Яд неблагодарности. Часть четырнадцатая, заключительная.

«Всегда радуйтесь! За все благодарите! « (Фес 5:16, 18)

Наказание или врачевание?

Вопрос: Вы упомянули о том, что Господь благ ко всем, но средства вразумления применяет различные. От чего это зависит? Или пред Ним мы не все «на равных»?

Ответ: Характер действия Промысла Божия ВСЕГДА зависит только от степени духовного благоразумия каждой души. Господь ведет нас по земным дорогам Своим Промыслом, учитывая все нюансы, особенности каждого человека и степень духовной несвободы его сердца. Поэтому, попуская чему-либо случиться в нашей жизни, Он старается дать нам самую нужную «таблетку», предложить самое эффективное врачевство для того, чтобы обнаружились глубины нашего сердца, чтобы мы познали, каким духом наполнены, кому порабощены, – и возжелали освобождения. Соответственно, одному, для того чтобы взыскать путь спасения, достаточно услышать всего несколько строк из Священного Писания – и это навсегда изменит его жизнь. Другой – прислушается к слову и опыту других благочестиво живущих христиан. Третьему, чтобы задуматься о смысле жизни и наконец-то взыскать Бога, нужно оказаться в безвыходной ситуации: заболеть или понести иную тяжелую утрату. А четвертому, для того чтобы осознать степень своего глубочайшего падения, нужны только сверхъестественные вразумления. Нас очень много – и о спасении каждой души Господь заботится Своим Премудрым Промыслом. Подчеркну: заботится о нашем СПАСЕНИИ, а не наказании!

Вопрос: Да, но, судя по тому, что в мире происходит столько бед, как раз и возникает мысль о наказании: ведь в большинстве своем Бог предлагает нам довольно скорбные обстоятельства. И это сильно смущает людей. Часто звучит вопрос: «За что?!»

Ответ: Даже не думай в этом направлении, потому что Бог не является автором какого-либо злого умысла. Всякое зло, происходящее в нашей жизни, – это плоды нашего ошибочного выбора, нашей личной греховности, из которых Господь пытается извлечь для нас благо.

Вопрос: Ну как же? Жили не тужили, все было нормально, а потом – раз! Пришла скорбь – и жизнь разделилась на «до» и «после».

Ответ: Это значит, что «нормально» нам было во грехе, а последствия его нам не понравились. Господь же, видя наше неблагоразумие, очень часто сверхъестественным образом сдерживает силу действия зла, которому мы дали право над собой, а иногда попускает ему и случиться. Но попускает только тогда, когда видит, что эти скорби могут обратиться нам во благо: мы наконец-то увидим свои ошибки и начнем их исправлять.

Вопрос: Давайте уточним: от чего зависит мера и тяжесть попустительного вразумления?

Ответ: От степени укоренения зла в сердце человека. Кому-то, для того чтобы пересмотреть состояние своей души, хватит легких неприятностей, а кому-то, для того чтобы отречься от зла и обратиться к покаянию, потребуется не менее, чем смертельная болезнь.

Вопрос: Да, но бывает, что приходит какое-то объективное зло, перед лицом которого одновременно оказываются как праведные, так и неправедные. О каком благе была речь, например, в революции 1917 года? Сколько жизней она унесла! Сколько зверств, убийств, жестокости! Сколько святынь было поругано, какая хула изливалась на Бога!

Ответ: Да, с одной стороны, революция – это величайший план зла, закрученный сатаной, но ведь поддержал и реализовал этот план сам народ! А это значит, что к тому моменту большинство людей уже самоопределились – дошли до зверского, демонического состояния. И вероятно, из-за общенародного отступления от пути Божия Господь не стал предотвращать свершение этого человеческого выбора. Поэтому революция стала мощнейшим фильтром – в горниле ее испытаний каждый человек проявил свою суть: кто-то остался верным добру и, проявив христоподражательные качества мужества, смирения, терпения, верности Богу, взошел на свою голгофу и уподобился Христу. А кто-то выбрал зло и проявил звероподобные и демоноподобные свойства: ненависть, бесчеловечность, мстительность, жестокость, убийства, предательства, клеветничество, безумие и т.д., – одним словом, дошел до точки своего невозврата к Богу и обрек себя на муку вечную.

