Яд неблагодарности. Часть двенадцатая.

«Среди двух путей стоит человек: праведности и греха. И на какой хочет – вступает и идет по нему. Стезя же, которою он пошел, и ведущие его по ней – или Ангелы и люди о Боге, или демоны и злые люди – доводят его до самого конца пути того и против желания. Добрые – к Богу и в Царство Небесное, а грешные – к диаволу и в вечное мучение. Но никто не причиною погибели, как только своя воля…»

сщмч. Петр Дамаскин

 

 

Кто победит: «ветхий» или «Божий»?

 

Вопрос: Вы говорите, что избранным для Царствия Небесного Отца становится тот, кто сам избрал Христа. Но тогда почему нам, вроде как уже следующим за Ним, не удается преодолевать свой жизненный путь «по прямой» и очень часто мы слетаем в какое-то «болото»?

Ответ: Знаешь, если твердость нашего выбора идти путем Христовым определяется словами «вроде как» – это уже говорит о том, что по отношению к Богу мы часто неверны и изменчивы, теплохладны и малодушны, а значит, и наше «следование за Ним» в лучшем случае имеет характер зигзагообразный. К тому же весь этот «комплекс» недоброкачественных свойств души и есть тот самый первый камень преткновения, спотыкаясь о который мы вновь и вновь будем скатываться в греховное «болото» со всем его «ассортиментом»: встрясок, падений, зловонного бурления, вплоть до захлебывания в омуте страстей и постепенного погружения на дно ада. И это – если не одумаемся вовремя…

Вопрос: Но Вы же говорили, что путь Христов для каждого прям, а тут уже и ад и демоны нарисовались…

Ответ: Не надо путать. Путь Божий прям, но нужно стараться еще и ходить прямо, и не искать «путей его обхода», ведущих душу к погибели. Ведь для нас Господь уже все сделал, все сказал и оставил пример. Но мы всё еще в раздумьях… Поэтому до сих пор и рассматриваем «болото» как вариант своего бытия. Странный выбор, конечно.

И напомню: избранность – это посвящение всего себя исполнению Воли Божией без всяких «вроде как». Избранный – это тот, кто имеет четкую цель и трудится сердцем, чтобы в нем родился Христос: чтобы оно очистилось и стало обителью Христова Духа. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем» (1 Ин 2:5). Так что соблюдай – и путь твой будет не только прям, но и по мере очищения освятится Благодатью Святаго Духа. Вот и всё.

Ну а если понимаешь, что оказался «в болоте», значит, просто уклонился от пути заповеданного и нужно срочно на него возвращаться.

Вопрос: Так получается: ни вправо, ни влево! Христа-то мы выбираем, но создается впечатление, что Бог почему-то не хочет считаться с нашими интересами. Мы же люди, и ничто человеческое нам не чуждо…

Ответ: В том-то и беда, что вот это «человеческое» мы считаем для себя не только нормой, но и благом. А по сути твой упрек к Богу выглядит следующим образом: «Почему, Господи, нам нельзя следовать своей греховной воле: комфортно жить, укореняясь в духе гордости, эгоизма, блуда, сребролюбия, сластолюбия; но чтобы при этом Ты нам потакал, исполнял наши греховные желания… А потом – раз! – и поместил бы к избранным в рай – в небесный «океа-а-ан комфорта»».

Вопрос: Ну, не знаю… Но океан комфорта не помешал бы ни здесь, ни там…

Ответ: Конечно, сейчас хотелось бы услышать, что ты сожалеешь не об отсутствии комфорта, а об отсутствии в твоем сердце тех же чувств, что и во Христе Иисусе. Поскольку, чтобы не было поздно, пора выбирать между царствами: земным и Небесным; а по итогу пути – между адом и раем. Пора определяться: жить ли нам «по-человечески», т.е. угождая своему ветхому, испорченному похотью плоти и гордостью житейской естеству, или же по-Божьи – реализуя Его замысел вернуть каждому из нас Свой образ и Свое Царство.

