Об исповеди.

Вопрос от Олега:
Христос посреди нас. Отец Константин, спаси Господи Вас за Ваше внимание и наставления меня недостойного. Все так как Вы написали, все именно так! С покаянием и исповедью я действительно испытываю огромные трудности. За три года ни разу не почувствовал что по настоящему получилось исповедаться, ни разу не пришло чувство облегчения и освобождения после исповеди, даже когда была генеральная исповедь. Я чувствую, что не знаю и не умею исповедоваться. Пробовал разное, готовился много дней к исповеди, шел спонтанно без подготовки, записывал за месяц все мелкие и большие свои грехопадения, получался безумно длинный список, в котором растворялось и исчезало любое покаяние. Был и общий анализ, который обезличивал покаяние, создавая ощущение, что читаешь богословскую книгу, относящуюся ко всему миру. Я ощущаю буквально, как лукавому удается перехитрить меня. В грехах, которые требуют искреннего исповедания о содеянном, он смущает меня на философствование об общих человеческих болезнях, там где, укрепилась духовная болезнь и проявляется в разных поступках и действиях, он переводит мое внимание на частные проступки, не давая исповедаться в их сути. Поэтому после исповеди ощущение фальши, искусственности не договоренности, незаконченности и отсутствие духовного удовлетворения. Ведь как это точно! Воспитанный в гордости, в уповании на себя и поняв это, я продолжаю искать помощи от человека, от учителя, но для меня «великого» учитель должен быть «сверх великий». И конечно в каждом, кого встречаю, нахожу изъяны. Это путь, которым лукавый, посредством гордости крепко держит меня. Я понял ваше наставление как: » Олег, не ищи учителя, а ищи Бога. Бог своим произволением Сам определит, как вразумить тебя, через учителя, откровение, видение или др. Это не твоя забота! Иди к Богу, ищи покаяния!» Поиск учителя, это отклонение от Пути, это надежда на себя и на человека. Это обратный путь к гордости и неверию. Лекарство в моем случае только одно: Молитва, покаяние, самоуничижение и внимательное бдение над своими помыслами. А Господь Сам решит каким путем меня привести к покаянию. Всякие поиски кого то или чего то избавляющего меня от трудов и страданий поиска пути есть уловки и происки лукавого. Спаси Господи о. Константин и благословите меня. Я в воскресенье 1-го апреля уеду в Карелию. Чувствую острое желание уединиться в пустыньке и помолиться. Побуду в пустыньке четыре дня, потом исповедаюсь и причащусь. Через неделю опять в работу. Помолитесь за меня недостойного. Низкий поклон, от меня грешного и спаси Господи. Простите меня, опять не получилось коротко, простите за многословие!

Монах Константин:
Олег, буду отвечать по пунктам. Судить об исповеди и покаянии нельзя по своим внутренним чувствам. У страстного человека они не могут быть правильными и потому доверять им крайне опасно. Что касается исповеди и покаяния, то мы должны руководствоваться не своим умом и тем более чувствами, а только верою. Верою в то, что Господь ради нас грешников сошел с небес на землю. Для того, чтобы простились нам наши грехи, Он взошел на Голгофу и претерпел крестные муки и самую мучительную смерть. И Он, наш Бог и Спаситель, обращается ко всем нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененнии. И Аз упокою вы». Потому,- со смирением, верою и благодарением надлежит припадать нам ко Христу исповедуя Ему грехи свои, помня Его слова: «Грядущего ко Мне (грешника) не иждену вон». То есть, Господь принимает всякого грешника с любым его чувством и даже безчувствием, лишь бы грешник верил, что Он есть его Спаситель и Врач его души.

Заметь, что ты переносишь свой житейский, материальный опыт в духовную сферу и ищешь получить зримый результат, в данном случае в виде какого-то ощущения. Кающемуся грешнику должно быть свойственно пребывать в чувстве искреннего сокрушения, смирения и сожаления о содеянном, а при отсутствии этих чувств сугубо укорять себя, воздыхать о своем окаянстве и плакать сердцем. А как плакать сердцем, спросишь ты? По слову:- Просите и дастся вам, ищите и обрящете, стучите (молитвой) и отверзется вам. Истинно кающийся, по слову афонских старцев, телом ходит по земле, а молитвой ударяет в небеса.

Более подробно о сути покаяния можешь прочесть в книге митрополита Антония (Блюма) «О покаянии».

Касательно твоих «отношений с учителем». Старайся держаться среднего пути, «не уклоняясь ни на десно, ни на шуйе». Из твоих слов видно, как враг старается столкнуть тебя то в одну, то в другую крайность. А путь добродетели, как учат Святые отцы, есть средина между двух крайностей. Поиск духовного руководителя не есть «отклонение от Пути… надежда на себя и на человека…. обратный путь к гордости и неверию», как ты говоришь, а есть путь веры и смиренномудрия. Как ты надеешься сам преплыть бушующее море без опытного кормчего? Не обязательно благодатного старца, а хотя бы более преуспевших в духовной жизни людей? А помощь от Бога через человека тоже необходимо испрашивать молитвой, а не идти к старцу, как к оракулу. Еще Петр Дамаскин, более тысячи лет назад, отмечал необходимость обязательного совета с духовно опытными людьми, в числе прочих 7-ми духовных деланий.

Должен сказать, что обратил внимание на то, что ты, слава Богу, правильно осознал необходимость личных трудов и стараний в деле покаяния и самоисправления. Господь да поможет тебе пребывать в этом делании, внутренне удаляясь, как от огня глупой самонадеянности и безумной гордости. Прости меня за прямоту, но считаю нужным называть вещи своими именами.

Возмогай о Господе.

  • 1 130 просмотров