Вопрос: Хорошо, с попущением для участи богоборцев все ясно. А какой характер носил этот Промысел для благочестивых христиан: благой или попустительный?

Ответ: Промысел Божий благ в любом случае. Господь знал, что тем, кто верен Ему, это зло принесет еще большее вечное благо – эти души смогут утвердиться и окончательно засвидетельствовать свой выбор добра или зла в наиболее краткие сроки. И те, кто более всего желали спасения в Вечности, обрели свое спасение.

Вопрос: Вы говорите, что в горниле зла верные Богу обретали «еще большее благо». Можно ли уточнить, о чем речь?

Ответ: Благой Промысел о человеке, который уже идет путем благочестия, обусловлен его несовершенством в добродетелях, поэтому Господь будет попускать ему испытания ради того, чтобы научить уподобляться Христу все глубже и глубже. И если в начале пути человек обращается к Богу как раб, то по мере укрепления в добродетелях, этот образ взаимоотношений будет меняться: потом он будет служить Богу, как наемник, а затем уже полюбит Его и как сын. Ради этой высокой чести Господь заботится о нас – совершенствует наши сердца, чтобы принять нас в Своем Небесном Отечестве как сынов и дочерей.

Вопрос: А каковы цели попустительного Промысла Божия?

Ответ: Попустительный Промысел – это, фактически, Отеческая реакция Бога на наше греховное безумие, когда Господь пытается вернуть нас с пути заблудного, погибельного на путь спасения.

Вопрос: До каких пор Господь долготерпит?

Ответ: До тех пор, пока мы сами окончательно не отвернемся от Него, заботиться о нас Он будет непрестанно.

Вопрос: Вы говорите о точке невозврата? Чем она все же определяется?

Ответ: Точка невозврата наступает только тогда, когда человек решительно в какой-либо форме дает согласие на жизнь во зле: в прямом или косвенном взаимодействии с диаволом. Не нужно обольщаться: мол, нас это не касается. Да, в прямом общении со злом находятся колдуны, экстрасенсы, чернокнижники, сатанисты. А в косвенном – все мы, исполняющие волю своей плоти, греховных помышлений и удовлетворяющие свои страсти, потворствуя которым постепенно доходим до демоноподобия и внутреннего осатанения.

Вопрос: Да, но, если Господь терпит нас и таких, да еще и продолжает заботиться, значит, Он не теряет надежды на наше пробуждение от греховного сна?

Ответ: Промысел Божий действует на нас таким образом, чтобы исправить или усовершенствовать наш сердечный залог, устремления нашего сердца – развернуть его от зла к добру, от погибели к покаянию. Но последнее слово всегда за нами.

Вспоминается случай из жизни старца Захарии – последнего насельника Троице-Сергиевой Лавры перед ее закрытием в советское время. Пришла к нему одна раба Божия (его духовное чадо) с просьбой помолиться о спасении ее единственного заблудшего сына, который стал комсомольцем и примкнул к активным гонителям и хулителям Бога и Церкви. Мать была очень верующей, а соответственно, скорбела, плакала, молилась о своем заблудшем чаде. Старец согласился помолиться о нем и сказал:

– Придешь через неделю, я тебе скажу, что делать.

Через неделю он дал ей ответ:

– Господь очистит душу твоего сына только через болезнь. Иначе он никогда не вразумится.

– Батюшка, но как же так, он же у меня единственный! Может, еще помолитесь, чтобы вразумление пришло к нему каким-нибудь другим образом?

В следующий раз старец опять сказал ей:

– Нет, только через болезнь.

