О многообразии гордости. Часть четвертая.

«Не повинуются гордому ни мысли его, ни чувства…»

Свт. Игнатий Брянчанинов

 

Вопрос: Мы все в той или иной степени знаем, как должно жить пред Богом. Но когда перед тобой выбор: «Как поступить?» – то как раз ничего благочестивого часто толком-то и не получается. Вроде бы все понимаешь и намерение есть, а душа такому выбору противится. Стяжание добродетелей дается трудно. Согрешить же, напротив, очень легко. Все время хочется дать себе послабление, нередко срываешься…

В чем кроется основная причина такой слабости? Возможно ли внутренне перемениться так, чтобы добро стало доступным и удобоисполнимым, а грешить совсем не хотелось?

Ответ: Господь создал человека свободным от зла и предоставил ему право распоряжаться своей судьбой, руководить своей личностью, контролировать свои мысли, чувства, желания и волеизъявления. Но мало кто в состоянии оценить этот дар до тех пор, пока не потеряет его. Прельщаясь гордыми мнениями о себе, человек, сам того не понимая, начинает лишать себя Богом данной свободы, попадая в зависимость и, как следствие, в рабство диаволу: в плен страстей и пороков. Все более погружаясь в пучину гордости, человек незаметно для себя теряет власть над своими мыслями, чувствами и желаниями, а значит, теряет трезвомыслие и духовную целостность, силу духа и способность исполнять веления своей совести. Одним словом – перестает быть свободным.

Чтобы вернуть себе свободу легко и радостно творить добро, нужно по-настоящему – со слезами и сокрушением – каяться перед Богом в своей злозависимости. А это станет возможным, только если глубоко осознать свое бедственное состояние: признать, что мы больны страстями и находимся в рабстве у диавола, – ибо прежде, нарушая волю Божию, мы неправильно распорядились своей свободой.

Вопрос: Но у многих возникнет вопрос: «Как мне вместить в свое сознание мысль, что я человек порабощенный, зависимый и лишенный свободы? У меня же есть волевые и умственные способности, некоторый социальный статус, служебное положение или даже власть…»

Ответ: Одно дело – иметь материальную собственность и распоряжаться ею, а также проявлять способности души, данные нам Богом от рождения, которые мы почему-то считаем предметом своих личных достижений. Иное же – в любых ситуациях владеть и управлять своей внутренней свободой, желаниями и чувствами. Разве мало в истории примеров, когда «гениальные» и «великие» по мирским понятиям люди были одержимы фобиями и абсурдными идеями, имели страшные порочные склонности и зависимости, совершенно не могли контролировать свои негативные эмоции? А в результате – алкоголизм, наркомания, безумие и самоубийство или иной трагичный и бесславный конец земного существования.

Вопрос: Но ведь существует мнение, что таковы особенности психики выдающихся личностей, что грань между гениальностью и безумием очень тонкая. Неужели основная причина подобных жизненных трагедий заключается в гордости?

Ответ: Святые отцы разъяснили, что началом всякого греха и всякой беды является не что иное, как гордостное помрачение и неповиновение Премудрому Творцу. Многие люди живут, не задумываясь о том, что в жизни абсолютно все наделено определенным духовным значением и смыслом. Любые чувственные и интеллектуальные проявления личности, а тем более действия человека, в своей основе имеют духовные причины и влекут за собой духовные последствия. Надо понимать, что это неоспоримая истина. Поэтому наивно было бы думать, что если человек не признает Бога, то и духовные законы над ним не властны. Причем такое явление, как атеизм – это тоже следствие патологической формы гордыни. Так как именно через эту губительную страсть диавол увлекает вслед за собой душу, настраивает ее на неповиновение Богу, чтобы постепенно полностью подчинить себе, а значит, довести до погибели. И в зависимости от того, в какой степени гениальность человека «заквашена» на гордости – в такой степени в свое время в нем проявится и безумие.

Вопрос: Хочу все же уточнить: в мирском понятии слово «помрачение» обычно ассоциируется с патологическим состоянием и серьезным умственным повреждением. Если я правильно Вас понимаю, то «гордостное помрачение», о котором мы говорим, не обязательно подразумевает под собой явную неадекватность поведения и гражданскую недееспособность?

Ответ: Нет, сейчас речь идет не об этих состояниях. Хотя в самых тяжелых случаях гордость приводит и к одержимости, и к повреждению психики, но в нашей беседе термины «гордостное помрачение» и «одержимость гордостью» подразумевают, главным образом, удобопреклонность человека ко греху, а также потерю им нравственной способности отличать духовные истины от ложных, равно как и потерю свойства слышать веления своей совести и всегда им следовать. То есть внешне человек может жить обычной жизнью, не нарушать общепринятые нормы поведения, но при этом быть внутренне глубоко безнравственным и пренебрегать Законами Божьими. Иными словами, «гордостное помрачение» – это нев=едение своего душевно-бедственного состояния, которое ведет гордеца к вечному страданию.