Вопрос: Простите, но «жить, реализуя Божий замысел» – звучит, как уровень фантастики.

Ответ: Никакой фантастики. Скажу другими словами: идти путем Божиим – это значит, очищая и освобождая душу от диктата своего же «ветхого человека», научиться мыслить, чувствовать и действовать по-новому, уже в духе Христовых заповедей.

Вопрос: Интересно, а на деле «чувствовать по-Божьи» – это как?

Ответ: Ну, это уж точно не из области своего величия и значимости. Речь о противоположных чувствах, рождающихся в процессе несения креста Христова, – о тех, которые свидетельствуют об освобождении души человека от похоти плоти, гордости житейской и других страстей.

Вопрос: Это какая же именно гамма чувств имеется в виду?

Ответ: Та, которая свойственна сердцу радостному, благодарному, милующему, сострадающему, долготерпеливому, кроткому, смиренному, жертвенному, любвеобильному, всепрощающему… Здесь можно вспомнить пример всеми любимых святых, не так давно живших среди нас: прп. Серафима Саровского, прав. Иоанна Кронштадтского, старца Паисия Афонского и других.

Вопрос: Ясно. Опять Вы о святости…

Ответ: Да. Опять о ней – о норме для человека. А те, другие проявления «характера», с которыми многие из нас уже весьма свыклись: гордость, похотливость, раздражительность, злоба, ревность, зависть, мстительность, злорадство, осуждение, сребролюбие и т.д., – вот это действительно критическое отклонение, которое, противясь замыслу Бога, мы продолжаем возводить в статус «нормы». Парадоксально, но именно об этом недоброкачественном «комплекте» чувств мы говорим: «ничто человеческое нам не чуждо». Однако всё это уже не просто греховная болезнь, а явное свидетельство, что сердце усвоило не Дух своего Творца и Бога, а дух отпавших от Него и явивших собой не что иное, как демоническую злобу поднебесную.

Поэтому нужно понимать, что каждый раз, когда, задумываясь, как нам поступить в той или иной ситуации, мы осуществляем свой выбор вопреки Воле Божией (т.е. поступаем «по-человечески» и отвергаем выстраданный для нас Спасителем шанс стать сынами и дочерями Отца Небесного), мы сами выбираем себе дорогу сначала в греховное «болото», а следом туда, где «плач и скрежет зубов».

Вопрос: Значит, человек так устроен. Зачем нам Богом предопределена такая ломка? Господь мог бы сразу сотворить нас мыслящими свято, а не «по-человечески»…

Ответ: Он же так и сотворил! Но прародителям захотелось добавить в полную святую гармонию бытия свою «корректировку» – и… получилось то, что получилось. Поэтому, рождаясь в земную жизнь, печать их ошибки непослушания Творцу несем в себе и я, и ты, и все человечество. А захотим ли мы ее в себе исправить – это вопрос выбора нашей свободной воли, который совершается сегодня и сейчас.

Потому нам заповедано: «Покоритесь Богу, противостаньте диаволу, и убежит от вас…» (см. Иак 4:7-10)[1].

 

«Дружба врозь», или «яблоко вожделения»…

 

Вопрос: Да, вот только выбор человеку дается весьма непросто.

Ответ: Это вполне объяснимо. В зависимости от образа жизни и выбранного пути наша воля или помрачается грехом, или освящается Благодатью Божией. К тому же до тех пор, пока мы не утвердимся в решимости воспринять истинно христианский образ мыслей и желаний, нам будет очень сложно различать и соглашаться с тем, что для нас истинное добро, а что зло: чему радоваться, а о чем скорбеть, к чему стремиться и от чего удаляться. Вот и экспериментируем, испытывая долготерпение Божие: продолжаем все решать в духе страсти, «по-человечески». А Господь хочет сотворить из нас Человека нового: богоподобного, здравомыслящего, свободного от всякого зла и нечистоты.

