Яд неблагодарности. Часть девятая.

Часть 9: «Найду ли веру на земле»[1]

 

«Искажение реальности» или «деформация личности» …

 

Вопрос: Хотелось бы спросить, как можно объяснить те неутешительные явления, которые сегодня, как никогда остро, наблюдаются в духовной сфере нашей жизни?

Вот, казалось бы, «на дворе» – расцвет Православия: действует все больше и больше храмов и все они наполняются прихожанами. Совершаются службы и святые Таинства, повсеместно звучит проповедь, широко доступна духовная литература, в ВУЗах открываются теологические факультеты… Но на деле большинство христиан проявляют себя странно… Иногда даже кажется, что свобода и изобилие выместили качество нашей веры, породив некое иное современное верование.

Ну, разве можно сравнить нас, сегодняшних, с православными, например, тех же советских времен, которые за веру Христову были готовы претерпевать преследования, репрессии, ссылки и лагеря? И чем объяснить, что сегодня, имея полную свободу вероисповедания, люди уходят из Православия в секты или язычество? Нередко бывает, что ищущий Бога человек приходит в храм и там соблазняется поступками какого-то священнослужителя или неподобающим поведением верующих, и отпадает от Церкви, а то и вовсе перестает веровать во Христа. Причем духовно бедствуют не только миряне – даже в монастырях наблюдаются нестроения и «текучка кадров»…

Ответ: Корень проблемы в том, что мы представляем собой христиан, не знающих христианства. Поскольку и наше воцерковление, и образ нашей веры формируются спонтанно. А «слёту» мы способны воспринять лишь обрядовость – внешнюю оболочку, что и происходит. Мы не познаём, не внедряем в свою повседневную жизнь суть учения Христова: чтим Бога устами, а сердце не ищет ни очищения, ни общения с Ним, ни преображения в Нем. А в результате, останавливаясь на исполнении внешних обрядов, мы не заботимся о главном – о стяжании Благодати Божией, которой бы очищались и исцелялись наши изможденные души. Поэтому и дух в нас продолжает действовать совершенно не христианский. Соблазняем других и сами соблазняемся. Действительно актуальными становятся евангельские слова: «Горе миру от соблазнов» (Мф 18:7) – а тем более – от собланов, исходящих от христиан, живущих не по-христиански.

Вопрос: Так что – всё впустую?

Ответ: Хуже. Довольные собственной внешней религиозностью, мы даем страстям укореняться и процветать в наших сердцах. И, прельщаясь гордым помыслом о себе, будто мы уже «несмь, якоже прочии человецы» (Лк 18:11)[2], – духовно заболеваем, поскольку в этом уподобляемся не Христу, а фарисеям, Его распявшим.

Поэтому не будем обманываться: Благодатью Святаго Духа жизнь христианина освящается только тогда, когда во всякое время, на всяком месте он стремится исполнить Волю Божию, что и означает идти путем Христовым – путем преображения и освящения своей души и жизни. Если же мы от этого уклоняемся, то вступает в действие духовный закон, о котором предупреждает Господь: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12:30).

Вопрос: Что значит «расточает»?

Ответ: Это значит – разрушает свою жизнь.

Вопрос: Без вариантов? То есть третьего не дано?

Ответ: На какое же «третье» можно надеяться, если направлений всего два? Первый – путь очищения, освящения и обожения (т.е. восприятия душой свойств Христа), определенный человеку его Творцом.

А другой путь диаметрально противоположен. Его «первопроходцем» стал архангел, воспротивившийся Богу. Возжелав существовать по-своему, он думал, что взойдет на «высоты», но стал противником-диаволом и низвергнут во ад. А теперь по злобе и зависти корпит над тем, чтобы увлечь за собой и человечество, внушая каждому из нас какую-либо обольстительно-погибельную мысль, которых множество.

«Я-то уже знаю христианство!» – думает человек, читающий Евангелие, наследие святых отцов, но не исполняющий того, о чем читает. Или же: «Я смогу спастись и без заповедей, без какой-то там исповеди и Причастия. Буду материально помогать храмам – и, надеюсь, «проскочу» удачно», – думает другой. А третий мыслит следующим образом: «Да чего там! Я человек положительный, порядочный. Все у меня ровно. Живу так, как считаю нужным, ничего плохого не делаю. Я уверен, Бог меня не оставит». Но, усваивая подобные мысли, по гордости мы лишь обманываем себя и расточаем время своей жизни попусту.

Как же необходимо понять, что, если мы ежедневно не находимся в поиске познания и исполнения Воли Божией о себе (которая открывается в заповедях Христовых), это в первую очередь говорит о том, что мы стремимся к тому, чтобы во всем исполнялась наша воля. А это крайне опасно! Потому что, вымещая Бога из своего сердца непослушанием Ему, мы «автоматически» подчиняем свою душу трем злейшим врагам: плоти, с ее страстными «хотениями», миру, лежащему во зле[3], и диаволу, желающему нашей погибели, а потому соделывающему нас сообщниками своего отступничества. Причем первые два врага – это всего лишь орудие в руках последнего. Конечно же, попадая под пагубное влияние «компании» таких «руководителей», душа, безусловно, обречена деградировать и изнемогать, что неизбежно принесет ей страдание не только в земной жизни, но и в Вечности. Так что выбор за нами, и он по-прежнему свободный.

Вопрос: Подождите, неужели то, о чем Вы сейчас говорите может быть отнесено к нам – христианам? Ведь большинство из нас, хоть как-то участвуя в церковной жизни, уверено в том, что живет в согласии с Богом.

Ответ: Так это легко проверить. Для этого нужно беспристрастно, глядя правде в лицо, прислушаться к тому, насколько мы исполняем заповедь о любви к Богу «всею своею мыслию», чем наполнено и какие желания имеет наше сердце. И если окажется, что наша свободная воля в первую очередь озадачена устроением комфорта во всех сферах своей жизни, значит, и наше «согласие со Христом и любовь к Нему» – это всего лишь миф, в который нам просто очень хочется верить.

К сожалению, оценивая степень своего духовного «благосостояния», мы очень склонны утешаться такими коварными иллюзиями и обманывать себя, всячески закрывая глаза на то, что на самом деле мы уверенно движемся путем саморазрушения. Причин такого состояния – очень много.

Вопрос: Не очень-то понятно, о каком «наполнении сердца», ведущем нашу душу к деградации, идет речь? Вроде нормальные люди вокруг… ну… «плюс-минус», конечно…

Ответ: Тогда, пожалуй, наиболее распространенные варианты нам придется рассмотреть детально.