Вопрос: Но как человеку увидеть и понять, что он действительно одержим гордостью? Большинство верующих людей, монахов и мирян, стараются смиряться, вести себя скромно, манией величия не страдают и, казалось бы, чужды гордости…

Ответ: Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Не повинуются гордым ни мысли их, ни чувствования. Они лишены власти над собой». Для того чтобы увидеть, насколько в нас господствует страсть гордости, каждому достаточно внимательно понаблюдать за собой: способен ли он полностью контролировать все свои мысли, чувства и желания хотя бы в течение одного дня и содержать их в своей власти? Если мы понимаем, что гнев и раздражение – это зло, то в состоянии ли мы не раздражаться, когда происходит что-то вопреки нашему желанию? Сможем ли мы не обидеться, если нас оскорбляют или уничижают? Способны ли не осудить, если видим, что кто-то поступает неподобающим образом? Сможем ли не допустить чувства ревности или зависти, когда наступают обстоятельства, ущемляющие наше самолюбие? И если человек в таких или подобных им случаях не может справиться даже со своими чувствами, то это должно быть первым и очень серьезным побуждением, чтобы начать каяться и работать над избавлением от гордости.

Насколько наша душа поражена гордостью, особенно наглядно видно в то время, когда мы становимся на молитву. Вот человек берет в руки молитвослов, готовится обратиться к Богу, начинает произносить молитвы, но даже в этот сокровенный для души момент он не может сосредоточить свой ум, который ускользает от помыслов, обращенных к Богу, и, ведомый бесом, скитается по «местам нечистым и скаредным». Хотя, понуждая себя, мы и стараемся возвратиться к внимательному чтению, но ум снова чем-то обольщается и «улетает»…

Так какие иллюзии можно питать о своей мнимой «свободе», если, даже предстоя пред Богом, мы так легко сдаемся в плен бесовских мечтаний? Стоит бесу только поманить, как наш ум уже покорно следует за ним, откликаясь на те образы и мечтания, которые лукавый рисует перед нашими мысленными очами. Вот и получается, что мы не властны над собой и не повинуются нам ни мысли наши, ни чувства…

Тот, кто увлекается мнением о себе, незаметно уподобляется демонам и подпадает под их влияние. А это значит, что нечистые духи будут всячески потешаться и издеваться над ним, все более и более затягивая в погибель. Так что уже первое осознание присутствия гордости должно побудить человека к покаянию, к стремлению всеми силами ухватиться за Господа.

Куда уж дальше: молиться мы не можем, в общении с ближними срываемся на гнев, раздражительность и осуждение, ревнуем, завидуем и презираем, а в конце концов еще и обижаемся на весь мир… Разве такое существование может быть расценено как нормальное для человека, сотворенного разумным свободным существом?!

Поэтому, осознав, что, прельстившись самодовольством и самомнением, мы попали на крючок врага рода человеческого, нужно незамедлительно начинать глубоко каяться и смирять пред Богом свое сердце. Но это – серьезный труд над собой. Деятельное покаяние требует искреннего желания исправиться, усердного старания и некоторого внутреннего благородства.

Вопрос: Вы говорили, что на запущенных стадиях помрачения гордостью человеку, как правило, становятся недоступны ни здравый взгляд на себя, ни правильное рассуждение, т.к. они блокируются самоценом1 и, главным образом, непоколебимым доверием своим помыслам. Тогда как же он сможет «прозреть» и распознать в себе присутствие страсти, а тем более пожелать от нее избавиться?

Ответ: Ранее в наших рассуждениях о борьбе с гордостью мы, в основном, говорили о важном значении личных усилий человека. Кроме этого, нужно обязательно рассмотреть действие Промысла Божия в деле спасения каждой души. Самостоятельно, своими силами, гордому человеку невозможно «прозреть», но лишь Богу возможно «открыть ему глаза» на истинное положение вещей. Желая спасения каждой заблудшей душе, Он подбирает индивидуальный «ключик» к сознанию человека, чтобы посредством каких-либо вразумлений растормошить его от греховного дурмана. Образно говоря, на жизненном пути гордеца загорается «красный свет», чтобы он осознал катастрофическую опасность для своей жизни.

Вопрос: А «ключик», как я понимаю – это своего рода импульс к исправлению?