Из-за этого мы конфликтуем с Богом – «венец Божия творения» бунтует против своего Творца: в Царствие Небесное нам попасть, конечно же, хотелось бы, но только иной дорогой, с другими принципами и правилами продвижения по ней и распределения наград и статусов. Планируя сценарий своей жизни, мы рассчитываем на Божие присутствие… Но! нам хотелось бы, чтобы Свою Благодать Он вкладывал в нас как-то незаметно: мы бы делали все, что нам приятно («наслаждайся, ешь, пей, веселись – один раз живем»), а Благодать (с учетом степени «позитивности» образа нашей жизни) сама бы прибывала и умножалась в нас. А желательнее всего, чтобы усвоение Духа Божия вообще прошло как под общим наркозом: лег, заснул, проснулся – а во мне и вокруг уже Царство Небесное!

Но только мало кто задумывается, что если душа не трудилась над тем, чтобы избавиться, например, от духа гордыни и тщеславия, то, вдруг оказавшись в раю, она тут же зальется завистью, глядя на святых, и захочет в этом Царстве быть первой – «как боги» (Быт 3:5)… И тогда повторение роковой ошибки Адама будет неизбежным со всеми вытекающими последствиями. Ведь не отрекшись от зла, не оттолкнувшись от него, не очистившись и не наполнившись Духом Божиим, мы будем чувствовать себя инородным телом в вечной радости Царства Небесного – нам будет плохо, т.к. скверна страстей, впитавшаяся в нашу душу, будет выкручивать и мучить нас подобно тому, как бесы трясут одержимых ими людей у раки со святыми мощами. Как и сказано в Священном Писании: «И не войдет в него [в Царствие Небесное] ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр 21:27).

Так что, думаю, в теме свободного выбора пора сделать выводы: нам нужно заранее учитывать, что если мы продолжаем жить «по-человечески», то выходим на путь противления Воле Божией. И в каждом случае это означает следующее: мы сами решили, что наши со Христом пути должны разойтись, мы не захотели отречься от эгоистичных желаний своего ветхого человека и тем выбрали путь повторения ошибки Адама и Евы. Последствия такого выбора будут печальными, если вовремя не одуматься.

 

Цена выбора…

 

Вопрос: Ну почему так категорично? Зачем нашим путям сразу расходиться?

Ответ: Потому что «третьего не дано». Да и нужно учиться называть вещи своими именами. Святые отцы говорят: «Кто не ищет исполнения Воли Божией, тот находится в плену диавола». И не Сам ли Господь упреждал своих учеников от такой ошибки?

Вопрос: Своих учеников?! Неужели даже избранные из избранных не были «застрахованы» от перспектив попасть в плен диавола?

Ответ: Путь человека – это динамика. Его качество – это всегда плод нашей свободной воли: упиваемся ли мы грехом или же ищем очищения от греха. И даже в течение одного дня мы многократно стоим перед выбором – как поступить: по-христиански (с целью угодить Христу) или просто по-человечески (с целью угодить своему эгоизму). Поэтому и праведный, уклонившись от Бога, может стать демоноподобным. И последний грешник, принося плод покаяния (т.е. исправляя свою жизнь и стяжая Благодать Святаго Духа), может стать святым. В духовном мире каждый наш выбор привлекает на помощь или Благодать Божию, или банду иных «благодетелей» – духов злобы. Так что выбор и самоопределение души в том или ином духе продолжается до нашего последнего вздоха. Об этом не надо забывать никому.

Возьмем пример апостола Петра. Ведь никто не сомневается, что он был избранником Божиим и смиренномудрие имел. Вспомни, как при первой встрече Господь явил ему Свою благость, а Симон Петр счел себя недостойным такой чести, «припал к Его коленям и сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный»» (Лк 5:8).

