Яд неблагодарности. Часть одиннадцатая.

«Сколько «весит» воля человека»

 

«За Христом избранные Его последуют не ногами, а сердцем и верой, любовью, смирением, терпением и кротостью» (Свт. Тихон Задонский).

«Пребывай непоколебимо в духовном разуме – и не будешь изнемогать при искушениях. Уклонившись же от духовного образа мыслей ощутишь страдание» (прп. Марк Подвижник).

«Занимающийся спасением своим из такого сердечного залога спасется: потому что Всесильный Бог благодатию Своею поможет ему спастись» (свт. Тихон Задонский).

«Что грешил человек или грешит – это есть великая беда, но еще не окончательно крайняя. Есть крайняя беда: когда кто не хочет подвизаться (в покаянии), чтобы воспринять благодать Господа нашего Иисуса Христа» прп. Симеон Новый Богослов, слово 22.

 

Кто виноват?

 

Вопрос: Вы говорили, что стать святым – это заповеданная реальность для каждого человека. Но воплотить эту реальность в жизнь на практике для многих остается делом неподъемным. Очень многие люди собирают опыт весьма печальный: когда все их духовно-благонамеренные усилия оборачиваются, мягко говоря, провалом – не восхождением по лестнице христианского совершенствования, а погружением в бурлящее болото тяжелых страстей. Причем, как правило, с годами в этих судьбах разыгрываются целые трагедии, когда периоды греховных падений становятся настолько длительными и изнурительными, что даже на ногах устоять не получается, не говоря уже о том, чтобы хоть в малом духовно совершенствоваться. Поэтому люди доходят до отчаяния, уныния, погружаются в состояние безнадеги, вплоть до потери веры.

Скажите, можем ли мы, падающие под действием бушующих страстей, иметь надежду на то, что в перспективе и для нас все же найдется место среди избранных – среди тех благочестивых Божиих чад, которые шествуют путем ровным?

Ответ: Первое, что хотелось бы отметить: сегодняшними христианами почти все духовные понятия, а в их числе такие слова, как «избранные» и «святые», понимаются не совсем верно. И второе: мне не понравился подтекст в твоем вопросе, что якобы избавление от страстей и освящение души зависит не от нас, а от кого-то другого – в частности, от Воли Свыше.

Тогда напомню, что именно для того, чтобы КАЖДОЕ человеческое сердце обрело свободу отречься от зла и сделаться для Бога избранным – т.е. по-настоящему сыновним (со всеми вытекающими из этого последствиями для вечной участи), Господь уже сделал всё: не только умер и воскрес, но и Своим Промыслом продолжает ежедневно всеусердно заботиться об избавлении наших душ от грехов, страстей и тех адских мучений, о которых ты говоришь.

Вопрос: Подождите, но если образ спасения зависит от самого человека, тогда почему же мы, «человеки», страдаем и падаем? Это что – наш выбор? Многие из нас хотели бы быть людьми благочестивыми, духовно благородными, а на деле наши жизненные траектории получаются совсем не привлекательными… Неужели можно предположить, что тому, кто желал бы духовно совершенствоваться, нравится быть в плену страстей?

Ответ: Отчасти да – это наш выбор. Вернее, плод нашего выбора. Мы страдаем и падаем, потому что не знаем христианства – имеем самые расплывчатые представления, о чем эта наука. И уж тем более не учимся основному святоотеческому мастерству преобразовывать свою свободную волю – мысли, чувства и поступки – в согласие с действующим в нашей жизни Промыслом Божиим.

Вопрос: Но ведь довольно сложно достичь согласия с Промыслом Божиим, если тебя, например, все время постигают какие-то скорбные состояния или обстоятельства…

Ответ: Сложно, конечно, если не пытаться осмыслить: к чему ведет меня Господь и от кого зависит качество моего пути?

Главную цель земной жизни и суть Промысла Божия о человеке святые отцы сформулировали красиво и точно: «Бог соделался человеком для того, чтобы человека соделать богом». Уточним: Бог хочет даровать каждой душе столько благодати, чтобы, усваивая совершенство Христовых свойств, она стала подобной Его Сыну. Для этого необходимо, чтобы мы поняли и согласились с этой Его Волей, для этого необходимо, чтобы мы хоть через падения освободились от гордости и самодовольства и восприняли правильную смиренную мысль о себе! Если бы рассматривали этот всеблагой и совершенный Промысел как ежедневное живое проявление Любви Божией в обстоятельствах жизни каждого из нас, то обязательно с искренним покаянием благодарили бы Господа и изо всех сил стремились бы всячески соответствовать тому высочайшему предназначению, к которому призваны. Но возгордились, прельстились, помрачилась, заблудились – а оттого и падаем, и мучаемся. Да, мы страдаем и мучаемся от яда собственных грехов, от яда собственной неблагодарности Богу за Его заботу о нашем очищении, освящении и обожении. И это при том, что называем Бога своим Отцом!

