Вопрос-ответ

«Чаек-кофеек»

Вопрос от монаха С.:Благотворно ли отражаются свойства чая или кофе на пребывании в молитве? И полезны ли эти напитки для духовной жизни?

Ответ: С., в греческой монашеской традиции практикуется употребление кофе перед Всенощным бдением. Но мы подобной практики не придерживаемся: пробовали, но отказались, ибо после таких «стимуляторов» количество молитв умножалось, а качество резко падало – молитва становилась бесчувственной, не было живого чувства к живому Богу.

С тех пор уже не сомневаемся в том, что «хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими»(Евр 13:9), – т.е. не чаем и кофе бодриться нужно, а смирением привлекать благодать Святаго Духа.

Пристрастие же к этим напиткам (которое появляется незаметно и так же незаметно превращается в зависимость) питает страсть сластолюбия, на которой зиждется вся греховность человеческая.

Немало людей не могут начать свой день без чашечки кофе, «чтобы взбодриться», но мало кто изначально собирался злоупотреблять им. Поэтому, пристрастившись, большинство искренне полагают, что это «их норма», но никак не злоупотребление.

По своей сути привычка пить кофе или чай ничем не отличается от привычек курить или употреблять алкоголь, не говоря уже о наркотиках, т.к.всё, отчего мы обретаем зависимость,становится для нас мучителем и уничтожает нашу свободу, удаляя от пути спасения.

Кроме того, не углубляясь в биохимию процессов, достаточно напомнить, что употребление чая и кофе держит нервную систему человека, как говорится, «в тонусе», но на медицинском языке это называется «повышенной тревожной реакцией», то есть повышаетсясклонность к раздражительности и вспыльчивости, что может привести к потере мирного устроения.  Возможно, это не так заметно в мирской жизни с ее суетностью, но в монастыре такой эффект проявляется весьма ярко.

Преподобный Серафим Саровский сказал: «Чаепитие – вовсе не монашеское дело».

Все вышесказанное относится именно к привычке пить чай или кофе. Тогда как  употреблять эти напитки иногда (при некоторых физических болезнях) не предосудительно.

Если нет возможности бывать в храме

Вопрос от Т.: Чувствую свое недостоинство и некую оставленность. Очень унываю, почти до отчаяния. А возможности посещать храм Божий особо нет: семья невоцерковленная, помочь некому, а с маленькими детьми (двух и трех лет) далеко и тяжело добираться, не пускают и бытовые неурядицы… Особенно переживаю о том, что редко причащаются мои дети.

Молюсь Господу, но в нашей жизни ничто не меняется к лучшему. Посоветуйте: как правильно относиться к таким обстоятельствам жизни?

Ответ: Т., мне вспоминается случай: одна матушка не могла пойти в храм на чтение Страстных Евангелий на Страстной седмице из-за того, что ее соседка, невоцерковленная женщина, обратилась к ней за помощью в бытовом вопросе. На следующий день матушкапоспешила к схиархимандриту Серафиму (Романцову), ныне прославленному в лике святых, чтобы излить ему свою скорбь. А старец ее успокоил: «Ты-то как раз и была вчера в храме, потому что сердце твое сострадало страдавшему Христу».

Не скорбите. Если нет возможности часто причащать детей, то с верою помазывайте их святым маслом, давайте принимать святую воду и антидор, просите Господа ниспослать им благодать Святаго Духа.

Чувство же оставленности навевается от лукавого, поскольку Господь сказал: «С ним есмь в скорби» (Пс 90:15), – это значит, что Бог не оставляет скорбящего человека. Лишь бы человек не оставил Бога.

А чувство собственногонедостоинства нужно претворять в горячую покаянную молитву. И помнить, что внешние обстоятельства Господь меняет только тогда, когда человек сам внутренне изменится к лучшему. Если же внутренних перемен мы не ищем, а пытаемся изменить внешние обстоятельства, это не принесет нам духовной пользы.

Как в суете приобретать духовные силы и пользу?

Вопрос от послушника М.: Несу послушание на кухне – очень много искушений… Как быть, когда на молитву и внутреннюю работу потом не всегда хватает духовных сил? Ведь порой кажется, что больше грешишь, чем исправляешься.

Ответ: М., нужно понимать, что духовная жизнь неразрывно связана со всеми нюансами нашего повседневного житейского быта, в том числе и с работой на кухне. Но имеет значение, с каким расположением мы воспринимаем ту или иную жизненную ситуацию, поставленную перед нами задачу. Одно и то же дело можно совершать ради Бога – и получать духовную пользу, или же с любыми иными помыслами – лишаться этого блага, а то и вовсе расточать то, что имеем, ропотом, недовольством, нетерпением, самомнением и т.д.