Но воля их слилась воедино! Спаситель сказал: «Иди за мной», – и тот оставил всё, и последовал за Ним, и избрал служение Ему. И какую ревность проявлял апостол Петр! Тогда Господь, видя сердце горячее и способное к восприятию Истины, именно ему дал ключи Царства Небесного… Однако испытания для него продолжались до последнего вздоха.

Когда Петр услышал, что по Воле Отца Иисусу «должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту» (Мф 16:21), он проявил дерзновение и начал прекословить своему Учителю: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф 16:22). Казалось бы, он просто помыслил по-человечески, забыв о Воле Божией. И сразу услышал от Христа такие страшные слова: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16:23).

Видишь, какой перепад от Неба до бездны! А все из-за одного лишь помысла: апостол не учел Волю Божию, а посчитал волю человеческую за большее благо, в пользу которого хотел склонить и выбор Спасителя.

Вопрос: Честно говоря, все равно кажется, что реакция резковата… Да, отступил; но не «сатана» же!..

Ответ: Господь обличил и показал сатанинское начинание – противление Воле Божией. Слова Спасителя отражают не только духовную суть, но и перспективу такого выбора. Это очень важное упреждение всем нам. Ведь осатанение – это неизбежный итог любых «благих» намерений, которые не имеют ничего общего с Волей Божией. И это касается всякого человека, на какой бы ступени иерархической лестницы он не находился. Это горькая правда, и об этом нас предупреждает все Священное Предание Церкви.

 

Рай или ад…

 

Вопрос: Сейчас вспомнилось, как часто говорят, что благими намерениями мы прокладываем себе дорогу в ад. Почему-то никогда мне не были понятны эти слова.

Ответ: Думаю, все просто: вне Воли Божией никакие намерения благими быть не могут, даже самые, казалось бы, благовидные. Например, мы думаем: апостолом Петром двигала человеческая любовь к своему Учителю – что тут плохого?

Вопрос: Ну да. Наверное, он не хотел потерять Того, Кем дорожил. Это вполне понятно…

Ответ: Но если бы Спаситель прислушался к его мнению и уклонился от исполнения Воли Божией, не только наше с тобой будущее, но и будущее всего человечества было бы крайне трагичным. Вспомни, как нелегко Христу было исполнить Волю Отца, как просил апостола Петра и других учеников: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф 26:38); как не нашел в них поддержки и «отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26:39), – до кровавого пота шла в Нем борьба. Это был выбор Спасителя ради вечного будущего всего человечества – ради искупления каждой души из ада.

Вопрос: Ну вот… Если на пути исполнения Воли Божией даже Сам Господь изнемогал и скорбел смертельно, то по силам ли нам, от рождения имеющим печать греха, подобная борьба со своей человеческой ветхостью и немощью?

Ответ: Не забывай, что Он выбирал, будучи во плоти человеческой и, чувствуя как Человек, Который взял на Себя и понес греховную тяготу ВСЕГО мира. Но как Бог – разделяет ее с нами по сей день… А по Воскресении Своем оставил заповедь: «…соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20).

Вопрос: Но факты – вещь упрямая: на пути спасения мы хромаем и падаем. Вы сами говорите, что еще от прародителей всё человеческое имеет печать греха и пронизано духом страсти. Так возможно ли нам, простым смертным, с таким «багажом» двигаться путем Христовым без падений в греховное «болото» и попаданий в порабощение бесовское?

Ответ: А как тебе факты, изложенные в Священном Писании? Ведь сказано: «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине» (Пс 144:18). А это лишь подтверждает, что Господь долготерпит, вразумляя, поднимая, укрепляя Своей Благодатью на этом пути всех, кто искренне желает и пытается следовать Ему.