Вопрос: Да, вероятно, не без ошибок… Но только очень мало надежды остается на то, что душа, уже длительное время находящаяся под гнетом бушующих страстей, вырвется из плена этого демонического зла и искренне возблагодарит Бога. Поскольку, находясь в беспросветных греховных помрачениях (тяжелом унынии, гневливой ревности или зависти, запойном блуде или пьянстве, например), сердце человека обретает окамененное нечувствие, разум его греховно повреждается (если не сказать – впадает в безумие), а плоть в итоге уязвляется серьезными недугами. Соответственно, все усилия изможденной грехом воли противостоять восстанию страстей оказываются тщетными – и рано или поздно мы начинаем думать не о том, чтобы благодарить, а, скорее, как-то так: «Я ведь хочу жить по-другому, но бьюсь словно головой о стену… Значит, такая обо мне Воля Божия. Видно, я Ему чем-то не угоден или вообще не нужен».

И да – Вы правы: как показывает практика, главную вину за свое погружение в смрад страстей и пороков (как и за другого рода жизненные скорби и неудачи) мы в итоге возлагаем даже на Бога. А если до такой крайности и не доходит, то после нескольких неудачных попыток освободиться от грехов и страстей человек приходит к одному и тому же выводу: преподобным нужно родиться (а я таким стать не смогу!), путь святых предопределен, а рожденный ползать летать не может.

Вот скажите, может ли конфликт Воли Божией и воли человеческой иметь такой ракурс: человек ищет совершенствования, а Бог предопределяет ему только «ползать»?

Ответ: Поразительно, как лукаво мы готовы оправдывать себя, перераспределяя роли между участниками конфликта! Ведь по сути ты говоришь о том, что якобы воля человека ищет совершенства, а Господь не допускает этому быть?! Тогда, конечно, если ТАК клеветать на Бога и убедить себя в существовании подобной несправедливости, то не страдать уже будет практически невозможно. Но эта «несправедливость» – вымысел, очередная ложь, которую в системе своего миропонимания мы принимаем за истину. Поэтому, конечно же, пожиная плоды собственного духовного неразумия и самооправдания, мы прилагаем к прежним грехам еще более тяжкие грехи богохульства и ропота на Господа. И таким образом обманутая душа незаметно входит в оппозицию по отношению к Богу – в таком состоянии мы начинаем противиться Ему уже осознанно.

Заметил ли ты присутствие этого духа в своем вопросе?

Вопрос: Я просто озвучиваю широко распространенное мнение…

Ответ: Тогда всем, кто склонен мыслить подобным образом, нужно осознавать всю ядовитость и душепагубность такого искаженного мировосприятия. Поскольку именно так в сознании человека незаметно формируется жизненная позиция, не имеющая ничего общего с христианством. А когда мы основательно усвоим дух ропота и богохульства, Господь отойдет «от пределов» наших сердец (ср. Мф 8:28-34) – Он никому Себя не навязывает.

Так что, пока не поздно, давай все расставим на свои места и примем как аксиому следующее:

  • Воля Божия о нас (в какой бы форме она ни проявлялась) всегда благая, уготовляющая душу каждого к восприятию вечной радости – это константа.
  • В отношениях с Богом есть только одна переменная величина: свободная воля человека, которая своим выбором и определяет духовное качество и траекторию его жизни не только в земном времени, но и в Вечности.

Кроме того, было бы полезно в этом процессе учитывать следующее:

  • Причина всякого греха – неразумное желание и попытки искать радости и наслаждения для души в чем угодно, только не в общении с Богом.
  • Будучи православными христианами, мы не изучаем христианство по Священному Писанию и преданию святых отцов, а соответственно, и не живем по-христиански.

Поэтому даже такое понятие, как «святость», в нашем сознании отождествляется не с очищением от всякого греха, а с прозорливостью, прорицательностью и тому подобными дарованиями.

  • Причина любого тяжелого душевного состояния кроется внутри нас – в отступлении от духовного осмысления всего происходящего в нашем сердце и во внешних обстоятельствах.

