О блудных помыслах

Вопрос от Н.: Не сказала бы, что по своей природе я человек горячий – скорее наоборот. Но меня одолевают блудные помыслы! Чувствую, что это явно не мое – извне навязанное. Причем самая большая трудность в том, что такие помыслы возникают по отношению не к мирским людям, а к священникам, монахам, даже к совсем стареньким. Заметила такую особенность: чем духовнее человек, тем сильнее эти помыслы.

Из-за этой мысленной брани я не могу найти себе духовника – на исповедь приходится всегда ходить к разным батюшкам. Пост держу три дня в неделю, купаюсь в святом источнике, довольно часто причащаюсь. Подскажите: что еще можно предпринять, чтобы избавиться от блудных помыслов? Очень они мешают моей духовной жизни.

Ответ: Н., как Вы верно заметили, наплыв этих нечистых помыслов исходит извне: от блудного беса. Его цель – лишить Вашу душу христианского назидания и пользы, а потому посредством помыслов он старается не допустить Вас к духовно опытным людям, поскольку любой монах или священник должен восприниматься не как мужчина, а как храм Духа Святаго (ср. 1 Кор 3:16-17).

С другой стороны, не бывает дыма без огня – нужно поискать причину, по которой попускаются подобные бесовские нападения. Наиболее распространенная – это (даже зачастую скрытые) помыслы самодовольства: «Какая я умненькая, хорошенькая, чистенькая!» – на фоне чего, наверняка, часто случается осуждать других людей (в частности, за блудные грехи). Задумайтесь еще и о том, не осуждали ли Вы за что-либо священников или монахов.

Не отчаивайтесь, наплывы нечистых помыслов и чувств должны служить поводом для усиленной сокрушенной молитвы. Но добавлю, что «авторство» блудных помыслов нельзя присваивать себе, т.е. отождествлять с собой. Напротив, каждый появившийся помысел, каждое мечтание следует тотчас же решительно отражать внутренним протестом: «Я этому не соизволяю! Пошел вон!»

Народная мудрость говорит: «Клин клином вышибают». Так и здесь: зачастую блудный бес – это «клин» для выбивания скрытого «клина» гордости. Ведь когда нас одолевают блудные помыслы, мы начинаем смирять свою самооценку и, чтобы избавиться от этой «напасти», вынуждены искать причину, из которой произрастает бедствие… Облегчение же наступает тогда, когда человек «докопается» до самого «корня», который заключен в гордости и осуждении других.

Такая внутренняя работа над своей душой должна стать началом ее исцеления. Святые отцы говорят, что покаянным плачем не только искореняются страсти, но и насаждаются добродетели. Поэтому только от Вас зависит, обернется ли эта «напасть» Вам во благо: обучитесь ли внутренней брани против диавола, пойдете ли путем покаянного освобождения от окамененногонечувствия, гордости, самомнения и других страстей.