Ответ: Да. Это совокупность разных жизненных обстоятельств, которые будут побуждать человека задуматься. Такие обстоятельства составляются из действий благаго Промысла Божия и последствий личных неразумных поступков человека. Зачастую они носят смирительный, утесняющий характер скорбей. Эти «встряски», как выражается старец Паисий Святогорец, бывают по своей силе очень разными и их «амплитуда» напрямую зависит от степени пленения человека сетями диавольскими: насколько он увлечен или одержим страстью гордости и сжился с нею, обратив в свою натуру, и в какой мере парализована его свободная воля.

Вопрос: То есть Господь посылает различные скорби в зависимости от степени гордости?

Ответ: В одних случаях, когда человек способен к правильному духовному рассуждению, Промысел Божий создает для него такие смирительные условия, которые на этом этапе помогут ему обнаружить и пресечь в себе дальнейшее развитие страсти. Например, какому-нибудь скромному иеромонаху архиереем благословляется нести игуменское послушание. Но когда батюшка начинает руководить людьми, сталкиваться с их характерами и немощами, а бывает и с непослушанием, то начинает и себя узнавать с другой стороны. Если раньше он нес ответственность только за себя одного, легко и с благодушием сохранял внутренний мир и на этом основании помышлял о себе, как о добродетельном христианине, то теперь у него могут частенько прорываться и гнев на ближних, и недовольство ими, и ропот, и уныние с нерадением, и прочие плоды гордости. Духовная польза такого урока очевидна: понимая это, батюшка уразумеет и ложность хорошего о себе мнения, и сокрытую гордость и, с Божией помощью, начнет приобретать смиренный образ мыслей.

В других случаях Господь позволяет человеку действовать по его гордым пожеланиям. Чтобы он реализовал их на деле и на собственном горьком опыте убедился в душепагубности главенствующей в нем страсти. Так, под влиянием гордости человек часто совершает безрассудные, опасные для своей жизни и здоровья поступки, лишь бы доказать свою «исключительность» и «значимость», и из-за этого попадает в неприятности.

Вспоминается один знакомый юноша, которому мать своими трудами к совершеннолетию приобрела однокомнатную квартиру в крупном городе – тогда как они всю жизнь проживали в небольшом поселке. И вот, чтобы произвести впечатление на своих товарищей, юноша сумел уговорить маму обменять эту квартиру на новенькую престижную автомашину. Обмен состоялся. В первую же ночь счастливый владелец автомобиля «обмывал» с друзьями приобретение, что переросло в залихватское катание «с ветерком», а завершилось бесславно – они все вместе врезались в дерево… К счастью, обошлось без серьезных травм. Так юноша реализовал свои гордые мечты, но остался «у разбитого корыта». Понятно, что впоследствии он неоднократно жалел о своей глупости, но на всю жизнь получил урок того, к какому плачевному результату приводят тщеславие и хвастовство.

Причем ощущение собственного «величия» само по себе помрачает сознание человека, притупляет внимание, и это может вовлечь его в опасную ситуацию. В пример приведу еще один случай. Однажды, когда по городу мимо меня проезжал дорогой «Джип», мне бросился в глаза особо напыщенный и высокомерный вид водителя. Буквально через минуту он выехал по улице на пересечение с главной дорогой и столкнулся с другим автомобилем. Оба водителя выскочили и сцепились друг с другом, но вовремя одумались и остановились. Предполагаю, что владелец «Джипа» по омрачению и невниманию, вызванными его надмением, просто не был расположен уступить дорогу. Хотя, согласно правилам движения, обязан это сделать.

Вообще, гордому водителю свойственно попадать в аварии, потому что он не имеет навыка смиряться и уступать кому-либо на проезжей части. Подобным образом и в других случаях жизни гордец постоянно создает «аварийные ситуации». Смиренный человек, напротив, во всех житейских случаях ведет себя скромно и этим избегает столкновений – не только дорожных, но и нравственных.

Вопрос: Я помню, Вы говорили, что до тех пор, пока гордость не успела поразить все «жизненно важные центры» сознания человека, в нем еще сохраняется способность самостоятельно, не дожидаясь тяжких падений, распознать в себе ее действие и начать каяться, прося Бога об исцелении. Так что в повседневной жизни способствует человеку в борьбе со страстью гордости на таких начальных стадиях ее развития?

Ответ: Своевременно обнаружить ростки гордости человеку помогает внимательное наблюдение за собой, способность прислушиваться к душеполезным советам со стороны и благодушное восприятие всякого рода обличений. И если он еще не утратил элементарную духовную трезвость, то эффективными «орудиями» борьбы с гордостью для него будут даже начатки смирения и рассуждения.