Например, отец Виталий (Сидоренко), неся послушание на кухне, служил братиям как земным ангелам. И мысленно, кланяясь им до земли, говорил: «Примите, братие, убогое служение мое», – и, по его же свидетельству, в один из таких моментов в его сердце «канула Благодать самодвижнойИисусовой молитвы».   

Святые отцы говорят, что наше спасение совершается не во время благоденствия и покоя, а во время скорби и искушения. Если постараешься помнить сие святоотеческое изречение, то твоя душа пребудет в мирном устроении и ты будешь благодарить Бога за все случающееся с тобой. Ибо «любящим Бога все споспешествует во благое» (Рим 8:28). Если настроить свою душу на такой лад, ее внутренние силы не будут иссякать, а напротив – начнут приумножаться.

Хорошо, что ты видишь умножение своих грехов. При благоразумном подходе это знание о себе в большей степени не только должно подвигать тебя на покаяние, смирение и молитву, но и поможет перестать осуждать ближних за их греховные немощи. Спасайся о Господе!

О «вымаливании»

Вопрос от О.: Одна женщина сказала мне, что в свое время ее вразумил кто-то духовный, сказав: «Если хотите, чтобы Ваш ребенок шел по пути Господнему,  его нужно вымолить, что занимает очень много времени». На тот момент старшему сыну этой женщиныбыло уже четырнадцать лет, а младший был еще младенцем. С той поры каждый день она читала за них акафисты. Дети выросли. Старший сын ведет жизнь не очень церковную, а младший уже пошел учиться в семинарию – хочет стать священником. Так их мать и приводит пример: мол, младшего вымолить успела, а старшего нет, т.к. слишком поздно начала вымаливать.

Подскажите: правда ли, что за детей нужно не просто молиться, а именно «вымаливать»? И если это так, посоветуйте, что лучше читать? Очень хочется, чтобы моих детей не прельстил греховный мири они избрали путь спасения.

Ответ: О., диавол, стараясь извратить наше представление о Боге и образе спасения, распространяет всевозможные душевредные представления и о Самом Боге, и о взаимоотношениях с Ним. Поэтому слово «вымолить» лучше не употреблять, так как оно родилось от маловерия и гордости с примесью хулы на Бога: подразумевая, что якобы у Господа нужно кого-то «вымаливать», мы приписываем Ему жестокость и немилосердие. Это хула.

И если мы надеемся на количество вычитанных молитв или акафистов или же на определенное время, проведенное с молитвословом в руках,а не на человеколюбие и милость Божию, то мы впадаем в суеверие и магизм, от чего нужно себя немедля освобождать. Такой подход присущ католикам: выполнил молитвенную норму – всё! Прощен и спасен.

Если же говорить о богоугодной молитве, а в частности, о молитве за ближних, то совершать ее нужно не теплохладно (механически вычитывая акафисты с рассеяностью ума и сердца), а усердно: с живой верой и надеждой, в духе любви к Богу и ближнему.

Ведь Господь ждет от нас не количества, а качества: многих лет механического чтения, а живого сердечного стремления к Нему в молитве. И главное – веры в Его могущество, милосердие и заботу о спасении всякого человека, как сказано в Писании: Бог «всем хочет спастися и в разум истины приити» (1 Тим 2:4).

Усилить молитву можно постом, прощением обид, милостыней материальной или духовной, а за зло своим обидчикам воздавать благом (см. Ис 1:15-18).

О блудных помыслах

Вопрос от Н.: Не сказала бы, что по своей природе я человек горячий – скорее наоборот. Но меня одолевают блудные помыслы! Чувствую, что это явно не мое – извне навязанное. Причем самая большая трудность в том, что такие помыслы возникают по отношению не к мирским людям, а к священникам, монахам, даже к совсем стареньким. Заметила такую особенность: чем духовнее человек, тем сильнее эти помыслы.

Из-за этой мысленной брани я не могу найти себе духовника – на исповедь приходится всегда ходить к разным батюшкам. Пост держу три дня в неделю, купаюсь в святом источнике, довольно часто причащаюсь. Подскажите: что еще можно предпринять, чтобы избавиться от блудных помыслов? Очень они мешают моей духовной жизни.