Да, действительно, сразу твердо устоять во всех испытаниях нам будет вряд ли возможно. Но в этом направлении нужно делать определенные шаги: начать молиться о своем покаянии и спасении, просить Его о вразумлении и помощи, чтобы свидетельствовать пред Господом о нашем принципиальном выборе и желании стать чадом Божиим. И если Он будет видеть наше искреннее старание изучать заповеди Христовы, стремление распознавать, что есть добро, а что зло, искоренять свои греховные склонности, желать очистить от них свое сердце, познавать свою немощь на этом пути, но оставаться неотступным в своем выборе, – тогда в каждом таком случае Господь также неотступно будет заботиться, чтобы мы превозмогали свои греховные наклонности Его силой. Тогда наш прямой путь будет свершаться по слову Его: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12:9). И, как сказал прп. Паисий Афонский, «когда человек делает один шаг навстречу Богу, Бог навстречу ему делает тысячу шагов».

Вопрос: Не хватает нам все же уверенности в том, что путь Божий предназначен и для таких «ветхих» сердцем, как мы…

Ответ: «Бог требует от нас только решимости, а Сам подает нам силы и дарует победу над страстями», – говорит прп. Ефрем Сирин. Поэтому слава Тебе, Господи, что Ты так не сомневаешься в нас, как мы – в Твоем долготерпении, любви и попечении о нас! Малодушие и маловерие – это действительно серьезный камень преткновения на пути преображения души.

Почему же нам не хватает решимости избрать путь Божий раз и навсегда? Ведь в крещенской купели мы рождаемся для Царствия Небесного. Каждому, кто принимает Таинство Крещения, Господь открывает прямой путь спасения: выводит из плена диавольского, очищает его душу от грехов, дает благодать Святаго Духа и приводит к более полному познанию Истины. Мы почему-то не задумываемся, что в Крещении каждый из нас получает величайший из «талантов» – призвание к святости, подкрепленное силою Божией и содействием ангелов, которые все «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1:14).

Вообще мы как-то не учитываем, насколько Господь близок к нам. НАСКОЛЬКО кропотливо Он заботится о спасении человека и КАК Своей Благодатью Он хочет вернуть каждому из нас совершенство Своего Образа, вечную радость и Царствие Небесное. Если Творец имеет попечение о каждой Своей твари, то что можно сказать о Его Любви и непрестанном Промысле о человеке, которого из крещенской купели в Свои объятия Он уже принимает как чадо, бывшее в плену вражьем, но возвратившееся под Покров Любви Отчей. И с того момента, кроме нашей собственной воли, никто не отлучит нас от любви Божией[2]!

Вопрос: Об этом надо подумать… Мы на самом деле этого не учитываем, а оттого, вероятно, что-то важное проходит мимо. Может, действительно, было бы больше надежды…

Ответ: К тому же такое родство Богу – это великий дар, который дается каждому из нас совершенно бесплатно в подкрепление нашего выбора быть Христовым. Однако всем, кто получил его, пора серьезно задумываться о том, как мы распоряжаемся этим «талантом»: не пренебрегаем ли, не попираем ли, не закапываем ли в землю? Потому что за него нам придется дать ответ пред Самим Творцом.

Вопрос: А в данном случае «пренебрегать» или «попирать» – это как?

Ответ: «Пренебрегать Волей Божией» – значит расточать бесценные дары благодати Святаго Духа, сворачивая с того спасительного христианского пути, на который мы поставлены в Таинстве Святого Крещения. Ведь имея желание очистить и освятить Духом Божиим свою душу, даже самый последний грешник имеет возможность преобразить свое духовно ветхое, страстное сердце и стать избранным Божиим чадом. Ведь Христос-Истина изрек: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин 6:37).

А «попирать» – значит противоборствовать Богу, сочетаясь с духом времени, духом «мiра сего, лежащего во зле» (ср. 1 Ин 5:19), духом демоническим, и укореняться сердцем в качествах диавольских. Таким путем человек постепенно приобщается сердцем духу всего сатанизма, становясь чадом диавола и наследником его вечной участи. «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин 3:10), – говорит Священное Писание.

