Яд неблагодарности. Часть четвертая.

«Неадекватность и реальность»

 

О духовной неадекватности…

 

Вопрос: Вы говорите, что жизнь, лишенная сознательной связи с Богом (т.е. духовного смысла), лишает человека возможности мыслить адекватно реальности. Ну почему тогда мы этого не осознаем и не принимаем? Ведь даже чтобы только задуматься на эту тему, прежде приходится подавить в себе немалый внутренний «протест».

 

Ответ: Потому, что нам удобно жить по своим правилам, декларируя свою мнимую «свободу». Но уже один тот факт, что человек не считает себя божественным творением, автоматически обнаруживает его духовное помрачение – неадекватность – недееспособность.

 

Вопрос: Простите, но то, что Вы сейчас с такой легкостью применили понятие «недееспособности», немало смущает… Оправданы ли такие серьезные «диагнозы»? Это же своего рода синоним «безумия» и почти приговор! Давайте определимся… Ведь общеизвестно, что недееспособным человек признается лишь тогда, когда в силу возраста или психического расстройства он является не вполне адекватным относительно норм поведения, установленных государством.

 

Ответ: Можно сказать, что эти состояния тождественны, т.к. духовная «недееспособность» – это характеристика поврежденного грехом сознания, которое человек обретает в результате неверного, неадекватного восприятия самой жизни и Промысла Божия о спасении его души. Начинается такая неадекватность с неправильной оценки Самого Бога и преступно-небрежного отношения к Нему. А на этой болезненной «почве» развивается следующий «фактор риска»: неправильное понимание своего предназначения Свыше и искаженное восприятие обстоятельств жизни.

Поэтому духовная «недееспособность» развивается в сознании тех людей, которые живут вопреки истинным ценностям: пренебрегая смыслом и отдаляясь от целей земного бытия, установленных для человека – венца божественного творения – его Творцом.

 

Вопрос: То есть, такой «диагноз» свойственен тем, кто, как Вы говорили, живет, доверяя своему разуму больше, чем Божественному?

 

Ответ: Да. Причем такая жизненная позиция – это заведомо абсолютная утопия.

 

Вопрос: Что? Без вариантов?

 

Ответ: Есть сомнения? Хорошо, давай задумаемся: если единственный Источник и Податель истинных благ – это Тот, Кто сотворил небо, и землю, и все сущее на ней, то что истинно доброго может достичь человек, пренебрегающий Его непрестанной заботой и заповедями?

Вот скажи, когда уже нам – таким образованным – станет понятно, что в земной жизни, на всех ее уровнях: личном, семейном, общественном, государственном, – действие духовных законов первично? Духовных! А не человеческих.

Хотим мы этого или нет, учитываем или не учитываем, но никто из нас изменить порядок, установленный Богом, не сможет никогда – а вот растрачивая на это жизнь и силы, душу свою погубит. К тому же попытка навязать миру «свои» правила бытия для каждого новоявленного «законодателя» окончится печально: т.к. любой путь, уводящий человека от Бога, ведет к безумию и страданиям.

Причем такое «инакомыслие», в конечном счете, обречено быть посрамленным. И за примерами далеко ходить не надо. Можно просто вспомнить некогда высшего из херувимов, который в результате своего оппозиционного Творцу «законотворчества» стал диаволом – основоположником ада и учредителем геенны огненной. Ад – это тупик всех ложных человеческих «свобод». Поэтому всем, кто экспериментирует с изобретением собственных «истин» бытия, нужно учесть следующее: в ад человека приводят его воля и свобода, которые в земной жизни разошлись с Источником жизни и радости – Богом – навеки. Хотя, как говорят: «За что боролись…»

 

Вопрос: Приложи, Господи, нам веру! Мне все же кажется, что на деле многие не смогут смириться с мыслью о том, что их мировосприятие может быть духовно неадекватным.

 

Ответ: Вот это плохо: очень жаль потерянного времени! На этом пути лучше не задерживаться, т.к. рано или поздно неадекватность может вступить в фазу необратимости. Поэтому для того, чтобы жизнь вокруг нас изменилась, хорошо бы каждому трезво «проэкзаменовать» себя на эту тему и, если признаки духовной неадекватности налицо, – поспешить в покаянии ухватиться за ризу Христову и начать исправлять эту ошибку. Повторюсь – пока не поздно…

 

Вопрос: Но для того, чтобы человек признал за собой такой диагноз, потребуются очень весомые аргументы.