Вопрос: Но наиболее распространена ситуация, когда люди не очень-то внимают совету смириться и уж тем более «отбиваются» от каких-либо обличений…

Ответ: О том, как Господь врачует такие души, хорошо говорит преподобный Силуан Афонский: «Гордость трудно распознать в себе, но гордого Господь оставляет помучиться своим бессилием, покамест не смирится. А когда смирится душа, тогда враги побеждены, и душа обретает великий покой в Боге».

Но в действительности, в повседневной жизни, такое «воспитание» происходит по-разному, через большие и малые неудачи: например, мы кому-то стопроцентно пообещали сделать несложное дело, но никак не можем исполнить обещанное; или старались приготовить вкусный обед и удивить гостей, а он оказывается подгоревшим и пересоленным; или хотели красиво прочитать молитвы в храме, а «спотыкаемся» на ровном месте… Так вот, частенько попадая в подобные ситуации, внимательный человек поймет свою слабость и задумается: «В чем причина моих ошибок?» – начнет каяться и исправляться.

Однако, к сожалению, многие не предают значения таким небольшим неудачам, считая, что это мелочи или даже случайность и вовсе не их вина. Так и получается, что урок ими не усвоен, поэтому их начинает одолевать раздражительность, гневливость, злопамятность, осуждение и другие страсти. А если и такие греховные проявления не заставляют людей задуматься, то они ниспадают в более тяжкие грехи: пристрастие к вещам и людям, мстительность, злопамятность, человеконенавистничество, сребролюбие, зависть, жестокосердие… Дальше попускаются хульные помыслы, ослабление или потеря прежней веры, бесовские прельщения и т.п. А если и эти внутренние беды не смиряют, то в дальнейшем начнут проявляться грубые, постыдные страсти, которые будут явно посрамлять гордеца перед окружающими.

Вопрос: Пожалуйста, поясните, что подразумевается под «постыдными страстями»?

Ответ: Это может быть или запойное пьянство, или прелесть бесовская, или блудные брани и помрачения…

Вопрос: То есть страстные наваждения переходят в помрачения?

Ответ: Да. Например, если речь идет о блуде, то все начинается с малого: сначала учащаются блудные мечтания и ночные осквернения, потом малый грех, затем ниспадение в большой грех, и если после этого не появляется покаяние, то гордеца начинает одолевать страсть сначала к содомским извращениям, а затем к иным гнусностям, о которых не хотелось бы даже и упоминать… О тех, в ком находят проявление такие страсти, апостол Павел говорит: «…[поскольку они] не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим 1:28). И, по слову преподобного Силуана Афонского, так будет продолжаться до тех пор, пока человек не смирится.

Вопрос: Ну вот… Звучит как-то тоскливо… Человек погряз «по уши», а ему вообще попускается впасть «во все тяжкие»… Неужели никак нельзя обойтись без таких крайностей?

Ответ: Вот видишь, ты уже неправильно расцениваешь действие Промысла Божия о погибающей душе. По-настоящему тоскливо или, точнее сказать, скорбно было бы без боя отдавать душу на произвол диавола – наблюдать, как он методично взращивает в ней гордость и низводит ее во ад. Тогда как если человек попадает в обстоятельства, пусть и весьма неприятные, и посрамляющие, но вынуждающие его одуматься, то они послужат для него вразумлением к исправлению.

Но в таких ситуациях и самому страдальцу, и его ближним крайне важно иметь способность дать правильную духовную оценку происходящему, всеми возможными усилиями ухватиться за Господа, каяться и благодарить Его за долготерпение и посрамляющие гордыню уроки самопознания. Ибо как сказано в Священном Писании: «Нечист пред Богом всяк высокосердый» (Притч 16:5), – и если человек не осознает гордостную нечистоту своей души, то ему придется познавать ее или через блудную нечистоту своего тела, или через иную, явную, посрамляющую его страсть: пьянство, гнев и т.п. Но если он найдет возможность оправдать для себя и такие падения, то эти «уроки» для него могут затянуться даже на долгие годы. А тем временем диавол будет пытаться довести человека до окончательной погибели. Например, попробует увлечь его в полное отчаяние или даже самоубийство, подтолкнуть к пьяной браваде с риском для жизни, к передозировке спиртного или наркотиков…

Вопрос: Но гордому не так-то легко понять и усвоить, что его падения в тяжкие грехи – это «обстоятельства вразумляющие», а не окончательная богооставленность без надежды на спасение…

Ответ: Ни о какой «окончательной богооставленности» здесь не может идти речь. Господь оставляет нас на время без Своей помощи с единственной целью: лишь бы мы образумились, покаялись и исправились. «Где совершилось грехопадение, там прежде водворилась гордость; ибо гордость – предвестница падения», – сказал Преп. Иоанн Лествичник.

