О внимательной молитве Иисусовой

Вопрос от Анастасии:
старец Наум из Лавры учит всех молиться Иисусовой молитвой, используя дыхание. Я даже выяснила у него, что тот способ, который описан убиенным иеродиаконом Исаакием в книге отца Меркурия, вполне приемлем.

Поразмышляв на тему того, как хорошо и складно 8 слов укладываются в 6 ударов (получается одинаковое количество слогов между ударами), я стала привыкать к этому именно способу (не умея, конечно, держать ум в сердце, и даже не пытаясь, так как нашла у свт. Феофана слова о том, что дыхание в молитве автоматически само вводит ум в сердце, если мы не знаем, где это сердце именно искать). Несколько лет так и молилась, но в непрестанность так и не перешло по причине особо активных атак врага. Как только получалось вычитать 30 четок, которые от меня требовала игуменья, наступало сначала что-то вроде успокоенности или тщеславия, а затем следовало какое-либо мощное искушение, которое надолго отбивало у меня силы молиться вообще. Думала, может, будет лучше, если не считать количество четок, а все внимание держать только на покаянном чувстве. Но, увы, не считать четок мне никто не разрешил, а во-вторых — когда приходили покаянные мысли, то вместо Иисусовой молитвы непроизвольно получалась молитва мытаря… Как быть?
 
Монах Константин:
Анастасия, мы не можем обсуждать требования игуменьи – она поставлена Господом в вашей обители.
Да, четки порой отвлекают от молитвы. Но это достаточно обычное явление среди тех, кто давно молится. Смущаться этим не надо, это своего рода ступень, которую тоже надо пройти. Главное, — не ропщите, а просите Господа об усилении внимания на молитве и Он поможет Вам двигаться дальше в молитвенном делании.
Иисусову молитву можно заменять молитвой мытаря. Вообще, святые отцы говорят, что это может быть любая краткая молитва. Например Иоанн Кассиан Римлянин в «Собеседовании с египетскими отцами» приводит  пример такой молитвы первым стихом 69-го псалма: «Боже в помощь мою вонми: Господи помощи мне потщися». При этом подробно раскрывая глубочайший  смысл, заложенный в этой короткой строчке. А суть в том, чтобы сохранять внимание, покаянное чувство, благодарность Богу, умиление и/или находиться сердцем в присутствии Божием. Эти чувства могут сменять друг друга, но цель молитвы остается прежней – соединение с Богом. Недаром Иисусову молитву называют еще «памятью Божией».

  • 1 769 просмотров