Ответ: Н., как Вы верно заметили, наплыв этих нечистых помыслов исходит извне: от блудного беса. Его цель – лишить Вашу душу христианского назидания и пользы, а потому посредством помыслов он старается не допустить Вас к духовно опытным людям, поскольку любой монах или священник должен восприниматься не как мужчина, а как храм Духа Святаго (ср. 1 Кор 3:16-17).

С другой стороны, не бывает дыма без огня – нужно поискать причину, по которой попускаются подобные бесовские нападения. Наиболее распространенная – это (даже зачастую скрытые) помыслы самодовольства: «Какая я умненькая, хорошенькая, чистенькая!» – на фоне чего, наверняка, часто случается осуждать других людей (в частности, за блудные грехи). Задумайтесь еще и о том, не осуждали ли Вы за что-либо священников или монахов.

Не отчаивайтесь, наплывы нечистых помыслов и чувств должны служить поводом для усиленной сокрушенной молитвы. Но добавлю, что «авторство» блудных помыслов нельзя присваивать себе, т.е. отождествлять с собой. Напротив, каждый появившийся помысел, каждое мечтание следует тотчас же решительно отражать внутренним протестом: «Я этому не соизволяю! Пошел вон!»

Народная мудрость говорит: «Клин клином вышибают». Так и здесь: зачастую блудный бес – это «клин» для выбивания скрытого «клина» гордости. Ведь когда нас одолевают блудные помыслы, мы начинаем смирять свою самооценку и, чтобы избавиться от этой «напасти», вынуждены искать причину, из которой произрастает бедствие… Облегчение же наступает тогда, когда человек «докопается» до самого «корня», который заключен в гордости и осуждении других.

Такая внутренняя работа над своей душой должна стать началом ее исцеления. Святые отцы говорят, что покаянным плачем не только искореняются страсти, но и насаждаются добродетели. Поэтому только от Вас зависит, обернется ли эта «напасть» Вам во благо: обучитесь ли внутренней брани против диавола, пойдете ли путем покаянного освобождения от окамененногонечувствия, гордости, самомнения и других страстей.

О борьбе с помыслами

Вопрос от К.:Часто бывает, что помысл (тщеславия, блудный, осуждения) мгновенно «прошивает» меня. Почему так происходит? Ведь я с ним не беседую, не рассматриваю его. А если рассматриваю, то с ужасом (хотя при этом не исключено, что для чувств моих он приятен). И тем не менее складывается ощущение, что нечистый помысл проходит не мимо, а СКВОЗЬ мое сердце, как пуля – навылет, оставляя меня раненой и оскверненной.

Скажите, совершается ли при этом грех? Нужно ли такое исповедовать? И самое главное – как защититься от таких мысленных «прострелов» и «нападений»? Святые отцы пишут о стадиях «прилог-сочетание-пленение-страсть». Я не могу понять, как с этой теорией соотнести свой опыт.

Ответ: К., если помысел был отторгнут сразу и прошел бесследно для сердца, то каяться в нем нет необходимости. Если сердце хоть как-то уязвилось им, значит, отчасти всё же было проявлено сочувствие к его греховному содержанию и покаяние требуется.

Помимо покаяния непосредственно в помысле нужно каяться в скрытой страсти, которая является почвой для него. Так, например, помысел осуждения сочетается с сердечной страстью самоцена (как формы проявления эгоизма). Помысел зложелательства и мстительности обнаруживает скрытую страсть злопамятности и обидчивости. Блудный помысел показывает гнездящееся в сердце гордостное довольство собой. Помыслы нетерпения, негодования и ропота обнаруживают страсть маловерия и т.д.

Св. Игнатий Брянчанинов говорит, что гордые лишены власти над собой и не повинуются им ни мысли их, ни чувствования. А значит, глобальная защита от греховных помыслов и чувств одна: смирение сердца. Ведь смиренный человек воспринимает жизнь от Бога ровно так, как она устраивается Промыслом Его. А гордость пыжится создать свой мир и протестует против всего, что ей не нравится. В свою очередь, это порождает «нападения» и «прострелы» помыслами, о которых Вы и говорите.

Пока помысел не вызывает в Вас сочувствия, он называется прилогом. В противном случае, сочувствие переходит в сосложение (сочетание) с греховной мыслью, а затем, опускаясь в сердце, пленяет его страстью.

Полезно помнить изречение святых отцов, что страстные и греховные помыслы  суть слова демонов.