«Внимай себе, – говорит прп. Силуан Афонский, – наблюдай за собою и увидишь: как только душа превозносится пред братом, так вслед за этим приходит плохой помысл, который неугоден Богу, и через это душа смиряется. А если не смирится, то придет некое малое искушение. Если опять не смирится, то придет блудная брань. Если же опять не смирится, то впадет в некий малый грех. Если и тогда не смирится, то будет большой грех. И так до тех пор будет грешить, пока не смирится. Но как только покается, так Милостивый Господь даст душе мир и умиление, и тогда пройдет все плохое, и уйдут все помыслы. Но после держи смирение всеми силами, иначе опять впадешь в грех». Таким образом, мало-помалу врачуется гордая душа, пока она или не смирится, или не предаст себя погибели.

Вопрос: Но получается, что человек действительно оказывается на грани погибели?

Ответ: Да, следуя своей гордости, он движется «к краю пропасти». Но и эту беду Богу возможно обратить ему на пользу. Именно страх перед окончательной погибелью может дать мощный импульс к пробуждению помраченного сознания и к покаянному сокрушению в сердце, «окаменевшем» от греха.

Вопрос: И все же такие методы духовного лечения мне кажутся не очень-то гуманными…

Ответ: Не очень-то гуманными?! А насколько «гуманно» в сложившейся ситуации по отношению к душе поступает сам «больной», добровольно предавая ее во власть диавола? Неужели не ясно, что если он не одумается, то навечно погибнет? Человек должен прочувствовать, насколько это страшно! К тому же, сейчас мы говорим о самой тяжелой степени гордости, при которой другие, более «гуманные» намеки могут быть и вовсе не восприняты человеком, как побуждение к покаянию. К сожалению, сознание закоренелого гордеца может быть сдвинуто с «мертвой точки» только через страдание от своих страстей во временной жизни и страх за свою плачевную участь в вечности.

По словам святых отцов, страшные испытания ожидают людей жестоких, потому что без великих страданий они не могут умягчиться. Господь попускает им падения и на практике дает прочувствовать, к чему приводит общение с бесами. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пусть мужественно борется с бесами. Знай, что ты сам виноват: впал в гордость и тщеславие, – и Господь милостиво дает тебе познать, что значит быть в Духе Святом и что значит быть в борьбе с бесами».

Вопрос: Вы упоминали, что в числе прочих постыдных страстей гордому попускается запойное пьянство. Но мне не совсем понятно, как в результате запоя можно прийти к покаянию? Обычно, если пьяное «покаяние» и наступает, то и заканчивается оно с вытрезвлением.

Ответ: Св. Василий Великий говорил, что пьянство унижает порабощенного ему человека ниже скотов. Уподобляясь скоту, под действием страсти пьяный теряет человеческий облик, к тому же, запойное пьянство часто сопровождается исступлением ума. А в результате таких падений не только в глазах окружающих, но и в собственных глазах гордеца рушится тщательно отшлифованный и оберегаемый им лживый образ собственного «величия». Поэтому страдания от пьянства и безумия усугубляются мучениями его посрамленной гордыни.

Вопрос: И все это поможет ему одуматься?

Ответ: Это может положить начало его смирению пред Богом. Претерпевая такого рода мучения, человек рано или поздно увидит свое непотребство и хоть немного, но смирится. Как правило, именно в такие моменты в его самодовольном сознании наступает просветление, когда он временно обретает желание и способность слушать, внимать участию ближних и стремиться к исправлению…

Вопрос: А будет ли человек отвечать перед Богом за те поступки, которые он совершал в период потери разума, находясь в полной бесовской власти – например, в том же временном исступлении ума?

Ответ: Если в помрачении разума он не владеет своей волей, то и спрос с него невелик. Но за те грехопадения, которые довели его до этого состояния, он несет полную ответственность пред Богом. А если Господь подает ему пусть даже и краткие периоды «прозрений», то человек в ответе за то, как он в этот момент употребил свою свободную волю: ухватился ли в покаянии за Господа или же пожелал остаться в лапах диавола?

Вопрос: Можно ли надеяться, что, если христианин хоть немного образумился в таких скорбях, его духовная жизнь начнет потихоньку налаживаться?

Ответ: Мало-помалу преуспевать на пути ко спасению будет всякий, кто возненавидит свое порабощение греховным обольщениям и постарается с Божией помощью измениться к лучшему. А для человека, который не сможет своевременно и правильно рассудить, в чем корень его падений, не начнет смиряться и каяться, просветление будет иметь временный характер. Потому что гордость, эгоизм и самолюбие снова постепенно начнут завоевывать пространство его души: отравлять сердце и разум, усыплять бдительность и голос совести, вновь «блокируя подступы» для вразумления со стороны ближних. Таким образом, человек, отдаляясь от Господа, опять начнет помрачаться, а значит, так и будет «ходить по кругу» ослепленный, заблуждающийся и несчастный…

Вопрос: Действительно, иногда мы видим, что человек ходит «по замкнутому кругу» – от падения до падения – не один год, но так и не предпринимает никаких решительных действий к исправлению, а значит, и вырваться из этого плена не может. Но что становится главной причиной, преграждающей ему путь к избавлению от этого плена?