Так, например, устремляясь к обретению комфорта, на пути его достижения мы сегодня зачастую увлекаемся различными инновациями технического прогресса – ВОТ к нему-то мы действительно привязываемся всем сердцем. Со временем, попадая во власть и зависимость от этого обольщения, безусловно, начинаем страдать, но причин своих мучений не видим или, точнее, не хотим их признавать.

Вопрос: Знаете, кажется, к вопросу о том, что по мере внедрения в нашу жизнь новшеств в области технического прогресса, человек все больше деградирует, и мне найдется, что дополнить. Есть некоторые наблюдения.

Время, в которое мы живем, вводит в недоумение своей парадоксальностью: наука непрестанно трудится, развивая и оптимизируя технические, экономические и социальные процессы, с помощью которых жизнь человека якобы могла быть не просто обеспечена ощущением полного комфорта, но даже и достичь сверхсовершенного уровня. Однако плоды, которые мы пожинаем, начинают пугать не на шутку: личность человека катастрофически мельчает. Общество на всех уровнях лихорадит. Быть может, это явление действительно как-то связано с тем, что Вы говорите?

Ответ: Да. Это схема типичных уловок, увлекаясь которыми мирской человек попадает в сети диавола. Так что твои опасения не беспочвенны: если не одуматься, то приближение общечеловеческой катастрофы неизбежно.

Сегодня, как никогда прежде, всему обществу, а особенно молодежи, навязываются совершенно губительные правила бытия, цели и ориентиры. А соглашаемся мы на эту ловушку потому, что не ищем правильного понимания смысла христианской жизни, не формируем верного представления о себе, о Боге и о Вечности – эти знания углублять нам почему-то не интересно, к пути христианскому мы свое сердце не привязываем. Зато, увлекаясь достижениями социального развития и технического прогресса, мы начинаем считать высшим благом всё, что предлагается нам современными технологиями во всех сферах нашей жизни.

Вопрос: Не пойму, неужели использование и применение новейших технологий, разработанных человечеством, есть грех?

Ответ: Техника остается лишь техникой, но вся греховная «загвоздка» – в нас самих, а точнее – в важности той роли, которую мы отводим этим «благам» в своей жизни. Грех появляется, когда комфорт, который предлагается нам продуктами инновационных технологий, сначала становится для нас вожделенным идеалом, а со временем – идолом, поклоняясь которому мы преступаем и заповеди Христовы, и требования своей христианской совести. В перечне грехов вариант такого отступления от Бога обозначен словами «любление удобств жизни сей» – т.е. такая любовь вымещает из сердца­­­­­ человека любовь к Небесному Отцу. Значит, и всю свою жизнь мы пытаемся построить на почве, противоречащей самой первой и главной из всех заповедей, данной каждому человеку.

А пристрастие к любому источнику комфорта с легкостью завоевывает доминирующее место в нашем сердце – это происходит довольно быстро, когда, вкусив его «сладость», мы начинаем стремиться к нему, как к высшему смыслу, заполняем им весь «эфир» своей жизни, возлагаем на него свои надежды и упования, а в результате не замечаем, как становимся его рабами.

Вопрос: Вообще-то это техника нам служит, а не мы ей. Откуда рабство, о котором Вы говорите?

Ответ: Если прислушаться к нашим мыслям, чувствам и желаниям, – к чему мы стремимся, о чем мы заботимся, без чего уже не можем представить своего существования, – то станет совершенно очевидно, чем наполнено и к чему привязано наше сердце. Священное Писание говорит: «…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21).

Кстати, источником внутреннего комфорта может являться взаимоотношение с любым объектом, к которому страстно привязывается наше сердце, будь то деньги, власть, создание привлекательной внешности, общение с телевизором, интернетом, или же с мужем, сыном, собак­­­­ой…

Но все же рассмотрим пример с техникой. Вот, например, ломается у нас смартфон, компьютер, телевизор, автомобиль, стиральная машина и т.д. В связи с такой потерей в нашей жизни появляется некая пустота: мы теряем покой, не находим себе места, поддаемся ропоту, гневу, недовольству. Конечно же, начинаем что-то предпринимать. Но главный вопрос: каким способом мы постараемся восстановить свой душевный мир?

Вопрос: Активизируемся, чтобы устранить технические поломки вышедшей из строя техники. А что?

Ответ: Ну, вот тебе и ответ. Выбор говорит сам за себя.

Вопрос: О каком выборе речь?

Ответ: Разве эта бытовая поломка не выявила серьезные симптомы повреждения души человека? Ну, как минимум, гнева и ропота? Поломанная техника нас озадачивает очень сильно, а «поломанные» отношения с Богом никак не волнуют и не вызывают озабоченности. А ведь они-то вечны! Вот только о том, чтобы приложить усилия к исправлению своих взаимоотношений с Богом, не заходит даже и речи. Не обратив внимания на серьезный недуг своей души, мы озадачились о восстановлении возможности общения с техникой и успокоились, подобно наркоману, который вновь получил доступ к не иссякающему источнику «кайфа».

Конечно же, когда речь идет только об удовлетворении страсти, большое заблуждение полагать, что таким путем обретается душевный покой.

Вопрос: Тогда что это: подмена, иллюзия?

Ответ: Трагедия.

Вопрос: В чем?

Ответ: Человек становится марионеткой в руках страстей – соответственно ум его помрачается в первую очередь. Поэтому в его понимании понятие «успокоения души» обретается исключительно путем удовлетворения тех или иных страстей. Если, например, мы говорим, что душа требует частого общения с телевизором или интернетом, то ошибаемся: душа в такой ситуации – обманутая жертва, от имени которой подает свой требовательный голос захватившая ее в плен страсть.

Вопрос: А какая страсть?

Ответ: Все та же, которую еще древние римляне выражали требованием «хлеба и зрелищ!» В то время они собирались на боях гладиаторов, конских ристалищах, не гнушались поглазеть на показательные истязания и казнь христиан… А сегодня смартфон, планшет и т.д. – это источник таких же зрелищ, но лежит он уже у каждого в кармане! И все это – «благодаря» инновационным технологиям, развитие которых никто прекращать и не собирается.

Вопрос: Действительно, время такое, что без бытового комфорта, зрелищ, интернета и т.п. человек считает себя обделенным, а жизнь – неполноценной.