Вопрос: Сатанизм?! Ну это уж слишком!

Ответ: Не нужно обманываться: чтобы стать чадом диавола, совершенно не обязательно вступать в секту сатанистов или объявлять себя таковым, достаточно крепко попасться на крючок диавольский – в зависимость от той или иной смертной страсти (гордыни, ненависти, осуждения, блуда, пьянства, самооправдания и т.д.) – и не каяться, т.е. не желать избавиться от этого духа, не стремиться очиститься от этой скверны.

Вопрос: Я так и не пойму: ведь мы такой участи не желаем!

Ответ: «Желаем или не желаем» в данном случае – это эмоции и позиция довольно безответственная. Поэтому, еще раз повторю, если мы не выбираем путь покаяния и очищения – путь прямой – Божий, мы по своей же свободной воле уклоняемся на кривые дорожки, в изобилии предлагаемые диаволом: «Бери от жизни всё, люби себя, любуйся собой, имей гордость, блуди, веселись – один раз живем!» И всё. Дальше демонизация души происходит независимо от того, отдаем мы себе в этом отчет или нет. Причем внешне человек, чье сердце закоренело в таком состоянии, довольно длительно может быть облечен в добропорядочную, интеллигентную и даже благочестивую наружность, но при этом находиться в полной власти диавола. И не нужно сомневаться, что однажды может прийти момент, когда властелин его сердца скажет: «Фас!» – и человек начнет убивать…

Как говорит прп. Антоний Великий: «Демоны не суть видимые тела; но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные; ибо, принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов, и явными их делаем в теле. Противьтесь диаволу и старайтесь распознавать его козни».

Вопрос: Ужасно! – что еще тут можно сказать…

Ответ: «Помилуй мя, Боже…» – как вариант. Это минимум…

Вопрос: А ведь в большинстве своем мы действительно думаем только о том, что нам просто хочется достойно жить, как все люди живут, нормальной, интересной, комфортной жизнью и здесь и там…

Ответ: Безусловно, путей вне Воли Божией предостаточно, но все они сплетены в одну сеть, у которой другой господин, другой сценарист и вдохновитель: диавол-отступник. Вот кто моментально исполняет греховные желания, вот кто прельщает и манит, изощренно предоставляя все оттенки «кайфа», «корон» и «медалей»: власти, славы, богатства, пьедесталов собственного достоинства и величия, сласти влечения к кумирам и идолам… Так что придется определиться с выбором и разобраться, что именно мы подразумеваем под словами «достойно жить» с учетом своей участи не только здесь, на земле, но и в Вечности.

Вспоминаются и слова прп. Кассиана Римлянина: «Наша погибель есть утеха (комфорт) настоящей жизни и исполнение своей воли и желаний».

 

Молчание – знак согласия…

 

Вопрос: Тогда, простите, совершенно непонятно, как мы вообще доживаем до момента своего воцерковления, не теряя человеческого облика. Ведь большинство людей крещены в бессознательном младенчестве, и если нас не воспитывают в вере с детства, то как мы вообще можем нести ответственность за ту Благодать, которую в Крещении получили, но расточили? И почему тогда дьявол нас еще не уничтожил, если так?

Ответ: Неужели ты думаешь, что, будучи тебе Отцом, Господь прекратит заботиться о твоей душе, если родители по плоти или крестные не смогут помочь тебе выйти на путь Божий? Ведь если ты обрел веру в зрелом возрасте – это уже явное свидетельство того, что в тебе до сих пор действует Благодать Небесного Отца, полученная в Таинстве Крещения. Вера – это дар Святаго Духа. Не нужно об этом забывать.

Вопрос: Очередной незаслуженный дар…

Ответ: А пред Богом – духовно ты еще младенец, и потому Своим Промыслом Господь будет долготерпеливо вести тебя по пути христианского совершенствования. Лишь бы было у тебя благоразумное желание исправить свою жизнь и следовать за Ним.