Ответ: Причина, как правило, в том, что, даже страдая от своего крайнего непотребства, но вопреки голосу обличающей его совести, человек более склонен безвольно следовать уже привычным для него путем, а поэтому он вновь склоняет свой выбор не к покаянию, а к самооправданию.

Вопрос: Но ведь и душа болит, и совесть вопиет, но даже инстинкт самосохранения почему-то не срабатывает?!

Ответ: Идет борьба за душу. Потому что о своем пленнике диавол не перестает без устали «заботиться», всячески помогая ему выискивать оправдания своему грехопадению, чтобы заглушить голос его совести и внушить ему уверенность в «нормальности» происходящего. Он будет убеждать несчастного: «Ну, не переживай ты так! У всех есть грехи, а другие люди еще хуже. Ты – особенная личность, почти что «мученик»: страдаешь от нападений вражьих, поэтому тебе так нелегко. Не надо слушать эту совесть, семь бед – один ответ! Отдохни, отвлекись – выпей еще вина, посмотри телевизор… Не огорчайся, не падай духом. Ты же нормальный человек, уважай себя – и все наладится. Да ты сам-то и не сильно виноват – это все враг по зависти к тебе, ведь ты  человек особенный, не как прочие…»

Таким образом, внимая диавольским увещеваниям, несчастный каждый раз осознанно заглушает свою совесть и постепенно свыкается с грубыми падениями, со временем воспринимая их как норму жизни. Через такое самооправдание он вновь и вновь «обретает почву» для того, чтобы уважать себя и знать себе «цену». И если человек сживается со грехом, начинает чувствовать некую свою «исключительность» или даже «мученичество» – это говорит о том, что «на выходе» из обстоятельств, попущенных для вразумления его гордого сердца, в нем только усилилось демоническое прельщение, подкрепленное все тем же самооправданием, самолюбием и гордостным мнением о себе.

Вопрос: И чего ожидать, если каждый раз развязка ситуации такова?

Ответ: Это никак не «развязка» – это очередной сознательный шаг человека к усугублению трагического состояния, в котором он находится, потому что он вновь согласился с обольстительным помыслом о себе. И следующий этап болезни для него будет еще более скорбным. Таким образом, посланный Богом шанс выйти на путь исправления человек опрометчиво теряет и склоняет свой выбор в сторону зла. Причем его положение усложняется еще и тем, что пред Богом он будет нести полную ответственность за отвержение очередной возможности избавиться от плена демонической гордости, в который, как и прежде, он вновь сдается добровольно.

Вопрос: Диавол борется за душу, но ведь Господь сильнее?!

Ответ: Да. Но человек должен взыскать Спасителя! Господь ждет, что, очнувшись после своего падения, он опомнится, в его сознании наступит просветление: он осознает свою греховность и погибельность состояния. Этот момент может быть переломным во «взаимоотношениях» гордеца со своей страстью. Человеку дается возможность исправить прежние ошибки и сделать новый выбор – отречься от гордыни и с покаянным сердцем ухватиться за ризу Христову: «Господи, спаси мя, погибаю!» Однако кому-то может не доставать силы духа и мужества, чтобы так поступить. В этот момент любому крайне важны сочувствие, участие и поддержка со стороны ближних.

Вопрос: Выходит, что в таких падениях человек настолько слаб духовно, что практически не способен сделать правильный выбор?

Ответ: Конечно, «горе единому»… Здесь действительно «один в поле не воин». Когда несчастный особенно сильно прельщен диаволом, то он уже практически не способен распоряжаться своими мыслями и чувствами. Поэтому, для того чтобы найти выход из кризисной ситуации, ему нужен своего рода духовный «опекун». Нужно понимать, что, несмотря на сложность натуры нашего «героя», участие ближних в его судьбе необходимо. За такую заблудшую душу нужно усиленно молиться и с терпением пытаться понемногу его вразумлять.

Вопрос: Но таким людям свойственно отвергать любые попытки ближних вразумить их…

Ответ: Поэтому «опекуном» должен быть такой ближний, которому «подопечный» склонен доверять и хоть в какой-то мере слушать его слово. Забота о помраченном гордостью человеке – тяжелый крест, но оставлять его в беде, грозящей погибелью, нельзя. Господь долготерпит и ждет покаяния грешника. И если он пренебрегает минутами просветления, а фактически отвергает руку помощи Божией, то его падения будут постепенно усугубляться, а потом перейдут в хроническую форму. Но в таком состоянии человек может окончательно погибнуть, и его душа навечно отойдет в ад.