Ответ: Мы ведь не задумываемся, что современная техника является благом лишь тогда, когда становится подспорьем в трудах человека, освобождая ему время для труда над своей душой: ее очищения, укрепления в добродетелях Христовых, молитвенного общения с Богом. Поэтому происходит смена ролей: мы становимся рабами всех этих «благ», чувствуя себя беспомощно, если вот так, хоть на время, теряем ощущение их присутствия в своей жизни. Жаль, что мы даже не замечаем, чем наполнено наше сердце, чему оно служит, к чему стремится, пред чем приклоняется – не понимаем, что, по сути, уже избрали себе другого бога-идола. И, находясь в состоянии такого самообмана, не желая чувствовать подмены, мы продолжаем считать себя православными христианами.

Вопрос: Так что? Корень всех наших зол в такой подмене?

Ответ: Корень в том, что сердце современных христиан не стремится ни к Богу, ни к жизни по-Божьи. Поэтому все и происходит по слову святых отцов: кто добровольно не покоряет себя Воле Божией, тот поневоле покорится врагу-диаволу. А поскольку душа от такого рабства не может не страдать, оттого современное общество и лихорадит. Одним словом, диавол и подвластный ему мiр используют комфорт с его техническим прогрессом, как средство обольщения и массового духовного уничтожения, что при условии нашего безрассудства действительно является настоящим «опиумом для народа». А плоды от получаемого «кайфа» налицо: молодежь, погрузившаяся в виртуальный мир интернета, – это группа риска. Фактически постепенно к реальности молодые люди теряют не только «вкус», но и способность с ней «мириться». Поэтому нередко сводят счеты с Богом данной жизнью путем самоубийства.

Вопрос: Это как-то очень трагично и мало объяснимо. Непонятно, чего им не хватает?

Ответ: Напротив. Все это объясняется очень просто. Им не хватает Благодати Божией, поэтому плененная демоническим воздействием душа задыхается. Работает духовный закон о разорении жизни. Ведь если, забывая о Боге, человек черпает и усваивает правила существования, предлагаемые, например, глобальной электронной сетью, он попадается на крючок диавола и всецело проникается его духом – духом страстей, пороков и всякой злобы.

Соответственно, давая волю страстям, он становится сопричастным смертным грехам и погружается в этот «омут» еще больше. Потому что, помимо всего прочего, пристрастие к непрерывному потоку информации является и защитной реакцией от страха остаться в тишине – наедине с самим собой, чтобы не слышать голоса совести, который обязательно подавал бы сигнал о бедствии, в котором находится душа. А поскольку диавол никогда на полпути не останавливается, то тем временем доводит бедолагу до одержания и безумия, что нередко заканчивается совершением суицида – тяжелейшего из грехов, последствием которого будут страшные мучения этой помраченной души в Вечности.

Преподобный старец Паисий Святогорец говорит: «Люди, удалившиеся от Бога, никогда не испытывают утешения и мучаются вдвойне. Тот, кто не верует в Бога и в будущую жизнь, не только лишен утешения, но и приговаривает себя к вечной муке. Человеку заплатит тот хозяин, чью волю он исполняет».

 

«Новый человек»…

 

Вопрос: Но ведь далеко не все люди, увлекающиеся современными технологиями, оканчивают свою жизнь так плачевно?

Ответ: Если, поддаваясь духу и идеалам времени, мы озадачиваемся тем, чтобы максимально соответствовать современным требованиям мира, то по его образу и в том же духе неизбежно формируются и свойства нашего сердца. Мы просто не думаем о том, какой вред наносим сами себе! Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Самолюбивый – пристрастный к суетному и земному – самоубийца», – ведь несмотря на то, что физически жизнь человека продолжается, его душа, сама того не понимая, в это время следует путем саморазрушения. Святые отцы говорят, что отпадая от Бога, человек помрачается все больше, становясь сначала скотоподобным, потом звероподобным, а затем демоноподобным. Все это – стадии разрушения личности.

Вопрос: А можно ли «расшифровать», в чем проявляется скотоподобие, звероподобие или демоноподобие сердца? Иначе мало кто из нас признает за собой любой из этих «диагнозов» – они кажутся фантастическими.

Ответ: Никакой фантастики – одни реалии нашей жизни. Скотоподобным человек становится, когда телесные страсти возобладают над ним и определяют образ его существования. Главный признак такого состояния – неспособность, безвольность человека при необходимости понудить себя к какому-либо воздержанию телесных чувств и желаний, т.е. отказать себе хоть в каком-то телесном комфорте.

Он, например, не в состоянии соблюдать посты, пораньше подняться с кровати, тяготится стоять в храме, в общении с ближними неуступчив, упрям, безапелляционен, проявляет непослушание, дерзость, грубость, впадает в пьянство, наркоманию, блуд, сластолюбие и другие подобные страсти. Человек, настроивший себя на удовлетворение своих плотских желаний, уподобляется какой-нибудь скотинке – например, поросенку, который, с удовольствием похрюкивая, валяется в своей грязи.

Звероподобное состояние говорит само за себя – это одержание духом злобы, проявляющееся в усвоении душевных страстей: жестокости, раздражительности, ненависти, гнева, ярости, злобы, мстительности вплоть до избиений и убийства.

Вопрос: А демононоподобие?

Ответ: Демоноподобным сердце человека становится тогда, когда усваивает свойства диавольские. И на первом месте в этом перечне стоит зависть.

Вопрос: Кто бы мог подумать?!

Ответ: Да, зависть – это страсть, которая архангела сделала диаволом. Ведь сначала он позавидовал Богу и захотел по чести стать как Бог. Далее в этом списке: гордость, тщеславие, превозношение, надмение, самодовольство, самоцен, стремление быть почитаемым, уважаемым, принимать благодарность и похвалу. Нельзя забывать и о самооправдании – типично диавольском свойстве, которое легко усваивается человеком. Ну, а говорить о таких явно демонических склонностях и проявлениях сердца, как хула, сквернословие, неверие, оккультизм, гадание, колдовство, многообразное непослушание и противление Богу и т.д., и т.п., – я думаю, излишне.

Так что – никакой фантастики. Думаю, если нам задаться целью исследования своих сердечных глубин, там можно отыскать разнообразных «жаб», «змей», «скорпионов», «гадов» – «имже несть числа» (Пс 103:25)

Вопрос: Тогда скажите, как объяснить такой наш выбор и слепое доверие ко всему, что предлагает нам мир? Ведь действительно: если на одну чашу весов положить заповеди Божии, а на другую – современные правила и принципы жизни, которые человечество не только придумывает, но и постоянно модернизирует, то подавляющее большинство голосов будет отдано второму своду законов.