Вопрос: Можно ли чуть поподробнее о том, как происходит восприятие демонического духа? Просто все еще кажется, что это не из нашей жизни…

Ответ: Если, получив дар веры, мы не трудимся над умножением в своей душе добродетелей Христовых, не укореняем в своем сердце Дух Божий, кротость, смирение, тихость, благость, милующее сердце, другие благие Христовы качества и добродетели, – это уже верное свидетельство того, что, на радость врагу рода человеческого, мы уклонились от своего прямого пути спасения. Это значит, что мы пренебрегли Отеческой заботой Господа и продолжаем жить во грехе – пытаемся утвердить его, как норму своего существования… И если так, то удивительно ли, что к нам приходит с каким-нибудь предлогом сатана и начинает соблазнять нас?

Вот, например, подкидывает помысел: «Ой, какой же ты стал хороший, рассудительный, благочестивый! Не то что остальные». И как только мы соглашаемся с той мыслью, что хоть в чем-то «не якоже прочии человецы» (Лк 18:11), то вместе с нею в сердце входит гордость и помрачает его. И если не опомниться и не начать каяться в том, что мы согласились впустить в себя это зло, то гордость привлечет «с собою семь других духов, злейших себя» (Лк 11:26): чревоугодие, зависть, ревность, самооправдание, гнев, братоненавистничество, ложь, блуд, пьянство и т.д.

Так что «свято место пусто не бывает», поэтому в сердце вместе с добродетелями Христовыми пребывает или Дух Божий, или диавол со всем арсеналом своих недоброкачественных свойств, грехов и страстей.

Вопрос: Подождите! Но где же тут воля человеческая? Ну не приглашаем же мы в свое сердце диавола?

Ответ: Ведь ни для кого не секрет, что если мы по безрассудству или лености перестанем запирать входную дверь своего дома, то придут бомжи и воры. Конечно, мы их и не приглашаем, но, ничем не подтверждая присутствие Хозяина, проявляем преступную небрежность, предоставляя злодеям легкую возможность украсть, разорить, устроить там погром или притон.

Еще раз повторю: достаточно отступить от Воли Божией, чтобы «врата» нашего сердца открылись для непрошеных гостей.

Вопрос: Но выбор вне Воли Божией может быть сделан на уровне чувств, а может и на уровне поступков. Неужели и то и другое отступление будет лазейкой для демонического духа?

Ответ: Господь говорит: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк 16:10). Да и святые отцы подтверждают, что в духовной жизни мелочей нет. А мы, жалея себя в малом, позволяем себе греховные «поблажки» даже там, где небольшого труда нам стоило бы воздержание, которое уберегло бы нас от прямого попадания в греховное «болотце».

Заметь, какая подмена ориентиров: ведь, по сути, человек ищет душевного мира и радости, но ищет утешения не в Боге, а в слепой погоне за комфортом (неважно, за каким именно: физическим, душевным, материальным, эстетическим и т.д.). Главное, что любой комфорт достигается путем удовлетворения страстей. Мы же пытаемся освободиться от их тягостного воздействия на душу не покаянием, а тем, что начинаем «заедать» свой стресс вкусненьким, запивать крепеньким, предаемся блуду и пороку, чтобы забыться, и т.д. Да еще и, видя такое малодушие и теплохладность, демоны-насмешники навевают помыслы: «Ну что ты! Ты же так трудился – уже почти святой! Устал – пора бы отдохнуть, расслабиться…»

А мы, усваивая такие подсказки, продолжаем не только мыслить «по-человечески», но и действовать в предлагаемом нам духе. Вот тебе и выбор. Узнаваемо?