Вопрос: Мне все же кажется, что тот, кто страдает от страстей в такой мере, не может не желать исцеления. Почему же он все-таки не распознаёт в своих скорбях руку помощи Божией?

Ответ: Серьезнейшая ошибка большинства из нас заключается в неправильном представлении того, как Господь совершает наше спасение, и в нежелании прилагать серьезные внутренние усилия к исправлению. Мы ждем помощи от Бога, но совсем не в той форме, в которой ее получаем. Я неоднократно слышал в речах людей такие недоумения: «Ну зачем все эти мучения?! Я же прошу исцелить меня! Хочу быть добрым и смиренным. Молюсь, но Господь не слышит моих молитв. Иначе Он бы мгновенно сделал меня трезвым, смиренным и целомудренным…» Таким образом, мы измышляем свой ложный «путь спасения» и оставляем без внимания действие Промысла Божия. Требуем от Бога, чтобы Он послал нам Свою помощь, но не распознаем ее в ниспосланных скорбях, упуская реальную возможность получить желаемое очищение.

Вопрос: Так все же чего в таких обстоятельствах ждет от нас Господь? Как правильно поступать, чтобы посылаемая нам помощь была принята с пользой для души?

Ответ: Для выхода из всякого греховного плена человеку необходимо довериться Богу, Его Промыслу о нас – от этого зависит дело спасения каждой души. Грешнику, очнувшемуся после падения, нужно осознать, что он еще не погиб лишь милостью Божией, что Господь не отринул его, но долготерпит и ожидает покаяния. Поэтому  сразу, не откладывая на потом, предаться покаянию в грехах, которые произросли от надмения в сердце. Это и будет первым шагом ко исправлению: в человеке появится надежда вырваться из греховного омута и покаянием изменить ситуацию к лучшему. И если он действительно начнет каяться, возненавидит грех, отстранится от зла и постарается «держаться за ризу Христову», то Господь выведет его на следующий этап исправления.

Так постепенно, шаг за шагом Господь будет помогать человеку освобождаться от прелести и сетей диавольских. А в дальнейшем воспитательное действие Промысла Божия может проявляться очень разнообразно. Лишь бы человек ради своего душевного и телесного исцеления стремился к исправлению, делал сегодня и сейчас то немногое, что возможно исполнить.

Старец Паисий Святогорец говорил: «Когда человек делает один шаг к Богу, то Бог навстречу ему делает тысячу шагов». Главное, не считать свои слабые попытки освободиться от греха бессмысленными, бесполезными и вновь не вознерадеть о спасении. Нельзя впадать в саможаление, принимать помыслы обиды и ропота на Бога, но обязательно винить в своих бедах только себя самого, свою самость и гордость, и просить Господа о даровании смиренного образа мыслей. Смирением и самоукорением вымещается гордость. И здесь крайне важно правильно воспринимать ответные действия Бога – принимать, как из рук Его, все удобные случаи для стяжания смирения, а точнее – смиренного о себе мнения, которые Он будет подавать нам.

Вопрос: Часто приходится слышать горькие недоумения: «Я просил Бога дать мне смирение, но с тех пор еще сильнее «срываюсь» на окружающих. Просил чистоту и целомудрие, а вместо этого нахлынули искушения…»

Ответ: Такие высказывания свидетельствуют о незнании человеком духовных законов, о непонимании того, что любая добродетель усваивается душой только при деятельном ее осуществлении.

Хочешь приобрести смиренный образ мыслей? Тогда заранее уготовься благодушно со всех сторон принимать укорения, обличения и уничижения. Господь слышит твои молитвы и для твоего исправления попускает тебе искушения. Если поступать по совести и стараться благодушно терпеть от ближних обиды и обличения, то постепенно смирение начнет укореняться в качество сердца. Душа, почувствовав животворную силу этой добродетели, возненавидит гордость и начнет добровольно стремиться к смирению во всякой располагающей к тому ситуации.

Поэтому не следует малодушествовать, но ежедневно терпеливо принимать для духовного обучения посещающие нас скорби и благодарить за них премудрый Промысел Божий. Как через пророка Давида сказал Сам Господь: «И призови мя в день скорби твоея и изму тя…» (Пс 49:15).

О многообразии гордости. Часть пятая, заключительная

  1. Лучшего объяснения и раскрытия всем страстям в моей душе я не нашел. Считаю этот труд для себя милостью от самого Господа и всей душой благодарю Его. Вам же Отче низкий земной поклон, спасения и многая и благая лета. Прошу Ваших молитв.  