Ответ: Ничего удивительного. Мы всегда стоим перед выбором: Господь нас призывает к пути тесному – пути очищения от страстей и стяжания Христовых добродетелей, а мир нам предлагает образ жизни совсем противоположный, направленный на всестороннее услаждение и удовлетворение греховных желаний.

Ведь совсем неслучайно целью современных технологий является всестороннее усовершенствование комфортности всех сфер нашей жизни, чтобы при минимуме усилий мы получали максимум желаемого результата. И конечно же, большинству из нас это нравится!

Не секрет, что ответственность за обеспечение бытового комфорта, например, давно возложена на технику: нажал на одну кнопку – в доме стало тепло, нажал на другую – машина замешала и испекла тебе хлеб, третья постирала твои вещи, четвертая вымыла и просушила посуду… Зачем напрягаться? Минимум автоматических усилий, а желаемый результат не заставляет себя долго ждать – мы это любим, к этому стремимся. Легли на диван, вошли в интернет, не прилагая усилий, совершаем необходимые покупки, банковские операции, дистанционно получаем образование и т.д.

К тому же духу нашего времени присуща суета и спешка, в которой до совершенства доводятся лишь внешние формы. Таким же становится и человек. Поскольку в заданном ритме даже мы, христиане, не успеваем остановиться, задуматься о себе и беспристрастно определить, что для нашей вечной души есть добро, а что – зло.

Вопрос: Значит, свойства человеческой личности тоже модернизируются?

Ответ: Да, но со знаком «минус». Поскольку чью волю творим, тому и уподобляемся – как говорится, «кто кем порабощен, тот тому и раб».

Вопрос: А можно ли чуть подробнее поговорить об общих чертах, свойственных образу современного человека?

Ответ: По образу «мiра сего» постепенно формируются и свойства увлеченной им души. Заметь, поскольку современные электронные технологии с малых лет занимают главенствующий интерес в жизни подрастающих поколений, то на смену ветеранам – представителям естественного (не электронно-зависимого) образа жизни – приходит качественно совершенно новая формация людей, в сердцах которых глобальная электронная сеть прочно заняла место Бога. И поскольку они уже не мыслят своего существования в отрыве от этого идола, то через интернет усваивается и образ мышления, и образ жизни, формируются понятия добра и зла. Детям насаждается дух непочтения к родителям, друг к другу, к Богу и иные циничные принципы: долой стыд, долой честность, долой ответственность, долой целомудрие и т.д. В результате формируется «новый человек» – всё более поверхностная, страстная, себялюбивая личность, которая в каждом деле ищет удовлетворения своего эгоизма, старается всячески устраняться от любых обстоятельств, требующих терпения или смирения, и особо остро боится жертвенности… А степень деградации такой души зависит от той меры, в которой она усваивает весь комплекс страстей. Причем деформация личности даже взрослых людей в этом процессе – далеко не исключение.

Вопрос: Мне не совсем понятно: о какой «поверхностности» Вы говорите?

Ответ: Сегодня это свойство наравне с эгоизмом и самолюбием является одним из главных «ингредиентов», на которых замешано наше нехристианское отношение к жизни, поэтому проявляется оно разнообразно.

Давай обратим внимание, что в большинстве своем молодые люди уже не имеют навыка углубляться в суть процессов, имеющих место в их жизни – им важен только результат. Они поступают в ВУЗы не ради того, чтобы приобрети фундаментальные знания, а ради приобретения определенного статуса, чтобы потом тщеславно «козырять» двумя-тремя дипломами, ученой степенью и т.д. Но фактически в тех науках, по которым они в итоге кладут к себе в карман диплом, специалистами они так и не становятся.

Они ориентированы на получение быстрого результата. Поэтому в дальнейшем большинство из них имеют своей целью ускоренное и комфортное «совершенствование» своих социальных и материальных статусов. Это еще одна болезнь, о которой, в частности, упоминает и прп. Паисий Святогорец: получить много денег при минимальных затратах физического и умственного труда. Ведь не секрет, что подавляющее большинство людей сегодня ищут такую нишу, чтобы с легкостью много зарабатывать, сидя в ресторане за чашкой кофе или со стаканом виски.

А если упоминать о принципах современного бытия, то наиболее пропагандируемым является верховенство личных интересов каждого во всем. Но такая ориентация совершенно вымещает жертвенность из нашей жизни. Поэтому вышибаются и те столпы, на которых всегда держалось общество. В частности, разрушаются понятия любви и семьи. Молодые люди уже не хотят обременять себя семейной жизнью. Не хотят нести чью-то тяготу, не хотят ни перед кем иметь чувства ответственности или долга, а потому начинают жить, низводя понятие любви до уровня удовлетворения требований плоти, вернее своей блудной страсти. Надоело? «Напрягает»? Разбежались – и делу конец. А те, кто все же вступают в брак, не имея даже зачатков понимания о жертвенности, целомудрии, терпении, необходимости нести тяготы друг друга и не имея правильного христианского понимания о том, что такое семья, оказываются не в состоянии сохранить ее на всю жизнь.

Ведь, казалось бы, все у нас есть для нормальной жизни! Такой мощный технический ресурс! Мы научились мыслить в электронном режиме, нажимать на виртуальные кнопки, наращивать мышцы, менять черты лица, но вот только душа человека становится все более слабой, унылой и страдающей – уязвимой и напрямую зависимой от внешних деталей, обеспечивающих комфортное существование нашей плоти, которая тоже зачастую становится нашим идолом. ВОТ о чем мы всеусердно и самозабвенно заботимся! Мы прилагаем усилия, чтобы внешне совершенствовать свое тело и достигать желаемых форм: чуть ли не ночуем в тренажерных залах, вводим для себя инновационный рацион питания «здорового образа жизни», делаем татуировки и пластические операции, чтобы, сфотографировав себя во всех ракурсах, выставлять свое изображение на всеобщее обозрение в соцсетях. Но при этом мало кто трудится над спасением души… Ее здравие все больше и больше вытесняется из сферы наших жизненных интересов.

Вопрос: Но ведь о теле тоже нужно заботиться?

Ответ: Все должно быть на своем месте и в своей мере. Если душа, исполняя Волю Божию, будет освящаться Благодатью Святаго Духа, то это благотворно отразится и на состоянии нашего тела.