Вопрос: Ну да…

Ответ: Ведь действительно: для того чтобы привлечь в свою душу духов злобы, бывает достаточно принять один неправильный помысел. Вспоминается мне общение с одним иноком[3], который изнемогал от того, что претерпевал очень сильную блудную брань. Когда мы начали искать причину такого бедственного состояния, вдруг он вспомнил:

– А знаете, я как-то однажды на досуге подумал: «Интересно, а как чувствуют себя сатанисты?»

Я у него спрашиваю:

– Подожди, тебе было интересно, как думают сатанисты?

– Нет, я хотел понять, как чувствуют себя сатанисты.

– Понимаешь ли ты, что натворил?! Ты фактически решил стать сатанистом для того, чтобы почувствовать в себе действие духа сатаны. Ведь одно дело – мысль, а другое дело – желание испытать те же чувства.

– Нет, я этого не понял… У меня был какой-то внутренний страх, но я его отмел.

Вопрос: Простите, а разве блудная брань – это уже признак усвоения демонического духа?

Ответ: Да. Когда человек погружается в блудное падение, от него отступает Благодать Святаго Духа и происходит помазание духом блудной скверны от диавола. Тогда душа начинает мучиться от этой страсти. А блудному падению, как правило, предшествует гордость – главное свойство сатаны. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Где совершилось падение, там прежде водворилась гордость», – так что всё это звенья одной цепи. И, поймав душу на этот «крючок», враг уже на полпути не остановится.

Ведь тот, кто горд, имеет своей целью достижение признания, славы, почета любыми способами. Соответственно, ему нужны деньги, статусы и другие атрибуты «сильных мира сего» – от этого диавольские свойства в нем будут только укореняться. На этом пути сердце человека будет усваивать все больше и больше демонических качеств, опускаясь сначала до скотоподобия, а потом до демоноподобия и полного осатанения, которому свойственна не просто блудная страсть, а уже содомия – извращения: мужеложство, скотоложство и т.п. Всей этой скверной характеризуются крайние степени усвоения сатанизма.

Поэтому в своем легкомыслии мы все еще не понимаем, что даем диаволу право организовать себе жилище в нашем сердце. И он придет сам! Это Бог никого не принуждает, никому не навязывается, а диавол не отстанет от того, кто хоть в малом начинает соглашаться с его соблазнительными предложениями. Дай ему лазейку – и он протиснется в твое сердце весь, «с рогами и копытами»! Он денно и нощно хлопочет над тем, чтобы увлечь человека на кривую дорожку в свое адское «болотце». Он искусный агитатор: создаст модные, яркие декорации, прельстит увеселениями, правом на личный произвол, особыми статусами, богемностью, властью, кайфом, комфортом, материальным избытком… – каждому подберет «наживку» (кому что нравится), проглотив которую душа потеряет чистоту и свою свободу, растратит благодать Святаго Духа…

Так что не лишним будет еще раз вспомнить святоотеческие слова: «Кто добровольно не покоряет своей воли Богу, тот поневоле покорится диаволу», – потому что всех таковых он делает подобными себе.

Вопрос: Мерзость – такое покорение…

Ответ: Добавлю: и мучение не только временное, но и вечное.

Думаю, уместно будет вспомнить слова аввы Исидора: «Не столько страшны все демоны, сколько страшно следование собственному сердцу, т.е. своим помыслам, а не закону Божиему. При кончине жизни своей человек восплачет, что не познал существенно христианства, не нашел пути святых и не подвизался на нем».

Вопрос: Перспектива, конечно, устрашающая… Чувствую, «противоядие» демоническим предложениям требуется усваивать даже в помыслах.

Ответ: Для начала на пути покаяния будет достаточно хранить в сердце и применять на деле слова Христовы, сказанные апостолу Петру, умолявшему Его пожалеть Себя и отступить от Воли Божией:

Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22).

Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое… Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя [своего ветхого человека], и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:23-24).

Да будем чадами Отца Небесного!

 

[1] «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас».

 

[2] «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8:35-39).

[3] Это было еще до принятия священного сана.