Последний пункт можно подкрепить словами прп. Паисия Афонского: «Знаете, какую духовную пользу и духовный опыт приобретает человек, извлекая из всего духовный смысл! Если человек не работает подобным образом, если не видит Бога во всем, то и в Церкви, если его привести туда, он останется далеко от Него. Поставь его петь на клиросе – он останется далеко от Бога. Дай ему читать духовную книгу – он снова останется от Него далеко. Какое духовное дело ни поручи ему, оно не будет возводить его к Богу».

 

В плену стереотипов…

 

Вопрос: Тогда объясните, пожалуйста: если Божественный Промысел совершенен о каждом, то почему одни люди спасаются, идут ровным путем и в их жизни реализуется явный образ благочестия, а другие переползают от падения к падению, и вопреки всем светлым надеждам их делами формируется лишь образ жизни заблудной – запойного пьяницы, помраченного блудника, гневливого деспота, самовлюбленного циника и т.п.?

Ответ: Не всё так однозначно, как ты формулируешь. Этот вопрос имеет заведомо ложную «закваску»: недопустимый человеческий суд о судьбах Божиих. Поэтому если, глядя на кого-то, мы дерзаем ставить диагноз, спасается его душа или погибает, то такие выводы с огромной долей вероятности будут просто ошибочными.

Вопрос: Почему же?

Ответ: Потому что мы не знаем, совпадают ли интересы той или иной души с Волей Божией – какие цели преследует человек, приходя на христианский путь: ищет ли он от Бога спасения или же имеет свои меркантильные интересы, надеясь на Него, как на доброго волшебника.

Мы как-то забываем о том, что Господь пришел грешников спасти – призвать к покаянию (ср. Мк 2:17). Поэтому Промысел Божий – это всегда забота о СПАСЕНИИ души, а не планирование ее наказания или погибели. Не знаем мы и о том, что на самом деле происходит в сердце того или иного человека: чего он желает, как мыслит и что чувствует. А без этого знания для взгляда со стороны ничто не может быть явным: как «образ благочестия» не может быть свидетельством того, что человек идет путем спасительным, так и «образ грешника» не говорит о том, что душа уже обречена на погибель.

Вопрос: Подождите, разве допустимо уравнивать такие вещи? Не может же путь «от падения к падению» быть в той же мере спасительным, как и путь более или менее ровный? Не все же падают, кому-то удается стоять твердо?!

Ответ: Думаю, прежде, чем продолжать эту тему, давай направим ее в правильное русло, принимая во внимание, во-первых, что Церковь Христова – это духовная лечебница, а не космодром для запуска больных душ в Царствие Небесное.

Во-вторых, от явного падения к падению идут только те, кто прилагает покаянные усилия, чтобы подняться, и желает спастись. Остальные, пав, просто не поднимаются, но, даже будучи в глубоком падении, продолжают думать, что «на высоте» и являются людьми весьма порядочными.

А в-третьих, и в таком хроническом падении можно «стоять твердо»: не только в блуде, гордыне и т.п., но и в фарисейском благочестии. Например, когда дела наши внешне добренькие, а сердце остается вместилищем страстей – таким себе осиным гнездом, в котором осы мирно сидят до тех пор, пока их никто не зацепит или не попытается изгнать из уютного жилища.

Мы даже не задумываемся, насколько ошибочно уже то, что, рассуждая о процессе спасения души, мы начинаем заведомо противопоставлять такие явления, как «падение» и «путь ровный» (т.е. путь, лишенный внешних духовных встрясок). Ведь зачастую все бывает совсем наоборот.

Вопрос: Мне показалось или Вы хотите поломать стереотипы? Ведь по сути сейчас Вы говорите, что духовное помрачение или серьезное падение под действием страстей для души спасительны, а «ровный путь» – свидетельство того, что человек находится в хроническом падении и на путь христианский даже не выходил?

Ответ: Действительно. А разве для тебя все еще секрет, что для желающего спастись падение обращается во спасение, а для фарисействующего «ровный путь» оканчивается погибелью? Ибо Сам Христос сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13).

Вопрос: Простите, можно уточнить о падающих? Для всякого ли падающего падение обращается во спасение?

Ответ: Нет. Только для того, кто из своего падения будет извлекать духовную пользу (путем самоукорения или покаяния).

Вопрос: Для каких-то избранных, значит?

