснения, обман и т.д. Мы просто не находим ответа на свои вопросы: «Почему это происходит со мной и за что?» – и в сердце разыгрывается все тот же болезненный драматизм… Хотя, конечно, теперь в глубине сердечной за подобные «лишения» мы обижаемся уже на Бога…

Ответ: Если бы мы выросли не только физически, но и духовно, то и на эти «драмы» смогли бы уже посмотреть точно так же, как на свои детские обиды. А пока этого не произошло, мы фактически обижаемся на то, что Господь умнее нас и Своим непостижимым для человеческого ума Промыслом хочет нас спасти от погибели. Причина всех наших бед в том, что человек не доверяется Богу и не пытается напитать свои мысли, чувства и желания духом Христовых заповедей, жизнь по которым лишила бы его какой бы то ни было душевной боли и страданий. Поэтому драма разыгрывается в сердцах тех людей, которые не признают превосходства Божественного разума над человеческим; своим протестом они по-прежнему, как все еще те неразумные дети, дают Богу «указания» как именно их нужно любить, спасать и обустраивать их жизнь.
Вот ты говоришь «лишения»… А задумываемся ли мы о том, что любое лишение, которым мы не довольны, может оказаться прямым ответом Бога на какую-либо нашу просьбу? Быть может, такая утрата – это только самая крошечная жертва ради того, чтобы отвести нас от каких-либо значительных потерь или мучений?
Вот, например, в аэропорту у человека украли документы, и из-за этого он не попадает на самолет. Конечно, он сокрушается о таком стечении обстоятельств, ведь достаточно внушительными кажутся для него потери: во-первых, финансовые, т.к. эта поездка дорого оплачена; а во-вторых – моральные, т.к. об этом путешествии он, быть может, мечтал всю жизнь… А вечером в новостях он узнает о том, что его самолет до места назначения не долетел… и все присутствовавшие на борту пассажиры погибли.
Но порой мотивы «скорбных» для нас мер бывают и иными – когда наше собственное злое произволение вынуждает Промысел Божий вмешаться, чтобы упредить нас от большей беды. Вот, например, человек, ослепленный вспышкой гнева, решает «рвануть» в дорогу, чтобы раз и навсегда «разобраться» со своим обидчиком, но не может найти ключи от машины, которые вдруг «куда-то делись» вместе с бумажником и документами…

Вопрос: Понятно. В отличие от нас, Господь знает, что делает…

Ответ: Пора бы нам перестать сомневаться в этом, а тем более – всячески обвинять Бога своим ропотом. Хороший пример нашего безрассудства и неблагодарности описал в одном из своих произведений А.И. Крылов. Думаю, его вполне уместно процитировать полностью:

Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И, где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка, родной, не выдай, милой!» –
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот, новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй», – говорит, – «за что?» –
«За что, болван?!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет!.. Всю испортил шкуру!»

Вопрос: Да уж… Вот и помогай после этого людям…

Ответ: Поэтому пора задуматься, каковы мы на самом деле. Ведь большинство из нас строит взаимоотношения с Богом именно по такому принципу, я уже не говорю о том, как мы относимся к родителям, наставникам и иным благодетелям.

Довериться Богу…

Вопрос: Значит, мы упорно не видим и не понимаем действия Любви Божией в наших буднях?

Ответ: Именно так! Не довольствуясь обстоятельствами своей жизни, бунтуя против Промысла Божия, мы, попросту говоря, проявляем бурное недовольство тем, каким премудрым образом Господь проявляет к нам Свою Любовь. При этом мы даже не хотим задуматься, что и минуты не прожили бы без Его благопопечительства о нас.
Мне сейчас вспомнилась еще одна притча: «Рыбы в реке услышали, как люди говорят, будто рыбы могут жить только в воде. Услышав это, рыбы очень удивились и стали спрашивать одна другую: что такое вода? Спрашивали, спрашивали – никто не знает. Тогда одна рыба сказала: «Говорят, в море живет старая мудрая рыба, она, должно быть, знает, что такое вода. Поплывем к ней и спросим». И вот поплыли рыбы в море и спросили ее, что такое вода. И старая мудрая рыба сказала: «Вода – это то, чем мы живем. Вы оттого и не знаете воду, что живете в ней и с нею»».
Удивительно то, что в своем отношении к Богу наделенные разумом люди уподобляются вот этим рыбам. Живя в воде и водой, рептилии не знают, что только в ней залог всего их существования. Но даже рыба, в отличие от многих из нас, начинает судорожно стремиться к источнику своей жизни, когда, пойманная сетью, попадает на сушу, грозящую ей погибелью… А почему тогда каждый из нас, ощущая страдания, не стремится к Богу, как рыба к воде? Мы почему-то до сих пор не знаем, что существуем только Богом и благодаря Ему, но, принимая «умную позу», умудряемся серьезно сомневаться в этом. А разве есть в мире хоть кто-нибудь равный Христу в желании Его Любви спасти человека от зла и погибели? Нет.
Но почему же мы допускаем возможность обижаться на Него? И с возрастом мало что меняется: мы по-прежнему ведем себя, как те неразумные подростки, которых, например, ограничивают в карманных денежных средствах или в свободе действий, чтобы они не приобретали пагубные привычки. А какая следует реакция? – Недовольство-ропот-бунт-истерика!
Нередкая картина – когда неразумное чадо, со слезами и раздражением, упрекая весь мир в лице своих родителей, в сердцах стучит кулаком по столу: «А я не хочу жить по-вашему! Я хочу жить по-своему и никак иначе! Что вы ко мне пристали?! Это из-за вас я такой несчастный!» Знакомо?