 

Ответ: А какие ЕЩЕ человеку нужны аргументы, чтобы убедиться в том, что без своего Творца и Бога он обречен?

Думаю, достаточно будет обратиться к рассуждению. Возьмем две сферы взаимоотношений: «человек и государство», «человек и Бог». Что получается? Если человек не в состоянии осмысливать и исполнять нормы поведения, учрежденные органами власти в законах государства, то мы с легкостью готовы признать его неадекватным и ограничить в свободе действий. Или если человек пытается пренебрегать законами физики, которые сформулированы учеными, и, например, вопреки закону всемирного тяготения пытается воспарить с девятого этажа ввысь, – то, ограждая его жизнь от опасности, мы тут же признаем его неадекватность, определяя ему место в психлечебнице.

А когда человек безрассудно ведет себя пред Очами Божиими, всем своим существом пренебрегая и нарушая духовно-нравственные законы своего Творца и Бога: приумножая грех, лишая себя и своих ближних нормальной жизни, обрекая свою душу на погибель и вечные мучения, – то для того, чтобы признать его духовно неадекватным, мы дерзаем требовать особых доказательств и аргументов?!

 

Вопрос: А это все, вообще, лечится?

 

Ответ: Что лечится? Воля человека, осуществляющая такой выбор?

Духовная неадекватность – это последствие безрассудного доверия своему мнению и добровольного самоотлучения от Бога. Поэтому пребывание в состоянии такого заблуждения в той или иной мере будет всегда ввергать человека в страдание. Ну как, например, может не пострадать ребенок шестилетний ребенок, убежавший от родителей «на свободу»?

 

Вопрос: По сути Вы сейчас говорите, что доверие себе – это заблуждение?

 

Ответ: Когда воля человека идет против Воли Божией о нем, но при этом отстаивает свою «правоту» – то да, конечно. К сожалению, большинство из нас оценивают жизнь по-своему: сколько людей, столько и мнений о «правильности» бытия. Но повторюсь: любое самосочиненное мировоззрение всегда «пропитано» ядом ложных идей, духом неверия и неблагодарности.

Святые отцы говорят, что по замыслу Божию истинная цель земного бытия человека заключается в познании своего Творца и уподоблении Ему, в познании Любви Божией во всех обстоятельствах жизни и искренне благодарном отклике на Его заботу. Но, конечно, если человек неправильно воспринимает не только Бога, но и самого себя, то он не сможет распознать, что для него есть добро, а что зло. В результате он будет сильно заблуждаться в оценке обстоятельств жизни – и от этого нагнетание драматизма в его сознании будет бесконечно усиливаться, принося страдание и ему самому, и людям, его окружающим.

 

Вопрос: Мне все же кажется, что «неадекватность» – это слишком серьезный диагноз и его нельзя ставить по каким-то общим признакам. К тому же любая неадекватность развивается не на почве «нежелания», а на почве «неспособности» пользоваться правами и исполнять обязанности. Поэтому я все же надеюсь, что еще не весь мир сошел с ума?

 

Ответ: Однако хорошо бы принять к сведению, что в ряде случаев «неспособность» развивается именно на почве упорного «нежелания». Так и получается, что, не желая познать своего истинного предназначения, и, насколько это возможно, Бога, человек теряет способность жить «по-человечески».

 

Вопрос: «По-человечески» – это как?

 

Ответ: По закону и согласно предназначению, которое даровал человеку его Творец – т.е. по-христиански. Мне кажется, наша основная проблема в том, что, декларируя свою свободу от предлагаемых нам заповедей и выбирая правила существования по принципу «что хочу, то и ворочу», мы упускаем из виду, что Бог остается нашим Творцом на все времена. За девять месяцев через родителей Он сотворил нас сынами человеческими, а в течение срока нашей земной жизни (допустим, за 90 лет) старается сделать нас сынами Божиими – именно ради этого нам дана земная жизнь. Таково высокое предназначение человека! Но мы, ослепленные своим безрассудством и неблагодарностью, сопротивляемся, причем упорно, а порой и агрессивно… Как говорит Священное Писание: «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс 48:13).