Все это время на уговоры матери сын ни разу не соглашался покаяться и примириться с Богом, наоборот, – озлоблялся все больше и больше. И когда она пришла к старцу в очередной раз, он сказал:

– Только через смертельную болезнь…

Стало понятно, что озлобление против Бога в сердце сына только нарастает, поэтому дальше избавиться от демонического духа будет уже практически невозможно. Мать согласилась. Вскоре любимый сын серьезно заболел, в этой болезни его сердце немного смягчилось и очистилось. Перед самой смертью он согласился, чтобы пришел священник. Молодой человек раскаялся, причастился и через несколько дней отошел ко Господу.

А значит, Господь не оставляет нас до тех пор, пока мы хоть немного боремся. Но, если мы отказываемся от покаяния и исправления своей жизни, отказываемся от стремления к добру и каким-либо образом свидетельствуем о своем выборе зла (как в случае с Евагрием, например), тогда наступает точка невозврата. Это именно та точка, до которой будет действовать долготерпение и Промысел Божий. И эту точку мы ставим САМИ.

Вот еще один похожий случай тех времен. Когда-то, еще в советское время, мне попалась самиздатовская книга «На крыльях веры». В ней были собраны реальные случаи, свидетельствовавшие о действии в нашей жизни Бога и диавола. Там был описан очень скорбный случай, произошедший в Москве. Была у верующей матери дочь – тоже комсомолка, гонительница, хулительница Бога и Церкви Христовой. Сердце женщины болело о судьбе дочери – и она тоже молилась Богу о том, чтобы Он хоть как-нибудь спас ее заблудшее чадо. И Господь попустил девушке болезнь: она слегла, но никто не мог поставить диагноз недуга. Врачи были бессильны помочь и выписали ее домой умирать. Господь знал, что подходит ее смертный час, а покаяния все нет, – и послал умирающей сверхъестественное вразумление: из нее полезли странного вида черви длиной до 15 см. с фиолетово-красными головами. Все это сопровождалось страшным смрадом.

Мать призвала священника для совершения таинств, но покаяния не было – девушка категорически отказывалась. Тогда священник поднес к ее устам крест и произнес:

– Примирись с Богом – поцелуй крест.

Но она презрительно отвернула голову. Когда батюшка отошел, несчастная душа тут же покинула тело. Ее труп, издавая невыносимый смрад, покрылся сплошь червями. Тело поспешили переместить в гроб, чтобы сразу его заколотить. Однако непостижимым образом черви начали ползать и по гробу. Причем исследовать их не удалось: за пределами квартиры они исчезали.

Вопрос: Это тоже было испытание?

Ответ: Для умершей ­– да. И она его не прошла: по злобе отвергла свой последний шанс примириться с Богом, и отвергла окончательно… А для окружающих это было вразумление. Преподобный старец Гавриил (Ургебадзе) говорил: «Раньше я всегда недоумевал, почему людей посещает так много скорбей, болезней, разных бедствий, а потом понял, что сокрушить камень мы можем только кувалдой. Поэтому и ожесточение человеческого сердца можно сокрушить только трагическими обстоятельствами, чтобы оно с покаянием обратилось к Богу».

Вопрос: Такой выбор всегда сопровождается смертью?

Ответ: Духовной – да. Физической – не обязательно. Ведь уже не имеет никакого значения, долго ли человек, избравший взаимодействие со злом, еще проживет на этой земле, поскольку свой выбор он уже сделал: основательно усвоил дух сатанинский и тем окончательно самоопределился в этой жизни. И поскольку Промысел Божий, как и Сам Бог, для таких людей остаётся невостребованным, Господь отходит от них, оставляя их души тому господину, которого они выбрали, чей дух усвоили. Такие судьбы заканчиваются плачевно, но это выбор самого человека.

Вопрос: Да, но, несмотря на разный духовный плод, в этих примерах оба молодых человека потеряли жизнь. Смертельные болезни – это одна из характеристик нашего времени. Люди умирают молодыми. Это очень печально! И о каком благе можно говорить, если молодая жизнь прервалась?