Вопрос: Ну а как же пост и поклоны, например? Ведь это тоже в какой-то мере и диета, и физическая нагрузка?

Ответ: Богоугодный пост, поклоны и бдения имеют своей целью непосредственное смирение нашей плоти, но исключительно с духовной целью: ради борьбы со страстями, гнездящимися в нашей душе. А о тех, кто соблюдает пост и кладет поклоны ради усовершенствования своего тела, да и вообще живет не ради духа, а ради плоти, Господь говорит: «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть» (Быт 6:3). Предупреждает и апостол Павел: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9).

Вопрос: Тогда создается впечатление, что современные «ценности» и установки жизни программируют нас на вырождение.

Ответ: Безусловно, инновационный алгоритм жизни, навязываемый нам сегодня со всех сторон, разрушает все, что создано Творцом: и самого человека, и порядок бытия, утвержденный Богом, и мир, в котором мы живем. Враг рода человеческого корпит над этим из века в век.

Вопрос: Вероятно, действительно человечество обретает свойства, противоположные христианским. Иначе как объяснить, что мы становимся настолько восприимчивы ко всякого рода злу, почитая его как норму? Ведь если вспомнить реформацию жизни, которую принесла нам революция 1917 года, то процент людей, ощущавших ее пагубность, был очень высок. Ведь не только христиане понимали диверсионность нового строя с его модернистскими правилами жизни, но и многие сердца, пусть маловерующие, но все же глубоко мыслящие, противились сочетанию с революционным духом. С большой сердечной болью люди отторгали обрушившиеся на них нововведения, требовавшие глобального переустройства внутреннего мира человека. Об этом свидетельствует не только история, но и литература, и поэзия тех времен.

Например, можно вспомнить строки, написанные Сергеем Есениным:

Не знали Вы, что я в сплошном дыму,

В разворочённом бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму,

Куда несет нас рок событий.

Ответ: Но заметь, что в то время с Богом боролись открыто: разрушая храмы, расстреливая христиан, всячески выкорчевывая веру из людских душ и сознания. А сегодня этот же процесс вернулся к нам в новом обличии: внешне – вроде бы и расцвет Православия, а сердца многих христиан переполнены духом неповиновения Богу. И чем больше мы напитываемся духом, «мiра сего», тем больше мы теряем бдительность и сопротивляемость всякого рода злу. И зачастую уже не можем определить, что для нас есть благо, а что – погибель.

Поэтому, если мы бездумно глотаем эту душепагубную «наживку», личность зрелого человека начинает деградировать, нисходя от скотоподобия до демоноподобия, а молодого – формируется вопреки евангельским заповедям и христианским добродетелям, удаляясь от Бога по тем же ступеням саморазрушения. Так человечество, вовлеченное в систему современного воспитания «нового человека», постепенно теряет свою человечность.

Я помню, как еще в 1966 году в журнале «Огонек» мне на глаза попалось стихотворение Евгения Евтушенко[4], в котором он коснулся этой же проблемы. Там были и такие строки: Остановись, идя вслепую, о население Земли!..

Остановись на полдороги, доверясь Богу, как судьбе…

Подумай, если не о Боге – хотя бы просто о себе…

Есть в нерешительности сила, когда вперед на ложное светило ты не решаешься идти…

И до сего дня я удивляюсь, как еще в то далекое советское время автор чувствовал пагубность мировых процессов, в которые вовлечены все люди, шествующие по жизни, оторвавшие свою волю от Воли Божией о себе.

Быть может, и не стоило так пространно говорить на эту тему, но, с другой стороны, всем нам – и пастырям, и пасомым – лучше обратить внимание на то, чем в большей или меньшей мере мы все больны. Ибо человеку полезнее сразу понять, чем повреждена его душа, чтобы начать путь своего воцерковления с правильной целью – освободить свою душу от грехолюбия. Потому что, к сожалению, большинство из приходящих в Церковь преследуют иную цель: чтобы к лучшему изменились не они сами, а обстоятельства их жизни. Но положить начало богоугодному пути никогда не поздно.

­­­
Подмена…

 

Вопрос: Но разве, становясь верующим, человек не меняется?

Ответ: Человек начнет меняться только тогда, когда станет верующим по-настоящему: т.е. оставит свои ложные представления о себе, о Боге, о христианстве, и поставит своей целью ежедневно изменять к лучшему свою душу. Но это может произойти и спустя годы после того, как он впервые переступил порог храма, а может и вообще не произойти: к сожалению, бывает и так, что некоторые десятилетиями воцерковленные люди так и уходят в Вечность, не став христианами по содержанию.

Вопрос: Странные вещи Вы говорите! Неужели даже воцерковленный человек «автоматически» не становится христианином?

Ответ: Во взаимоотношениях души и Бога «автоматически» ничего не бывает. Еще раз повторю слова апостола, который упреждает нас от псевдохристианства: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). А Дух Христов, принятый нами в Святом Крещении, сохраняется исполнением заповедей Христовых. Первая из которых по тексту Евангелия – «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:14). А покаяние – это исправление всей нашей жизни к лучшему.

Вопрос: Тогда что нам мешает?

Ответ: Наш внутренний ветхий человек, который плотно обосновался в сердце каждого из нас со своими страстями и пороками и не желает меняться. Поэтому, когда мы приходим в Церковь Христову, этот «оборванец» под стать себе и образ веры изобретает, мягко говоря, странный. Получается, как в той пословице: «каждый Иван имеет свой план».

Не секрет, что сегодня подавляющее большинство людей приходят от неверия к вере и переступают порог православных храмов с целью достаточно меркантильной: чтобы найти способ каким-то образом облегчить свое существование, т.е. обрести больше комфорта в земной жизни. Но «облегчить» свою участь мы пытаемся не путем искоренения мучающих нас страстей, а путем их удовлетворения, т.е. достижения какого-либо страстно желаемого результата: будь то морального, материального или даже телесного.

Вопрос: Вы хотите сказать, что мы усваиваем поверхностный образ веры?

Ответ: К сожалению, да. Причем не только поверхностный, но и искореженный. Ориентированные современным миром быстро и без особого труда достигать свои цели, мы даже не замечаем, что и во всяком другом деле начинаем искать ту кнопку, автоматическое нажатие которой принесет нам желаемый результат без всякого встречного требования к нам о каких-либо моральных или физических затратах. Поэтому, начиная действовать привычным образом, мы усваиваем не веру, а лишь некое обрядоверие – внешнюю форму.