О плотском пристрастии и безмолвии

Вопрос от послушницы А.: Как быть, если влюбляюсь во всех своих наставников (разумеется, по очереди и надолго)? Склоняюсь к мысли о том, что путь послушания мне противопоказан. Ведь вместо того, чтобы нерассеянно держать молитву, занимаю свое сердце размышлениями о том, какой бы помысл и в каком виде открыть духовному отцу. При этом бывает и разжжениеплотское. А святые отцы говорят, что блудникам безопаснее быть в одиночестве…

Спасительно ли такое послушание или же удалиться в одиночество? От меня уже все наставники «шарахаются» – никто не хочет отвечать за мою душу…

Ответ: А., такое пристрастие и разжжение бывает не от естества, а от того, что в Вас живет гордость. Самый же легкий путь освобождения от гордости – это послушание: отсечение своей воли во всем. Но послушание ради Христа, а не человекоугодияради. Как же в таком состоянии удаляться в одиночество?

 Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Кто еще не познал Бога, тот не способен к безмолвию и многим бедам подвергается на сем пути. Безмолвие погубляет неискусных, ибо они, не вкусивши сладости Божией, все время проводят в пленениях и расхищениях, в унынии и парениях… Одержимый страстьми проводит время в пустыне в непрестанном о них размышлении… Никто из тех, которые лицемерно подвержены раздражительности и возношению, лицемерию и памятозлобию, да не дерзнет когда-либо увидеть и след безмолвия, чтобы не дойти ему до исступления ума, и только». 

Недаром сказано: «В чем осудишь, в том побудешь», – так что подумайте и постарайтесь вспомнить, кого осуждали. Во всем покайтесь от сердца.

О раздражении

Вопрос от Л.: С детства меня раздражают разные звуки, которые приводят меня в нервное возбуждение. Так продолжается уже много лет – я постоянно раздражительная, возбужденная, чем приношу огорчение своим близким: укоряю и требую от них то не плямкать, то не щелкать семечки и т.д. Очень прошу Вашего совета, подскажите: как избавиться от этой немощи? Еще меня одолевают блудные движения плоти.

Ответ: Л., надо рубить «корень» от которого произрастают эти «цветочки». А «корень» этот – гордыня, гордостное возношение и самоцен. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «раздражение – знак великого возношения». Поэтому надо просить Господа, чтобы Он помог Вам осознать гордость, которая гнездится в Вашем сердце, и избавиться от нее.

Гордость же, по святоотеческому учению, посекается смирением. Смирение, в свою очередь, приобретается безропотным и благодушным терпением всего неприятного, поношений и унижений, которые Промыслом Божиим попускаются гордецу для его исправления.

Все зависит только от Вас. Если будете роптать, негодовать, злиться на происходящее с Вами и вокруг Вас, если будете продолжать раздражаться на окружающих (которые и есть инструменты в руках Божиих), значит, будете и отвергать  посылаемое Вашей душе «врачевание», а укоренившаяся в ней духовная болезнь будет только усугубляться.

А если при тех же внешних обстоятельствах начнете смирять себя (а не окружающих), сдерживать свои чувства и эмоции, взывая в этой борьбе о помощи ко Господу, то и начало избавлению от Вашего недуга будет положено. И так – мало-помалу, по мере усвоения добродетели смирения – «увянут» и все внешние проявления губительной страсти гордыни, о которых Вы пишете: и раздражительность, и блудное разжжение.

Разве возможно, исполняя заповеди, взрастить гордость?

Вопрос от Д.: В Вашей статье о «делании, растворенном смирением» прочитал, что взращивать в себе гордость мы можем даже исполняя заповеди Христовы. Поясните: как это возможно? Мне казалось, что все евангельские заповеди так или иначе учат именно смирению: если их исполняешь, стяжаешь смирение, а если не можешь исполнить, тогда каешься и смиряешься…

Ответ: Д., не удивляйся тому, что исполняя заповеди, человек может взращивать в своем сердце гордость. Для того чтобы мы понимали, что и такое может быть (да что там говорить – часто бывает), Господь в Евангелии приводит притчу о мытаре и фарисее (см. Лк 18:9-14).

Фарисей с точки зрения закона исполнял все заповеди и был уверен в том, что, он праведник. Но при этом он презирал ближних. А значит, все зависит от того, с каким чувством сердца мы исполняем заповеди. Если нас подталкивает к милостыне славолюбие, а не милосердие, а помогать ближним заставляет человекоугодие, а не братолюбие, то мы как раз и взращиваем гордость, хотя внешне – исполняем заповеди.

Такое состояние страшнее открытого падения и явного греха, ибо упавший стремится подняться, прибегая к покаянию, а тот, кто не видит своего падения,  даже и не помышляет о покаянии – значит, и сердце его коснеет во грехе. На такой почве и взращивается гордыня.