  2. Тех, кто отказался от номеров и документов часто обвиняют в гордости и неприязни к другим,да и сама сталкивалась,и в себе замечаю,что для врага это особо удобный повод. Как уберечься от этого,сохранить смирение, любовь?

    1. Людмила, Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5), а апостол Павел говорит: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12). И как только каждый из нас подумает о том, «какой он хороший» и «какой он молодец», что сделал то или иное доброе дело, то тотчас же отступает от него благодать Святаго Духа. А без помощи Божией человек не устоит ни в каком добром расположении. Самодовольство, надмение и уничижение других и есть причины последующих падений. Избегайте их всеми силами, не допускайте даже на уровне помысла.

  3. Отец Константин,благословите! Вы приоткрываете тут такие «глубины сатанинские»,что становится безнадежно.Свт.Игнатий говорит,что все мы имеем гордость в той или иной мере,даже святые,и все в какой-то мере находимся в прелести. Тем более сейчас где найти таких великих мужей,как в Темнице св.Иоанна Лествичника,которые могли бы безбедно вывести и помочь исцелиться? Взявшись помогать страдальцу,мы можем и сами не устоять. Как-то безысходно… Кажется,мы обречены. В Евангелии говорится,что в последние времена по причине умножения беззакония оскудеет любовь,которая может проникать в души и целить.
    Еще в древнем патерике сказано,что старцы обычно беседуют с учениками о насущном,т.е.интерес не просто теоретический и научный… Простите меня грешного,м.б.не смог написать ясно.

    1. Георгий, то, что мы пишем, не есть диссертация по богословию, и делаем мы это не ради «научного интереса», а во исполнение Новозаветной заповеди «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2:4). Это самая настоящая жизнь, а не отвлеченные зарисовки мечтателей.
      Любовь христианская проявляется не в том, чтобы сладко врать тяжко больному про то, что он, якобы, здоров, а в том, чтобы вовремя подать ему необходимое лекарство, пусть даже и очень горькое. Ибо смерть во грехах неизмеримо горше любого земного страдания, которое стоит претерпеть ради излечения.
      Чувство безысходности при чтении тяжкого диагноза появляется не от кажущейся неотвратимости недуга, а от нежелания лечиться от сладкой болячки, питающей душу наркотическим дурманом тщеславия, самодовольства и надмения.
      Тогда как уже искреннее признание себя гордым является началом излечения от гордости. Да, это смертельная болезнь, но от нее можно излечиться. И лекарства доступны всем, бесплатно и без рецепта.
      Смирихся и спасе мя Господь (Пс. 114:5).

  4. Спаси Господи,отцы святии, за Ваши пустынные подвиги,молитвы и попечение о нас грешных и погибающих. Есть ли человек,кто мог бы сказать, что он здоров от всего описанного Вами?И святые искренне почитали себя гордецами и считали повинными всякому греху и страсти кроме ереси. Но,отверзти хляби греховные может и диавол, и отверзет их пред нами на мытарствах,а целительный елей имеет только Христос и те, кому Он дает его… Посему понятно, что это не простое целительство. Помоги Вам Господь, простите меня грешного. Это лишь мысли по прочтении. Кстати, употребляемые Вами слова «подопечный»,»опекун» действ. заставляют вспомнить известное аскетическое творение К.Льюиса, хотя и употреблены с прямо противопол.»знаком» :)

  5. Благословите,отцы-пустынники! Очевидно,Вы придаете теме гордости особое значение и,рассматривая эту страсть так всесторонне и подробно,хотите помочь своим братьям,бедствующим в мире. Христианская любовь не может сочетаться с ложью и лучше горькая правда,чем сладкий,да и любой обман. Любви сейчас особенно не хватает. Хотелось бы прочесть и о христианской любви. Спаси Господь!

  6. Спаси Господи за наставление, дорогие отцы! Хотелось бы еще спросить Вас о разделениях между священством по причине «номеров» и проч. Также и в среде ревнителей возникают свои разделения,и простые христиане оказываются как бы меж многих огней.И не знаешь что избрать и где найти нужный совет,потому что многие борются за истину и мало кто ищет Божьего.Как тут быть и к кому пристать? Говорят:ищи смиренного.Но смиренные сокрыты от мира,т.е.от нас…

    1. Людмила, те кто выступает за «номера» и пр. радеют о материальном и преходящем, а не о духовном и вечном. Они сеют в плоть и пожнут тление по слову апостола Павла: «Что посеет человек, то и пожнёт. Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Гал.6:7-8). А апостол Иаков говорит: «…не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.» (Иак.4:4)

Комментирование закрыто.