Вопрос: Опять цели не те…

Ответ: Не те. Поскольку от своего обращения к Богу мы ожидаем лишь чудесного обретения каких-то магических результатов.

Вопрос: Это как?

Ответ: Привести пример? Их множество.

Как правило, если порог храма переступает уже не ребенок, то свои первые отношения с Богом он пытается вместить приблизительно в такую схему:

– Я приду в храм, куплю большую свечку, спрошу к какой иконе ее лучше поставить, чтобы точно помогло. Могу даже причаститься, а за это уже наверняка должно исполниться то желание, ради которого я вообще пришел в храм.

Или же в таком ключе, как еще один из вариантов:

– У меня финансовые проблемы, поэтому я дам кому-нибудь сто рублей как милостыню, а за это Господь, по идее, должен вернуть мне десять тысяч – ведь говорят же, что Он воздает сторицей!

Прямо таки коммерческий талант, а не вера, не правда ли?

Такой образ верования «замешан» не только на нашем эгоизме и поверхностности, но немаловажную роль здесь играет и усвоенный нами «дух мiра сего» с его принципами и новомодными технологиями, обеспечивающими нам комфортное достижение различных целей: ведь мы привыкли, что набор определенных, механически исполняемых, действий обеспечивает нам получение конкретного результата. А ведь такой «товарообмен» не имеет никакого отношения к тому, чего ждет от нас и хочет нам дать Господь! Но вот в оккультизме холодный «бартер» – это основной принцип.

Помню, как-то я пришел в один дом и на пороге наткнулся на веник, странным образом лежащий на пути. В ответ на мое недоумение без всякого смущения жена хозяина сказала:

– Не обращайте внимания. Это я положила, чтобы соседка не пришла!

Вопрос: И что – помогает?

Ответ: Я спросил ее о том же. Она с удовольствием ответила:

– Да! Я знаю, что произнести и как положить веник, чтобы не было непрошенных гостей.

Страшно то, что человек даже не задумывается, к «чьей» помощи прибегает ради того, чтобы исполнялись его задумки. Конечно, чтобы покрепче затянуть человека в свою «религию», диавол еще не так будет исполнять желания. Разве мало сейчас предложений приворожить, вернуть мужа в семью, привлечь деньги и тому подобной демонической кабалы, в которую нас приглашают люди, добровольно установившие прямые взаимоотношения с нечистой силой.

Конечно, обо всем этом непотребстве мы упоминаем лишь с одной целью – объяснить, с какими, мягко говоря, неправославными установками мы зачастую приходим в Православие. Надеемся на то, что приложим минимум внешних усилий, а желаемое исполнится: предвкушаем, что в обмен на свечку, паломничества по святым местам, телесный пост или автоматически, словно заговор, произнесенную молитву нам будет даровано не только исполнение наших грез, но и обеспечено спасение в Вечности. В таком искажении веры – наша беда: имея высокое мнение о своей воцерковленности, мы продолжаем разрушать свою жизнь, поскольку тот, кто упорно намеревается вместить православную веру в бездушный алгоритм магических действий, не сможет стяжать Благодати Святаго Духа до тех пор, пока не поймет своей ошибки и искренно не покается.

Вопрос: Но ведь такой образ веры – это плод банальных заблуждений! Вряд ли новичок в церковной жизни в состоянии сразу понять, что от него требуется на самом деле.

Ответ: А разве на этом этапе Господь многого от нас ждет? Разве не нянчит Он нас, словно младенцев? Подкрепляя наши первые шаги на пути веры, Он порой исполняет даже комичные желания.

Мне вспоминается, как один глубоко воцерковленный человек преклонных лет с улыбкой рассказывал мне, с какого «моления» начался его христианский путь:

– В молодости я просил у Бога: «Господи! Дай мне настолько привлекательную жену, которая бы и в старости сохранила стройную фигуру». И что вы думаете, даже сегодня, глядя на свою супругу, я понимаю, что Он исполнил мою просьбу до конца!

Конечно, привлекательность невесты не имела прямого отношения к спасению души тогда еще юноши, который вымаливал ее у Бога. Но, дав ему просимое, Господь укрепил его в вере; он понял: «Бог есть и слышит меня!» А после благодарное сердце молодого человека вывело его на истинно христианский путь покаяния, очищения, живого познания и любви к Живому Богу, –  чем в дальнейшем и освящалась его душа.

Поэтому начало пути воцерковления с разного рода меркантильных просьб очень распространено. А Господь, как Любящий Отец, поддерживает все наши «шажочки», несмотря на то что они, как правило, сопровождаются не всегда разумным требованием «дай-дай-дай». Но развитие дальнейших взаимоотношений с Богом зависит уже только от нашего благоразумия… И поскольку Господь хочет спасти для Вечности каждую душу, то долготерпеливо ждет, когда мы сами захотим измениться. Но мы не обращаем на это никакого внимания и слепо продолжаем искать для себя земных утешений, и к тому же ищем нехристианскими методами, ожидая, что Сам Господь будет удовлетворять наши страстные желания.

И если на этой ступеньке мы и останавливаемся, то начинаем очень сильно страдать, ошибочно полагая, что ради нашего успокоения должны измениться окружающие нас люди или обстоятельства жизни, будем по-прежнему страдать и, изнемогая, продолжать требовать от кого-то (от людей, обстоятельств и от Бога) только одного: «дай-дай-дай!» Конечно же, в таком болезненном состоянии нами всегда будет овладевать целый комплекс неудовлетворенных страстей во главе с самолюбием, недовольством, ропотом и неблагодарностью по отношению к Богу:

– Почему Ты не даешь мне того, что я прошу?! Я вот уже и свечку поставил, и три поклона положил, а ничего не изменилось! Я поисповедовался, причастился, а меня все равно не приняли на работу…

Или:

– Я пожертвование на храм сделал, а моя фирма все равно не выиграла тендер!

Или:

– Я попостилась, пособоровалась и заказала молебен, а муж все равно ушел от меня…

Или:

– Почему же десятилетиями я прихожу на исповедь с одним и тем же перечнем грехов, но ничего не меняется! Я молюсь Тебе, а Ты, Господи, не защищаешь меня и не наказываешь моих обидчиков!

К сожалению, так в церковной жизни и проявляются человеческие качества, усвоенные в духе современного мира: поверхностность, нетерпение, неблагодарность, любление быстрого результата, получение максимума удовольствия от минимального труда – и со всем этим багажом мы хотим ужиться в Православии.