А разве могут быть не болезненными и не трагичными плоды разногласия воли человеческой и Воли Божией? Поэтому для духовной природы любое отклонение от Высшего замысла – это уже явление по своим последствиям бедственное и трагическое, разрушающее всю гармонию бытия: не только временного, но и вечного. Ведь, объявляя себя «творцом своей судьбы» и поэтому по своей неразумной воле отпадая от Бога, «венец Божественного творения» начинает уподобляться скоту, зверю, а в итоге и демону.

Так что, как абсурдно бы ни звучал такой вывод, необходимо признать, что духовно неадекватными мы становимся по собственному желанию – т.к. прежде всего неправильно распоряжаемся дарами, которыми столь щедро нас наделил Господь: разумом, волей и свободой выбора. Недаром прп. Марк Подвижник говорит: «Лютейший враг человека – это он сам… Ибо никто не может повредить человеку, если он сам себе не навредит».

 

Неужто «сумасшедший дом»?

 

Вопрос: То есть Вы хотите сказать, что пред Очами Божиими мы становимся добровольно сумасшедшими?

 

Ответ: Не только пред Очами Божиими. Наше сумасшествие влечет за собой последствия вселенского масштаба. Действительно, поврежденная человеческая воля изуродовала мир, созданный Господом с такой Премудростью и Любовью, до неузнаваемости. Старец Паисий Святогорец говорит: «Да простит меня Бог, но мир превратился в самый настоящий сумасшедший дом. О жизни иной [духовной] люди не думают – они лишь ищут себе все более и более материальных благ. И поэтому они не находят покоя…»

 

Вопрос: Ну как же?..

 

Ответ: Беда в том, что по причине неверия или, точнее, недоверия Богу, мы совершаем ужасную ошибку. И как можно назвать ее последствия, если Сам Бог соделался человеком для того, чтобы человека соделать богом, – а мы этот величайший дар, эту чрезвычайную честь отвергаем?!

 

Вопрос: Подождите… Ну вот, допустим, я живу, как сам считаю нужным, и просто не задумываюсь о духовных законах, потому что мне хватает житейского опыта, интеллекта и эрудиции. Я вполне «владею ситуацией» и способен даже в сложных обстоятельствах трезво рассудить, что для меня есть «благо», а что – «вред». Я так прожил не один десяток лет, достиг высокого социального уровня и положения в обществе. Неужели в таком случае речь так же может идти о неадекватном восприятии мною действительности?

 

Ответ: Вынужден тебя огорчить, но, к сожалению, это так. Хотя постановка вопроса не совсем правильна. Процесс развития духовной неадекватности зависит не от интеллектуального уровня, а от системы принятых за основу жизни целей и ценностей, т.к. неспособность правильно рассуждать и оценивать Божественный Промысел развивается в человеке по мере его удаления от Бога как от Истины: истинного познания, истинного пути, истинного смысла жизни с ее истинной целью и ценностями.

Святитель Феофан Затворник говорит о нескольких степенях отпадения человека от Бога, из которых: «Третья степень ниспадения – плод двух первых [богозабвения и осуечения своими помышлениями] – омрачение внутреннего человека… где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством зависимости от Него всесторонней, вся духовная жизнь вечноценная. Вместе с осуечением помышлений идет и омрачение всего человека. Правила жизни устанавливаются несогласные с совестию, – и совесть заглушается, страх Божий отходит, и помышление о Боге не занимает; вместе с этим и здравые истины о Боге забываются и темнеют, равно скрываются истинные понятия и о самом человеке, о значении его и целях его. Внутри водворяется полный мрак. Да туда и не заглядывает осуеченный человек: и некогда, и неприятно. Он весь вовне».

 

Вопрос: Но ведь мы смотрим по сторонам и видим достаточно много позитивных добрых людей. Верующих среди них тоже немало… Как-то сложно представить, что за внешним благополучием скрывается серьезная духовная несостоятельность.

 

Ответ: А что в этом удивительного, если, как правило, своим кумиром и объектом для подражания, мы выбираем каких-нибудь в нашем понимании красивых, умных или успешных по меркам современной жизни людей? В поисках «нормы» мы склонны сравнивать себя друг с другом: по сути, один грешный человек сравнивает себя с другим грешным человеком, – а в результате такого анализа рождаются новые, современные каждому поколению, человеческие «заповеди» жизни. Вот их-то мы принимаем с легкостью…

 

Вопрос: Почему?

 

Ответ: Потому что находим в них оправдание своим страстям: «Если так поступает большинство – значит, это нормально!» Но такое оправдание «законов» современного бытия имеет скрытой целью удушение голоса совести и возведения владеющей нами греховности в статус общепризнанной «нормы».