Ответ: Нет. Для всех ищущих своей душе спасения. Потому что если человек искренне ищет духовного благоразумия и желает очистить сердце, то даже явное греховное падение послужит для него поводом, чтобы усилить свое покаяние и утвердиться в смиренной мысли о себе. А это крайне важно! Поскольку без самопознания путь христианского совершенствования просто невозможен.

Вспомнилось, как о важности обретения смиренного мнения о себе говорил преподобный Паисий Афонский: «Когда хотят запустить ракету в космос, ведут обратный отсчёт: «Десять, девять, восемь, семь… один, ноль!» И только когда доходят до нуля, ракета стартует… Только так можно выйти на духовную «орбиту»».

Не будем забывать, что выхода на духовную «орбиту» каждой души (т.е. ее совершенствования и освящения) желает Сам Бог. И если к этой божественной цели присоединяется воля человека, то, что бы ни происходило в его жизни (будь то взлеты или падения), в конечном итоге обернется целебным бальзамом для его души.

Поэтому только Господу ведомо, совершается ли спасение той или иной души. Он – Сердцеведец и видит даже самые мельчайшие движения наших сердец: к чему мы стремимся, что выбираем.

Вопрос: Казалось, что Он нас выбирает…

Ответ: Это процесс взаимный: и с Его стороны выбор уже совершён (ибо Он сказал: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин 6:37)), а свой выбор мы будем подтверждать своими мыслями, чувствами и поступками в каждом обстоятельстве нашей жизни.

Поэтому всем нам необходимо избавиться от таких опасных стереотипов и обратить должное внимание на слова Христовы: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк 6:46).

 

Быть избранным…

 

Вопрос: Но если Бог за нас, а духовный образ нашей жизни зависит только от нашей воли, то как объяснить то, что мы падаем? Почему наш христианский путь не обходится без всяких духовных катастроф? Разве можно поверить, что кто-то из нас добровольно выбирает себе такой путь?

Ответ: Если человек полностью вверит себя в руки Божии, то и духовные катастрофы в его жизни прекратятся. В Божественном Промысле трагедий нет – у Бога для каждого человека есть совершенный путь спасения, и он прям! Только двигаться по прямой нужно учиться – эта наука для всех одинакова, ее раскрывает мудрость заповедей Христовых.

Вопрос: Но не всем же быть в этом деле профессионалами?

Ответ: Твои слова так же «логичны», как и следующее умозаключение: «Не всем же водителям необходимо знать правила дорожного движения?»

Как раз из-за того, что мы для себя не рассматриваем такую цель как жизнеопределяющую, на нашем жизненном пути происходят духовные катастрофы. И, как следствие, относительно пути по-Богу у нас в лучшем случае получается двигаться зигзагами – от падения к падению. Разве не об этом ты сетовал?

Вопрос: Тогда если, как Вы говорите, у каждого человека есть возможность «идти путем совершенным», то куда, для того чтобы попасть на эту «орбиту», направить свои усилия?

Ответ: Достаточно будет привести свою волю в состояние полной гармонии с Волей Божией и научиться проявлять это согласие в каждом случае жизни по принципу «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс 33:15). А Господь проведет нас из земного времени в Вечность «Своими судьбами» – путем прямым, но только отличающимся от нашей фантазии (от того плана жизни, который мы рисуем в своем воображении). В таком единении двух воль сердце человеческое обретает способность воспринимать от Господа то изобилие благодати Его Духа, которое Он хотел бы нам дать.

Вопрос: Скажите, есть ли пределы тому совершенству, которое человек может усвоить от Бога?

Ответ: «Совершенство совершенных не совершенно» говорят святые отцы.

Вопрос: Это как?

Ответ: В святоотеческой литературе описан случай, когда душа одного человека при его земной жизни была восхищена в Царствие Небесное. Там он увидел целые сонмы святых отцов, среди которых разглядел святых, особо близких его сердцу. Но был огорчен, поскольку не увидел среди них преподобного Антония Великого. Тогда он спросил:

– А где же Антоний Великий?

И получил ответ:

– Святой Антоний там, где Бог.

Так что пределы лествицы заповеданной нам святости непостижимы, как непостижим для человеческого ума и логики Сам Бог.

Вопрос: А для меня, например, все еще непостижима мысль о том, что на этой лествице есть место КАЖДОМУ человеку.