Ответ: Короткая земная жизнь – это самое что ни на есть благо. Она обеспечивает более чистое, блаженное бытие в Вечности. Причины, по которым прерывается земной путь, индивидуальны. Но в основном: Господь видит, что в дальнейшем сердце человека будет склоняться ко злу более стремительно и может окончательно отвратиться от Бога, чем обеспечит себе страшную муку на веки.

Вопрос: Тогда к какой точке невозврата идут маленькие дети? Их смертность тоже очень велика.

Ответ: Болезни или смерть детей – это вразумление и индикатор состояния родителей. А смертность велика, потому что Господь доверяет нам жизнь младенцев, но мы не можем воспитать их так, чтобы они спаслись, поэтому Бог забирает их до той поры, пока нет в них греха, – чтобы пред Престолом Божиим они радовались и молились о спасении своих родителей.

Вопрос: Но родителям это объяснить очень сложно… Зачастую это испытание они не проходят и озлобляются на Бога.

Ответ: А часто бывает и так: потеряли младенца – ропщут на Бога, а потом по своей злой воле делают аборт за абортом, убивая своих же детей…

Да, потеря ребенка – это испытание, в котором просто необходимо полностью довериться Богу. Мы, взрослые люди, забываем, что наши ближние уходят не в небытие – они уходят в жизнь вечную, а тем более младенцы. Об этом хорошо говорит прп. Ефрем Сирин: «Восприял некогда Спаситель наш детей на руки Свои, благословляя их перед сонмами народа, а тем показал, что любит Он детство, потому что чисто оно и далеко от всякой скверны. Благословен Вселяющий детей в чертоге Своем! Праведный видит, что лукавство умножилось на земле и над всеми владычествует грех, потому посылает Ангела Своего поять отселе сонм прекрасных детей и призывает их в чертог радостей. Как лилии в поле, пересаженные в рай дети и, как жемчужины в венце, переселенные в царство младенцы неумолчную воспевают там хвалу. Кто не будет радоваться, видя детей, отводимых в Брачный чертог? Кто станет оплакивать юность, если избегает она греховных сетей? И нас, Господи, вместе с ними возвесели в брачном чертоге! Хвала Тому, Кто изводит отселе юность и переселяет ее в рай! Хвала Тому, Кто поемлет детей и оставляет их в чертоге блаженств! Безопасно там радуются они». Поэтому родителям, чьи чада ушли в Вечность, нужно благодарить Бога, переселяться мыслью в Небесное Отечество и стремиться жить благочестиво, чтобы наследовать блаженную участь рядом со своими детьми. А Промысел Божий о человеке всегда сообразуется его сердечному устремлению. Как говорит свт. Тихон, «если человек ищет спасения, то ради этого сердечного залога он спасен будет», а, зная такое устремление этого сердца, Господь будет подавать ему всё необходимое для того, чтобы сокровенное желание воплотилось в реальность. Он найдет НАИЛУЧШИЙ способ, которым, в случае благодушного терпения, душа человека сможет очиститься от страстей и войти в Вечную радость Господа своего. Это будут тесные обстоятельства, но какие именно – не суть важно. Главное, доверять, терпеть и благодарить!

 

«Довольни сущими»…

Вопрос: Знаете, но чаще всего мы ропщем от того, что не понимаем, зачем и за что нам в жизни попускаются те или иные ситуации. Очень сложно различить любовь и заботу Божию в тот момент, когда с тобой происходит что-нибудь, сотрясающее душу.

Ответ: Всё, что ни делает Господь, Он делает к лучшему. Нужно доверять Ему и не требовать от Него отчетов о Его действиях.

Вопрос: Ну а разве плохо знать, как и о чем именно промышляет Господь в нашей жизни?

Ответ: Знания человека всегда ограничены! А тот, кто во взаимоотношениях с Богом стремится руководствоваться знаниями, всегда будет требовать объяснений, а в итоге начнет страдать – станет заложником собственной духовной немощи и ограниченности. Такая модель познания Бога неизбежно приведет нас к неправильному восприятию происходящего, а соответственно, к ропоту – со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.