Но истинные христиане живут не так… Нужно понять, что Господь призывает нас преобразиться внутренне: возжелать очищения от греховных качеств, чтобы, познавая себя, мы каялись в уже усвоенном себе зле, во всех своих ошибках, чтобы мы сами стали лучше, чище, терпеливее, любвеобильнее, чтобы через восприятие Духа Христова мы бы усвоили и Его добродетели, что помогло бы нам земным сокровищам предпочесть сокровище вечное – Царствие Небесное. Тем Православное вероучение и отличается от других религий.

Вопрос: А почему человеку нельзя дать все, что он просит?

Ответ: Потому что пока мы руководствуемся своими отрицательными представлениями о себе, о Боге и о вере, мы не можем преуспеть в христианстве, т.е. не можем получить Благодати Святаго Духа. Господь был бы рад нам ее дать! Но наша страстность и искаженный образ веры не допустят нам ее правильно принять и употребить себе на пользу. Получив желаемое, мы лишь укоренимся в своем ошибочном мировосприятии и потребительском образе взаимоотношений с Богом, закоснеем в своих страстях и пороках. А это лишит нашу душу возможности очиститься от всего греховного, возлюбить Господа и усвоить Его Дух, что определит и нашу судьбу в Вечности.

Вопрос: Так с какой целью нам нужно переступать порог православного храма?

Ответ: Целью воцерковления прежде всего должно стать очищение и освящение сердца – наше христианское совершенствование. Но и совершенствованию, и освящению должно предшествовать и сопутствовать твердое желание изменить СЕБЯ: освободиться от своего больного, ветхого человека с его нехристианскими качествами – и тогда наша жизнь найдет совсем иное, животворящее душу, русло.

 

Чего ждет Бог?

 

Вопрос: Знаете, но ведь часто бывает, что люди действительно предпринимают серьезные молитвенные труды, и цели их нельзя назвать меркантильными, а плодов нет.

Вот, например, мать молится об исцелении своего непутевого, заблудшего сына, одержимого тяжелыми страстями и пороками. Но годами, а может, и десятилетиями не получает просимого. Поэтому, находясь на грани отчаяния, она, страдая, и сама изнемогает, и сын ее мучается, продолжая падать, падать и падать под действием страстей.

Ответ: Если человек страдает душою, значит, есть какая-то ошибка в его взаимоотношениях с Богом. Или же по каким-то своим внутренним причинам он просто не может понять Его Промысла о себе.

А пример, который ты приводишь, – проблема достаточно распространенная в нашей жизни. Судя по всему, эта женщина считает себя духовно сведущей, а своего сына – несправедливо страдающим. Но если такая ситуация не находит своего разрешения уже долгие годы, значит, и причина, по которой она попущена им обоим, все еще правильно не осмыслена и не искоренена.

Вопрос: А какой может быть причина такого затянувшегося страдания?

Ответ: Основная причина любого страдания всегда в том, что скорбящая душа не установила подобающих взаимоотношений с Богом: не возлюбила Его всем сердцем, всей душой, всем разумением своим (ср. Мф 22:37) и не осознаёт этого.

Часто бывает так, что, молясь о своих непутевых детях, родители возлагают ответственность за мучающую их беду на Бога. При этом сами они не каются в том, что своей слепой ложной любовью, собственной страстностью и неразумием искалечили души детей, воспитав их эгоистами и гордецами в высшей степени. Поэтому, взрослея, их чада неизбежно усваивают те страсти, которые становятся «смирительной рубашкой» для их гордыни.

Вопрос: А о каких страстях идет речь?

Ответ: О посрамляющих мнимое величие гордецов – как правило, гневе, пьянстве, блуде, наркомании и т.д.

Вопрос: А зачем им такая «смирительная рубашка»?

Ответ: Чтобы душа не погибла. Поэтому, помогая им увидеть правду о себе, Своим Промыслом Господь старается «разбудить» и детей и родителей, чтобы те осознали собственное духовно бедственное состояние и, пока не поздно, занялись очищением и исцелением своих душ.

А поскольку наш Господь – Сердцеведец, то Он видит неправильное устроение сердца каждой молящейся матери. И если оно переполнено пристрастием к чаду, которое стало для нее идолом, а общение с ним – главным услаждением и утешением в ее жизни, то Господь ради очищения ее сердца вынужден послать скорби. Ведь Он хочет спасти их обоих и дать им Благодать Духа Утешителя, которая бы принесла им радость и в этой жизни, и в Вечности. Потому что сказано: «С ним есмь в скорби» (Пс 90:15).

Вопрос: Подождите. Но ведь если, к примеру, мать вычитывает в день всю Псалтирь – это же серьезный труд! Ну неужели все это – напрасные старания, которые не будут приняты Богом?

Ответ: Да, она прилагает много сил, но­ ее молитвы будут приняты как молитвенный труд, а не как покаянно-смиренное обращение к Небесному Отцу.

Вопрос: Почему?

Ответ: Потому что такие молитвословия эгоистичны, т.к. совершаются не в духе любви к Богу, а в духе саможаления и пристрастного отношения к своему чаду. Ведь вместо того, чтобы предать и себя, и своего непутевого сына в руки Божии – в руки Совершенной Любви, Отца, Вседержителя и Спасителя и благодарить Его за то, что Своим Промыслом Он исправляет ее же ошибки, она упорно просит, чтобы Господь исполнил ее желание – ее личную мечту о том, каким замечательным должно быть ее чадо и каким путем его нужно вести ко спасению!

А зачастую такие родители начинают противиться Промыслу Божию, рыдая, обращаясь к Нему уже как к карающей деснице:

– Господи, не погуби его!

Вот какая страшная молитва! Ведь получается, что такое сердце воспринимает Бога не как Спасителя, а как «губителя»!

Вопрос: Значит, наши молитвы и, так называемые, «подвиги» не имеют никакой ценности пред Богом?

Ответ: Господь говорит: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Притч 23:26). Он ждет от нас любви, а не холодных молитвословий, вычитывания кафизм, механически совершаемых поклонов и т.д.: ведь в такой «молитве» Господь интересует нас не как Бог нашей веры, надежды и любви, а как «золотая рыбка» – исполнитель наших страстных желаний. Хотя по Своей кротости Он бы дал нам просимое, если бы знал, что мы не обратим его себе еще в больший вред.