Вопрос: Конечно, знакомо.

Ответ: Со стороны похоже на безумие, правда? А на деле мы не привыкли поступаться своими желаниями и интересами, «правами и свободами» ни пред ближними, ни пред Богом. Но, руководствуясь своей «общечеловеческой» логикой, мы не понимаем, что, попуская случаться скорбным обстоятельствам, Господь пытается «разбудить» нас от сна греховного, ищет хоть малейший отклик в наших сердцах, который бы дал Ему возможность до конца исполнить Его желание открыть нам духовные очи…

Вопрос: Всякими встрясками?

Ответ: Но чтобы привести в чувство человека, который потерял сознание – его приходится бить по щекам. Не так ли? Поэтому, вероятно, «встряски» – это те вынужденные меры, которые способны заставить нас всерьез задуматься о своем, пока еще не осознаваемом, бедственном состоянии. И если, отводя нас от пути погибельного, Господь вынужден попустить нам отрезвляющие обстоятельства, то это значит, что на другие «намеки» и «предупреждения», которые Промыслом Божиим нам прежде неоднократно подавались, мы должным образом не отреагировали.
Поэтому степень «встряски» зависит от того, насколько мы расположены принимать вразумление от Небесного Отца: одному, для того чтобы исправить свои ошибки, достаточно и намека, а другому нужно погрузиться «в болото» по самые уши, для того чтобы признать гибельность ситуации, одуматься и воззвать: «Господи, спаси мя! Погибаю!»

Вопрос: Ну, ясно… Значит, общая картина такова: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Ответ: Да. Ведь народная мудрость рождается на опыте проб и ошибок многих поколений. Вот только причина скорби вовсе не «гром», а тот «мужик», до которого иначе достучаться невозможно.
Поэтому святитель Николай Сербский говорит, что во всякой ситуации нам следует приносить полноту своей благодарности Творцу и Отцу нашему: «Почему говорю «полноту благодарности»? Потому что некоторые имеют привычку благодарить за милость и не благодарить за наказание; или благодарят, когда Он, словно лекарь, исцеляет и помазует наши раны, но ропщут, когда Он острым ножом отсекает гнилую ткань от нашего тела. Такая благодарность оскорбительна для Бога. Ибо Господь и когда помазует, и когда отсекает, заботится о нашем главном благе – нашем вечном спасении».

Вопрос: Но где же ты, благоразумие?! Неужели мы так безнадежно глупы, что «аргументы» нам требуются только «весомые»?

Ответ: Быть может, интеллектуально мы вовсе не глупы, а большинство даже неплохо образованы. Но если, придя в возраст, мы продолжаем искать познания всего, что в мире, только не ищем познания Самого Творца этого мира, то в итоге мы потеряем всё. А разумно ли это? И намного ли лучше, если мы верим, что Бог есть, принимаем Его благодеяния, но не проявляем благодарности?
Во всяком случае, если человек не ищет связи с Богом, то эта ошибка лишает его жизнь духовного смысла, а его самого низводит на уровень скотины, целью бытия которой является удовлетворение исключительно плотских желаний. И в результате мы теряем способность мыслить адекватно реальности, т.к. такое существование автоматически направляется вопреки Божественного замысла о нас – вопреки цели нашего появления на земле. Вот эта «системная» ошибка приводит к духовной слепоте. И как бы мы не оспаривали такой «диагноз», но это факт.