Ответ: Если этого хочет Творец, то и место есть. Но палкой на это место никто никого загонять не будет. Совершенная Воля Божия о человеке всегда подразумевает его ЖЕЛАНИЕ внутренне преобразиться в Духе Божием – это путь, на котором каждому сердцу дается возможность обрести свойства Самого Христа (Его добродетели) и усвоить Царство Небесное уже здесь, в земной жизни. И тем радостнее нам будет преодолевать наш путь, чем глубже мы будем вникать в евангельские заповеди; и чем точнее научимся их исполнять, тем больше Своей благодати сможет нам передать Господь, тем глубже наше сердце усвоит божественное совершенство Его добродетелей. Вкратце – все это и есть путь исполнения Воли Божией.

Вопрос: Меня сейчас посетила мысль, что с таким раскладом всем нужно уходить в монастырь.

Ответ: Не обязательно. Для этого достаточно стать христианином, но не «по форме», а «по содержанию».

Вопрос: Подождите, но форма ведь тоже что-то да значит?

Ответ: Это не главное. Жизненные «роли» и «декорации» для каждого индивидуальны. Господь знает, кому спасительнее стяжать Дух Христов, будучи трактористом, кому – министром, кому – послушником, а кому – архиереем. Но каждому без исключения Господь определил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф 19:17). «Бог знает и природу, и произволение, и силы каждого, и всевает Слово Свое, и требует дел по мере сил наших…» – говорит прп. Ефрем Сирин.

Тяжесть внешнего креста может быть разной, но внутреннее делание (очищение от грехов) для всех христиан – одно, и путь внутреннего совершенствования – един. Поэтому Дух Божий возможно стяжать на любом месте, куда бы ни поставил нас Господь.

Вопрос: Все равно создается впечатление, что Вы говорите о пути святых избранников Божиих. Куда нам, падающим, равняться на таковых?

Ответ: Теперь ты сам себе противоречишь: вспомни, с какого вопроса ты начинал эту беседу. Если не желаем равняться на святых, тогда почему ропщем на Бога за то, что мы не в рядах Его избранных чад?

Вопрос: Просто кажется, что большинство из нас изначально поставлены «не в тот» ряд.

Ответ: В Священном Писании сказано: «Аз рех: бози есте и сынови Вышняго ВСИ…» (Пс 81:6). То есть: «Я говорю: Вы – боги и сыновья Божии ВСЕ!» – говорит о нашем предназначении Господь. Так в какой «не тот» ряд тебя поставили?

Действительно, довольно много людей в качестве аргумента, оправдывающего их греховную жизнь, используют такую мысль: «Господь меня не избрал, поэтому я такой, как есть. Зачем мне зря напрягаться, пытаться спасать свою душу?» А многие, кто думает о спасении, но греховно падает, вообще принимают такую мысль как приговор. И всё! С таким горьким убеждением начинают жить, как в той пословице: «Не трать, кум, силы, спускайся на дно». Помнится, я тоже попался на этот крючок – мысль о том, что мне нет места среди избранных, доводила меня до отчаяния.

Вопрос: Как-то немного неожиданно…

Ответ: Да. Я воспитывался в верующей семье, и, еще будучи отроком, прочитав Священное Писание, понял, что «запечатленных», т.е. избранных душ, будет всего 144 тысячи. Я серьезно забеспокоился и решил, что нужно срочно выяснить, остались ли в этих рядах свободные места. Поэтому поставил себе задачу подсчитать в календаре, сколько у Бога уже есть святых. Нужно было срочно понять: остались ли и для меня еще какие-нибудь шансы попасть в их число или уже поздно? Начал подсчеты… Но вскоре разочаровался в таком методе, поскольку довольно часто в календаре рядом с именем кого-нибудь из мучеников стояла приписка «и с ним еще многих». А сколько этих «многих», было непонятно: сто, тысяча или несколько тысяч? Потом кто-то подсказал, что еще и далеко не все, прославленные Богом, известны нам здесь, на земле. В итоге пришлось согласиться, что путем такой «бухгалтерии» определить, сколько избранных у Бога уже есть и сколько свободных мест еще осталось, просто невозможно.

Но спустя время я прочитал Священное Писание еще раз и тогда понял, что 144 тысячи – это число избранных только от двенадцати колен израилевых (см. Откр 7:4)! Как же я раньше этого не заметил! А когда потом еще более внимательно вчитался в текст, то заметил слова, которые разбили мое прежнее заблуждение: «когда отверзли пятую печать… и множество много людей в белых ризах стояху пред Престолом… иже никто не можаше исчести… пришедшие от великой скорби» (см. Откр 7:9-10,13-14). Я так обрадовался! Значит, шансы еще есть!

