Об отступлении благодати, разгуле страстей и выборе монастыря

Вопрос от Владимира:

Дорогой отец Константин, пишет вам Владимир из Казахстана, я уже писал вам, я просфорник и пономарь при женском монастыре.
С приходом в Церковь меня сильно борет страсть нерадения, многоспания и сластолюбия. Мне 21 год. Раньше, до прихода в Церковь, в школьные годы я мог до глубокой ночи играть в компьютерные игры, или проводить ночи в пьяном разгуле и спать по 5-6 часов, сейчас же мне все тяжелее встать на обычное утреннее правило, не говоря о правиле из нескольких сотниц Иисусовых молитв, которое раньше исполнял с удовольствием и глубоким желанием, сейчас же все чаще и чаще откладываю на потом и забываюсь сном.


Тоже могу сказать о сластолюбии: некогда не замечал в себе действия этой страсти.
Я болезненный и слабый человек, немного подорвал здоровье в разгульном прошлом.
Я не знаю какова причина падений, но это борет меня до слез, я давно не исполняю правило как положенно. Духовник говорит, что Господь послал мне страсти как спасение, чтобы гордость не овладела мной окончательно. Я стараюсь в течение всего дня хранить внутри себя Иисусову Молитву, вот уже около двух лет. Быть может это испытание посланное от Бога, чтобы показать свое понуждение? Как научиться понуждать себя, где мне взять силы, выходит замкнутый круг.
Я запутался и искренне жду вашего ответа и молитв.
И другой вопрос:
Какой из монастырей, скитов вы могли бы посоветовать для человека, ищущего наставника и опытного руководителя в деле прохождения внутреннего делания, трезвения, исихии, путеводителя на пути ко Спасению? Хочу пойти по пути монашескому, но в Казахстане нет монастырей и мало наставников. Имею на примете несколько монастырей, но боюсь поступить против Воли Божьей. Как выбрать место своего спасения раз и навсегда, чтобы через год не мечтать о другом монастыре, чтобы мое монашество не превратилось в «перекати-поле»? Уже подоспело время, пора делать выбор.
Прошу, помолитесь Богу, да вразумит вас обо мне.
Через месяц поеду на Валаам (как вы и вразумили меня с вопросом об Афоне) и в Свято-Косьминскую мужскую пустынь под Екатеринбургом (духовник отец Авраам (Рейдман)), если Бог благословит. Прошу молитв вашей Пустыни. Простите меня.
 

Монах Константин:

Владимир, твой духовник дал тебе верный ответ на твои вопросы. Напрасно ты сомневаешься в этом. Прежде, чем искать премудрость за тридевять земель, стоит оглянуться вокруг – она всегда рядом. Очень и очень многие ошибочно полагают, что за духовные знания можно найти только очень далеко. И колесят в этих поисках безостановочно, зачастую понапрасну тратя драгоценное время, да еще и надмеваясь потихоньку тем, что «я и на Афоне жил и на Валааме был».
Новоначальным в первом периоде воцерковления всегда сопутствует так называемая «призывающая» благодать, без которой человек не в состоянии прийти к Богу. Ибо это не человек приходит, а Бог призывает. Однако через некоторое время, которое у каждого свое, эта благодать отступает, и человек начинает недоумевать – что происходит? То, что раньше было легким и приятным, теперь стало тяжким и невыносимым! Страсти, которые казались уже практически побежденными, вдруг, восстают с новой силой!
Суть в том, что благодать отступает промыслительно, чтобы человек, во-первых, учился ходить сам, а во-вторых, чтобы познал свою немощь и таким образом смирился. Это лекарство от гордыни и витамин роста одновременно. Если будешь смиряться и возлагать все упование на Бога, то Божественная благодать будет усиливаться, а будешь надмеваться и приписывать что-либо себе – оскудеет и отойдет.
Но где же взять силы, в том числе и на понуждение себя?
У Бога. Все от Него, Он источник всего сущего. У Него и сил надо просить и терпения, и всего остального, что необходимо для спасения. Причем просить надо каждый день, всю жизнь. Просить и благодарить за то, что получаешь, за все. Потому что все, без исключения, находится в Промысле Божием о каждом из нас. И целью этого Промысла является наше спасение. Потому и то, что подается от Бога, всегда спасительно. Хотя зачастую кажется, что не получаешь ничего или наоборот – сплошные скорби и искушения и многое отнимается. Но скорби и искушения находят на нас по грехам нашим, для нашего же исправления. Поэтому надо не роптать, а благодарить за них больше, чем за утешения.  Надо просить у Господа, чтобы Он помог просить. Потому что и помыслы благие тоже от Него, без помощи Божией человек даже не вспомнит о Боге.
Далее.
Валаам место благословенное, к отцу Аврааму ехать не рекомендую.
А для того,  чтобы выбрать место своего спасения нужно…опять же молить Бога о вразумлении и помощи. Замечательным средством от «шаталовой пустыни» является самоотверженность (то есть – отвержение СЕБЯ, своего Я, своих хотений и желаний, предание всего себя на волю Божию и память о том, что все и вся находится в Промысле Божием.
Бог тебе в помощь!

  • 1 822 просмотров