Мне сейчас вспоминается случай, когда действие благого Промысла Божия я воспринял, мягко говоря, с недоумением. Это произошло в горах более двадцати лет назад. В тот период времени наша пустынническая жизнь была покрываема духовным и молитвенным попечительством схиархимандрита Виталия (Сидоренко, † 1992). Как многим известно, пустынническая жизнь требует немалых трудов. У нас возникла потребность расчистить и выровнять небольшую площадку на расстоянии около километра от кельи, но выполнение этой задачи по многим причинам было надолго отложено.

Прошло несколько лет, и в один из подходящих дней я наконец-то собрался идти на обусловленное место, чтобы расчистить площадку. Перед выходом я помолился – и мне пришел помысел: «Не спеши, не спеши, а то тебя сюда принесут», – это был первый тревожный звоночек, я насторожился. Перед выходом на совершение предстоящего дела я взял благословение и у своего брата иеромонаха.

Добравшись к обусловленному месту, я снова помолился. Передо мной стояла задача спилить несколько деревьев. Призвав молитвы молящихся обо мне, я начал работать – и первое же дерево упало так, что, соскользнув по другому стволу, ударило меня по голени. То, что я получил перелом, понял сразу: кость сломана, колено выгнуто в сторону. Оговорюсь, что для пустынника сломать ногу – смерти подобно. Это значит, что инвалид, прикованный к полу своей кельи. Ни воды принести, ни печку затопить сам уже не можешь…

Вокруг – ни души. Как пробираться сквозь дебри по косогору, непонятно. Физически меня подташнивало, но главное, что в душе началась борьба. Один помысел говорит:

– Благодари!

Второй помысел препирается:

– За что благодарить? За перелом? Волка кормят ноги и пустынника тоже! Как же ты будешь жить в пустыни с поломанной ногой?

– Нет, все равно благодари!

– Как это?! За что благодарить?! Я же все сделал как надо! Ну почему? За что?

Наверное, несколько минут, как два барана, бились во мне эти помыслы – это действительно была очень напряженная внутренняя борьба мыслей и чувств. Но все же с Божией Помощью произнес:

– Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Но мысленная атака продолжалась:

– Ты что, дурак?! За что?! За что же ты благодаришь?!

Но по мере того, как я отодвигал этот напор рационализма и опирался на веру и доверие Богу, мысленная брань становилась все слабее и слабее. Потом, вытащив из рюкзака веревочку, я зафиксировал ею три веточки вокруг перелома и пополз по направлению к келье. Потом навстречу мне пришли братья и донесли меня в скит.

Помолились, осмотрели ногу. Было очевидно, что переломлена и очень сильно смещена малоберцовая кость, но кожа выдержала: была натянута, но не лопнула. Я попросил отца Николая попытаться вправить мне перелом, но ничего не получилось, только ситуация еще усугубилась тем, что лопнул сосуд и образовалась огромная гематома. Сделали из дощечек подобие шины и прибинтовали ее к ноге.

Я еле уснул. А ночью вдруг почувствовал, как кто-то довольно сильно дернул мою больную ногу. От боли я вскрикнул, проснулся, но так и не понял, что это было. Через некоторое время я снова уснул и вновь уже четко почувствовал, как крепкая мужская рука дергает мою поломанную кость. Это повторилось и в третий раз: чьи-то крепкие руки вправили мою коленку. В тот момент я почему-то был уверен, что это был отец Виталий…

Кое-как спуститься в город и сделать рентген мне удалось только через девять месяцев. Мои предположения подтвердились: это был перелом малоберцовой кости в средней трети, а в верхней трети была отломана ее головка. Но всё это оказалось составленным правильно! Вокруг перелома уже образовалась хорошая костная мозоль, но головка не приросла – отстояла на два сантиметра. Именно ее тогда, ночью, кто-то чудесным образом поставил на место. По-видимому, боковые связки в коленном суставе были порваны. Врачи сказали, что, если я хочу в дальнейшем иметь возможность более или менее нормально ходить, необходимо делать операцию: шурупом прикрепить головку к телу кости, а сбоку зафиксировать сустав искусственной связкой. Операция предстояла бы сложная – и сухумские врачи за нее не взялись, сказали ехать в Краснодар или Москву. Никуда я, конечно, не поехал… Подумал: «Всё в руках Божиих: и я, и ноги мои…»