Вопрос: Но как понять, что молитва к Богу действительно от сердца?

Ответ: Сердечная молитва к Богу – это поклонение Ему «в духе и истине» (Ин 4:23) всем своим существом; это проявление живой веры, надежды и любви к Нему; это обращение к Богу как к Отцу, Спасителю, Промыслителю о нас. Вспомни пророка Моисея, который не открыл своих уст и не произнес ни одного слова, но ТАК возопил своим сердцем ко Господу о помощи, что тут же услышал ответ: «Что ты вопиешь ко Мне? …подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его» (Исх 14:15-16), – моментальный отклик Бога был результатом краткой сыновней молитвы любящего чада к своему Отцу.

А когда мы много молимся, но сердце свое отдали не Богу, а какому-нибудь объекту своего пристрастия, то исполняется другое слово: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф 15:8-9). И таким образом, из года в год, усугубляя свою сердечную боль, мы прилагаем ошибку к ошибке и никак не можем понять, почему наша молитва до сих пор не услышана.

Вопрос: А к чему все же в ситуации, как у той матери, направляет Промысел Божий?

Ответ: Вообще в подобное болезненное состояние попадает всякий христианин, не пытающийся познать себя и Волю Божию о себе. Ища реализации своей воли и своего плана спасения, он будет недовольствоваться всем, что происходит в его жизни вопреки его желаниям, а потому роптать на Бога из-за того, что, по мнению о себе, он заслуживает другой – лучшей судьбы, лучших условий жизни.

Поэтому если мы длительно претерпеваем какую-либо скорбь, то, обнаружив себя в таком бедственном состоянии, прежде нужно заняться исследованием чувств и желаний своего сердца: смириться, увидев собственное окаянство, исправить мнение о себе и о Боге, покаяться в своих греховных ошибках и заблуждениях, попытаться изменить образ своих мыслей и веры. Но в первую очередь исправить свои взаимоотношения с Господом!

Только таким путем можно уготовить почву нашего сердца для принятия Благодати Святаго Духа, с помощью которой, мы получим возможность выйти и укрепится на пути действительно христианском, проявляя любовь и благодарность к Богу.

Вопрос: Значит, раньше, чем человек не осознает свою ошибку, Господь не может дать ему Благодать, которой бы разрешилось мучительное для него обстоятельство жизни?

Ответ: Нет, не может. Иначе заполонившие его сердце страсти и пороки пустят свои корни еще глубже, что может обернуться для него страданием на всю беспредельную Вечность.

Вопрос: А почему Вы говорите, что первопричиной любого страдания является наше неправильное отношение к Богу?

Ответ: Еще раз напомню. Существует духовный закон: все то, чем человек в этой жизни хочет услаждаться, становится для него мучителем. Кроме того, если он страдает душою, значит, утратил любовь к Богу (при условии, что она у него была, конечно). Страдание – это вообще индикатор: та красная лампочка, которая сигнализирует нам о том, что любовь к Богу вымещена из нашего сердца чем-то другим, а значит, и с пути Христова мы свернули в другую сторону.

Вопрос: Чем, например?

Ответ: Греховным пристрастием к кому-нибудь или чему-нибудь другому. Потому что грех и Благодать Святаго Духа не могут уживаться в одном сердце. Если мы согрешаем, значит, тем самым проявляем свою нелюбовь к Богу. А если мы утверждаемся в таком состоянии, то страсти начинают руководить нами все больше и больше, отчего душа изнемогает и мучается.

Поэтому сердце, не стяжающее любви ко Христу, не может следовать за Ним, а значит, никогда не сможет стать обителью Духа Утешителя и будет страдать.

Вопрос: Но ведь любить тоже нужно научиться.

Ответ: Святые отцы говорят: если ты воздерживаешься от того, чтобы не согрешить, – это уже первая ступенька проявления любви к Нему. Но к этому нужно склонить свою волю – посвятить ее Богу, исполнению Его Воли о нас. А иначе наша жизнь не сможет приобрести или потеряет свое христианское содержание – ведь не напрасно сказал Господь: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12:30).

И не просто так Бог создал человека не только свободным, но и разумным. Дав нам свободу, Он не вмешивается, не насилует ее, не стесняет, не прельщает, а ждет нашего свободного изволения, как сказано в Откровении: «Се, стою у двери [сердца] и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3:20). Но если мы не отверзем Ему двери своих сердец, Он Сам не войдет. Господь настолько кроткий и смиренный, что Сам, без приглашения, не войдет!

Вопрос: А как нам понять, каким образом исполнить Его Волю в той или иной ситуации?

Ответ: Нужно помолиться с верой и надеждой на Него:

– Господи, вразуми, как мне в этом обстоятельстве поступить правильно. Я не знаю, недоумеваю. Дай мне благой помысел: что мне подобает творить и глаголать в этом деле?

Вопрос: Так просто?

Ответ: Сердечное обращение всегда просто. Но, несмотря на свою простоту, призыв: «Господи, вразуми!» – это очень серьезное обращение к Богу. Такой молитвой мы проявляем и веру в Бога, мы открываем двери нашего сердца, чтобы Христос вошел в него и начал с нами беседовать, дал нам благие мысли, желания, намерения и направил нас шествовать Его путем, для всех спасительным, возводящим душу к истинно христианскому совершенствованию, ибо Он сказал: «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Ин 14:6).

 

 

Апостол прямо говорит: «Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Его» (Рим 8:9). Всё. Этим всё сказано. Мы остаемся ни с чем. Если мы не принимаем Духа Христова – свойств, качеств Христовых – мира, любви, кротости, тихости, веры, воздержания, благости, снисхождения, прощения, терпения, долготерпения – т.е. всем нам известные добродетели, если мы не ставим себе целью приобрести в своей душе эти качества, и в первую очередь послушания Богу для того, чтобы исцелить в себе болезнь преслушания Богу, приобретенное нами с самого Адама (и с детского возраста до зрелого, когда мы серьезно задумаемся о своей жизни) – если мы не будем этим заниматься, то мы будем саморазрушаться, что есть медленное, верное самоубийство, потому что мы отсекаем себя от Источника вечной Жизни, от Духа Святаго.

 

 

[1] См. Лк 18:8: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»

 

[2] «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (Лк 18:11).

[3] Ср. 1 Ин 5:19.

[4] Совсем недавно, 1 апреля этого года, на восемьдесят пятом году жизни Евгений Александрович Евтушенко отошел в Вечность.