 

Вопрос: А если бы человек не склонялся ко греху?

 

Ответ: Отрицаясь от греха, в своем подобии Богу человек оставался бы прекрасным! Его нравственная и духовная чистота сохранила бы мир совершенным. Но воля человека сначала склонилась ко злу, а затем оправдала его… Так что за безумие, которое сегодня завоевало и продолжает разрушать мир, «проголосовали» именно мы.

 

Вопрос: Странно, что грех прародителей возымел такие последствия для всего человечества.

 

Ответ: Но для того же человечества наши с тобой грехи имеют не меньшие последствия. Любой грех похож на инъекцию с ядом. Внешне его проникновение может быть незаметным, но это начало смертоносного воздействия, главным объектом поражения которого является душа, т.к. именно она вечна.

Отравляя собой все живое и доброе, грех меняет все внутри самого человека. Согрешая однажды, мы меняемся внутренне: избирая зло, приобретаем греховную привычку. И такое уродство души приносит страдание до тех пор, пока не покаемся.

И если вовремя не воспротивимся – грех принесет нам смерть (не только во времени, но и в вечности). Но прежде, постепенно умерщвляя весь организм, он доведет до полного расстройства величайшие дары, которыми из всех живущих на земле существ был наделен лишь человек: разум и волю… Когда они парализованы, наступает безумие: оправдывая свои желания как норму, мы начинаем желать того, что принесет нам смерть…

Поэтому, зная склонность поврежденного человеческого естества ко греху, Любовь Божия установила для нас заповеди жизни – т.е. ее правила: запреты и наставления, – придерживаясь которых можно избежать духовного помрачения, болезненного существования и гибели от яда греховного.

 

Вопрос: Да… К сожалению, мало кто понимает значение греха таким образом…

 

Ответ: А в результате идеалы христианской нравственности постепенно становятся для нас чуждыми и неприемлемыми. Общество духовно гибнет, но присущая этому процессу глубокая неадекватность щедро поощряет его участников жестокими иллюзиями о благополучии… Причем о воцарении такого всеобщего безумия преподобный Антоний Великий предупреждал еще в IV веке: «Настанет время – и люди вознедугуют. Тогда больные скажут здоровому: «Ты болен больше других, потому что не похож на нас»».

 

Вопрос: То есть «всяк человек ложь»? А есть ли шанс жить в этом мире и не увлечься ложью?

 

Ответ: Только один: принять за аксиому память о том, что свою целостность и адекватность человек может сохранить только тогда, когда стержнем и главным ориентиром его жизни станет образ и пример Самого Христа, Его Новый Завет – заповеданная нам христианская нравственность и чистота.

 

Кто неразумен: я или Господь?

 

Вопрос: Но тогда, оценивая степень нашего приближения или удаления от Господа, давайте все же учитывать и то, что далеко не все заповеди легко исполнить…

 

Ответ: Скорее, не заповеди тяжелы, а человеку просто не хочется трудиться над тем, что не представляет для него особого интереса и не является для него целью.

Какое, например, оправдание мы найдем себе, рассуждая об исполнении такой заповеди: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5:16-18)? Господь определил для нас норму жизни – радоваться, молиться и за все благодарить. Причем всегда! Казалось бы: что может быть желаннее, чем радоваться, и приятнее, чем благодарить? Мы и сами мечтали бы об этом. Но нет! – И велено нам, но… не можем: проявляем недовольство, унываем, озлобляемся, ропщем…

Вот тебе, например, удается благодарить и радоваться всегда?

 

Вопрос: Нет. И, думаю, не только мне не удается. То ли мы радоваться не умеем, то ли не видим повода для радости.

 

Ответ: А ты присмотрись: может быт, это связано с тем, что мы утратили способность правильно воспринимать обстоятельства своей жизни?

 

Вопрос: Чувствую, Вы все же хотите сказать, что неспособность радоваться и благодарить тоже свидетельствует о духовной неадекватности человека? Но как, вообще, можно испытывать чувство радости всегда? Не кажется ли Вам, что если, например, человек будет всегда улыбаться, то такое проявление «радости» как раз и вызовет немалые сомнения в его психическом здоровье?