Прошло время, и, когда мне сделали повторный снимок, травматолог сказал: «О, какой ты счастливчик!» – оказалось, что из большой берцовой кости в коленную ямку пророс большой шип, который и зафиксировал мое колено! Я опять благодарил Бога! Колено продолжало болеть, но я был рад тому, что хотя и хромал, но мог передвигаться сам.

Однажды я приехал в Ново-Афонский монастырь и пошел с братьями на источник св. Симона Кананита. Помолился святому, полностью окунаться не стал – просто полил водичкой голову, затем свое колено… И почувствовал, что боль отступила! Сразу!

С тех пор я перестал хромать. И вот по сей день я и хожу, и работаю в полной мере, как будто перелома этого и не было вовсе. Иногда, правда, бывает, что колено уходит в сторону, словно на вывих, – это малоприятно, но, по крайней мере, я на ногах уже почти двадцать лет. И слава Богу!

Вопрос: Так в чем же был Промысел Божий?

Ответ: Вот и я долгое время не мог понять, в чем здесь был Промысел Божий, и оттого моя душа иногда пребывала в смущении. Я недоумевал: «За что? Почему? Для чего?» – но никак не мог найти причину. Ведь все сделал, как положено: взял благословение у старца, благословение у иеромонаха, сам помолился… Почему же я сломал ногу? И только где-то месяца через полтора получил вразумление: «Этот перелом – щит для сохранения твоего сердца», – тогда-то я все понял!

Дело в том, что за год до того я перенес инфаркт, но продолжал регулярно поднимать на гору тяжелые ноши. Бывало такое, что иду с увесистым рюкзаком за спиной – и десять часов подряд у меня болит сердце. Я понимал, что это серьезно, но собратьев было мало – и перевалить на них это тяжелое дело я позволить себе не мог. Нужно было трудиться самому. Фактически, сам того до конца не сознавая, этими ношами я медленно себя убивал. Поэтому, ради того чтобы сохранить мне жизнь, этим переломом Господь дал мне девять месяцев вынужденного покоя, чтобы мое сердце хоть немного восстановилось. Вот так Господь меня глупого и вразумил! Вот такая школа жизни.

Вопрос: В данной ситуации носить ноши, хотя Вы и заповедь выполняли, – это было безрассудство?

Ответ: Безрассудство с моей стороны было в том, что после инфаркта необходимо было дать себе хоть какой-то отдых. А поскольку я не внял благоразумному рассуждению о сохранении своего здоровья, то Господь обеспечил покой моему сердцу иным образом. Точно как в пословице: «Если глупому не доходит вразумление через голову, то дойдет через ноги». Слава Богу за то, что Он ТАК обо мне позаботился!

Вопрос: А какой главный урок Вы вынесли из этого случая?

Ответ: Во-первых, тогда я еще раз на собственном опыте убедился в истинности святоотеческого учения: все, что с нами ни делает Господь, Он делает нам во благо! А все, что мы делаем по безрассудству, без правильного духовного рассуждения, мы делаем себе во вред.

Во-вторых, я понял, что нельзя мучить свою душу вопросом: «Почему же так произошло в моей жизни?» – нужно было сразу врачевать свое сердце не поиском ответа на этот вопрос, а ДОВЕРИЕМ и БЛАГОДАРНОСТЬЮ!

Вопрос: Но все же Господь дал Вам ответ!

Ответ: Он дал мне его, врачуя мою душевную немощь, чтобы я тверже уверовал в то, что Господь ВСЕГДА благ! А Отеческий Промысел Его о нас до конца непостижим!