Господь Благ – Он призывает всех! И всем нужно уяснить это чем раньше, тем лучше. Поскольку мысль «я не избранник» не только ошибочна, но и опасна: она «подгрызает» корни веры и становится большим терзанием для души. И поскольку мне самому пришлось довольно долго испытывать тесноту такого заблуждения, то я никому не желаю попасть в подобную беду.

Вопрос: Но ведь все равно Господь кого-то избирает сугубо: как апостола Петра, например?

Ответ: Говоря об избранничестве Божием, нужно понимать, что цель его бывает разной. То, о чем ты упоминаешь, – это избрание на особое служение. Действительно, так Господь призвал своих апостолов. Например: «…призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк 6:13), «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин 15:16). Такая избранность имеет частное значение – это, так сказать, дополнительный крест.

Но есть избранность ко спасению – она заключена в основном кресте христианина. И на Голгофе такой шанс был выстрадан для всех. Другой вопрос: возьмешь ты этот крест или нет?

Вопрос: Тогда слабо верится, что кто-нибудь откажется быть избранным.

Ответ: Получить избранность, как медаль, не откажутся. А вот трудиться, чтобы стать избранным – это дело совсем другое. В эти ряды становятся те, которые, будучи призванными к вере, САМИ целью своей жизни избрали путь Божий.

Свое сожаление об этом Господь изложил слушавшим Его в притче: «Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк 14:16-24). Как видишь, мы сами определяем свою судьбу…

Так что все начинается с выбора смысла жизни, когда человек задумывается: «А ради чего я живу? Какой смысл моего существования? Как жить, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы?»

Вопрос: Но в основном, конечно, мы думаем, кем хотели бы стать по статусу или по профессии… Это правда.

Ответ: Но если душа будет полна всякой греховной скверны и нечистоты, то никакой статус не утешит и не спасет. Конечной целью порока становится погибель. И плоды такая жизнь приносит горькие.

Вопрос: Мне кажется, что «порок» – это все же удел маргинальных слоев населения. Тяжело отождествить такое понятие, как «порок», с жизнью людей благородных профессий или лиц, имеющих духовный сан или чин, например.

Ответ: Порок порождается не уровнем жизни или профессией, как ты говоришь. «Причина всякого порока есть тщеславие и сласть, – говорит прп. Марк Подвижник. – Не возненавидевший их не истребляет (в себе) страсти. Разум и вера притупляются (в нас) ни от чего иного, как только от них. И сребролюбие от них составляется».

Вопрос: Но в широком понимании тщеславие, сласть, сребролюбие в наши дни не считаются пороками. Наоборот, некоторые связывают с этими качествами саму цель своей жизни.

Ответ: Думаю, уже должно быть понятно, что такие цели далеко отстоят от пути Божия. И плоды их будут крайне горькими. Поэтому всем, уповающим на то, что «знак качества» жизни определяется социальным статусом, будет достаточно вспомнить историю, подчеркну, апостола (!) Иуды.

И что от того, что своими ногами Иуда следовал за Христом? Он слушал Его, но не слышал, потому что сердце его оставалось вместилищем страстей, буйствовавших на почве тщеславия, сластолюбия, сребролюбия. Поэтому, пришел момент, когда он, плененный сатаной, восстал против Бога и за жалкие гроши предал Христа. Предал на смерть Того, Кто избрал его и наименовал Своим апостолом. Будучи избранным Самим Богом к святости, находясь рядом с Тем, в Чьем Слове и деле сила Божия совершалась явно, Иуда избрал иной путь: последовал страстям, пороку, диаволу и унаследовал участь последнего.

Это к теме о значении воли человеческой в деле нашей избранности и спасения. Поэтому и говорит свт. Тихон Задонский: «За Христом избранные Его последуют не ногами, а сердцем и верой, любовью, смирением, терпением и кротостью».

Вопрос: Это частный случай или общий?

Ответ: Очищение и освящение сердца – это Воля Божия о любом человеке, но каждый из нас имеет свободу поставить или не поставить такую Волю для себя целью. Кто становится избранником Божиим? Тот, кто сам избрал Христа. Избранность – это плод солидарного взаимодействия двух воль: Божией и человеческой. Это путь, полный промыслительных скорбей и испытаний, через которые Господь ведет искренне ищущих Его к совершенству христианского благочестия, а они, внимая Его Воле и Слову, обретают евангельскую мудрость пройти им более-менее ровно. А «рецепт» святости прост – его открывает нам авва Исидор: «Мудрость святых состоит в познании и исполнении Воли Божией».

(Продолжение беседы в №109)