 

Ответ: Во-первых, давай все же оставим тему «внешнего». А во-вторых, неужели ты допускаешь возможным думать, что Господь оставил нам какую-то «сомнительную» заповедь, исполнение которой сводилось бы к веселой гримасе или же произнесению слов благодарности с особо выразительной интонацией?

Господь зрит в сердце, т.к. всякая Его заповедь прежде всего должна совершаться именно в глубине сердечной, преображая сначала всего внутреннего человека, а уже затем и внешнего. Поэтому «всегда радоваться» – означает способность хранить благодушное сердечное расположение не только в период «мира и благоденствия», но и во всех жизненных неурядицах.

 

Вопрос: Во всех?

 

Ответ: Представь себе, что во всех.

 

Вопрос: Вы считаете это возможным? Человек же не робот, поэтому его настроение не может не зависеть от всяких лишений и несправедливостей.

 

Ответ: Неужели ты думаешь, что Бог, создавая человека по образу и подобию Своему, подразумевал, что Его создание, сотворенное с такой Премудростью и Любовью, должно иметь подобные злозависимости? А когда человечество, подчеркиваю, по своей воле, все же попало в зависимость от зла, то Любовь Божия, не торгуясь о Цене, искупила нас, чтобы каждому дать свободу от греха.

 

Вопрос: А мы что?

 

Ответ: Вот хороший вопрос! А мы живем так, как будто за нас Никто не принес Себя в Жертву: хотим быть свободны от Воли Божией, чтобы творить свою волю – страстную и греховную… Мы неотступно стремимся туда, где нет Бога, и при этом считаем себя разумными – даже разумнее, чем Господь.

Но тогда в чем, по-твоему, смысл нашей земной жизни? – Не в том ли, чтобы освобождаться от такого, склонного к недовольству, образа мысли, как от безумия и злозависимости?

 

Вопрос: Но как?!

 

Ответ: Опять же – по заповедям! Создается впечатление, что мы сейчас вскрываем «тайну за семью печатями» о том, что именно заповеди Христовы научают нас жизни, свободной от всякого зла, греха и порока; жизни радостной и благодарной Творцу за Его Любовь – и это есть Воля Божия о человеке!

Поэтому повторюсь: всегда радоваться и за все благодарить становится возможно каждому, кто старается жить, благодушно подчиняя свою волю Воле Божией во всех обстоятельствах жизни, т.к. любящим Бога все споспешествует во благо (ср. Рим 8:28). К тому же если бы для человека это было невозможно, то и заповеди такой наш Творец и Отец Небесный, подчеркну, венцу Своего творения, не давал бы.

Нам бы понять, что источником негатива, который отравляет нашу жизнь, являются не внешние «лишения и несправедливости», а наше добровольное духовное безумие: слепота и омрачение греховными страстями, – все это и лишает нас способности адекватно воспринимать все происходящее с нами.

 

Вопрос: Но при этом мы хотим быть счастливыми…

 

Ответ: Представь, если бы за своим счастьем мы бы отправились в марафон «вокруг света», имея вывих суставов обеих ног…

 

Вопрос: Тогда уж точнее было бы сказать: «…имея «вывих» мозга».

 

Ответ: Заметь, вот теперь не я поставил такой диагноз. Хорошо, что мы все же пришли к «общему знаменателю»: этот «вывих» нужно вправлять, иначе со временем жить будет становиться все больнее – а мучения могут распространиться не только на всю жизнь, но и на всю беспредельную вечность. Поэтому пора исправляться, чтобы потом, как говорил Николай Островский: «…не было мучительно больно за бесцельно прожитие годы».

 

Вопрос: Но если я, например, весь пронизан этим ядом, если я болен «по всем статьям», то есть ли у меня шанс на исцеление?

 

Ответ: Конечно! Господу возможно исцелить любую болезнь – если мы захотим лечиться. Ведь действительно: до тех пор, пока человек не признает Любовь, Благость и Величие Бога, не осознает участие Его Отеческой Любви в своей судьбе, – он не сможет установить с Ним подобающие взаимоотношения.

Мы знаем, что Его Милостью, в ответ на веру человека, и слепорожденные прозревали, и мертвые воскресали. Поэтому, как и прежде, искренняя вера, благодарное сердце и готовность принять Его Волю с сыновним доверием дают человеку духовное прозрение. А по мере приближения человека к Богу будут меняться не только его жизненные ценности, но и приоритеты: «свое» виденье бытия начнет вымещать стремление жить по Воле Божией.