Поэтому еще раз повторюсь: любовь Божию мы должны постигать не разумом, а ВЕРОЙ! Потому что только вера не ограничена, как и Сам Господь.

Вопрос: Скажите, а когда прекратится вот это «горе от ума», уводящее нас от Бога?

Ответ: Когда мы примем за аксиому, что все совершающееся в нашей жизни вне нашей воли – это не стихийное стечение несправедливых, горестных ­обстоятельств, а промыслительная КОРРЕКТИРОВКА ошибочно выбранного нами погибельного маршрута следования (точнее, попытка развернуть вспять траекторию нашего трагического полета в «кювет»). Только ухватившись за Ризу Христову, наша душа умиротворится и возрадуется, что бы ни происходило вокруг.

Может ли не радоваться душа, осознав, что у нее есть Премудрый Любящий Отец, в неусыпном Промысле Которого все обстоятельства ее жизни? Конечно, сделав для себя такое открытие, нужно сразу начинать благодарить Бога за Его благую неустанную, долготерпеливую заботу! И если воспитать в себе свойство благорасположения ко всему: пришла ли какая-нибудь скорбь, случилась ли потеря, настигла ли нас клевета, оскорбление или болезнь, – мы будем знать, что сердцу, которое благодарно доверяет Богу, Его Отеческой Любовью все это рано или поздно обратится во благо.

И потому, веруя в Премудрость и Благость Божию, мы начинаем благодарить: «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе! Достойно по делам моим приемлю. Помоги мне все претерпеть с благодушием. Я благодарю Тебя за то, что в этих скорбях Ты не только освобождаешь мое сердце от грехолюбия, но и в том, чтобы потерпеть, подаешь мне возможность хоть в малом уподобиться Тебе: тому, как, проходя земной путь, ради нашего спасения Ты терпел неисчислимые скорби. Ты и по сей день терпишь наше предательство, малодушие, ропот, всю черную неблагодарность рода человеческого – помоги и мне потерпеть!»

Если мы постараемся настроить свое сердце на такие взаимоотношения с Богом, то со смирением и упованием на Его Благость начнем благодарить Его уже осмысленно и искренне. А в состояние покаяния и благодарности наша жизнь начинает меняться ко благу уже только потому, что меняться качественно начнет наше сердце. Потому что благодарность изгоняет из сердца уныние, мрак, печаль, а тем более такие страшные грехи, как нелюбовь к Богу, ропот на Него, недовольство Его заботой, самооправдание и поиск причины своих скорбей во всех окружающих… Многое множество грехов отпадают от благодарной души, освобождая ее от демонического плена и возделывая ее почву к восприятию Святаго Духа-Утешителя. Так мы возвращаемся на главный путь нашей жизни – в «объятия Отча».

Вопрос: Скажите, как правильно настроить свое сердце, чтобы посреди житейских бурь оно приобретало бы душевный мир, благодушие и наконец-то научилось благодарить?

Ответ: Апостол Павел говорит: будьте «довольни сущими» (Евр 13:5) – т.е. довольствуйтесь тем, что получаете от Промысла Божия каждый день. Ведь когда человек начинает понимать, что при благоразумном духовном переосмыслении своих проблем, даже великие беды могут принести ему благо, тогда коренным образом меняется его мировоззрение, мировосприятие, его отношение к себе и отношение к Богу. Тогда уничтожается конфликт нашей воли с Волей Божией. Тогда появляется прекраснейшая симфония, ибо творение покоряется Творцу – человек познает своего небесного Отца и вверяет Ему себя, свою временную и вечную участь. Только тогда начинает формироваться настоящий христианин – последователь Христов. Тогда зарождается настоящая благодарность, которая превращается в торжество и ликование души. А обновленная душа живет и радуется о том, что в своем Творце и Боге наконец-то обрела полноту своего бытия! Наконец-то она утешается Благодатью Святаго Духа – истинным и вечным утешением! «И радости вашей никто не отнимет от вас» (Ин 16:22).