Почему после тяжких грехов приходится долго каяться?

Вопрос от Ольги:
Мир вам! Подскажите, почему после тяжких грехов обычно покаяние совершают много лет? Разве Бог не прощает сразу же после раскаяния, исповеди и оставления? Почему есть в житиях случаи, когда Бог давал извещение о прощении греха павшего верующего(усиленно подвизающегося в покаянии), спустя год, три и даже десять лет? Не является ли маловерием совершение покаяния, вымаливание прощения за определенный смертный грех многие годы? Почему подвижники оплакивали грех годами? Неужели Бог долго не прощает, долго гневается и не сразу идет навстречу человеку так, как отец в Притче о блудном сыне? Почему говорят, что исцеление души от тяжких грехов (ран, травм ими причиненных) происходит через годы плача? Ведь написано \»ранами Его мы исцелились\». Разве Врач не исцеляет и не прощает сразу? Если ужасная боль души, муки раскаявшегося, терзающие душу многие годы — это не признак непрощения грехов Богом, а признак травмирования души от тех грехов, то почему исцеление души он язв Бог не дает сразу? Я имею в виду покаявшихся воцерковленных людей, живущих православно, оставивших греховную жизнь. После смертных грехов верующие обречены на жизнь в муках до конца жизни? Эти муки никогда не прекратятся? Как от них исцелиться? Почему покаяние называют врачевством, если оно не дает исцеления душе, а только снимает вину? Спаси Христос!

иеромонах Константин:
Мир Вам, Ольга!
В ответ на Ваши многочисленные вопросы позвольте спросить у Вас – почему простуда проходит за неделю, а перелом позвоночника нужно лечить годами? Думаю, ответ ясен – от сложности заболевания зависит и время излечения. То же самое касается и духовных болезней. Бог прощает сразу, как только человек искренне кается, но зная, что мы удобопреклонны ко греху, не ограничивается симптоматическим лечением, а стремится излечить причину болезни.

Каждый грех есть лишь плод, а корень его это страсть живущая в человеке. И для того, чтобы искоренить эту страсть, а не просто отрясти плоды, требуется время. Время на излечение души от греховных привычек, на изменение образа жизни. Кроме того, то, что легко дается, легко и теряется. И если бы каждый раз чувство вины за тяжкие грехи исчезало мгновенно после покаяния, то человек никак не ценил бы этот дар и грешил снова и снова в расчете на моментальное прощение. Исчезло бы само понятие тяжести греха и покаяние превратилось бы в обыденное дело в худшем смысле этого слова.
Поэтому Господь попускает горестные воспоминания о содеянном и чувство непрощения, чтобы отвратить нас от повторения греха. А когда, страсть рождающая грех, совершенно искореняется, тогда прекращаются и воспоминания, и исчезает тягота непрощения.

И в-третьих, очень часто кающийся ищет не плача о грехах, не сожаления и раскаяния в том, что огорчил Бога, преступил веления совести и отверг руку Ангела Хранителя, а только лишь освобождения от отягощения совести, т.е. – комфорта. А это есть не покаяние, а поблажение самолюбию и к исправлению не приводит.

  • 3 441 просмотров