О страстях и молитве.

Вопрос от Димитрия:

 

Благословите, отцы-пустынники.

У вас на сайте много можно прочесть о страсти гордости и становится понятно, что практически во всех наших бедах первопричина — именно она. Но св. отцы называют и другие страсти (семь основных страстей), а апостол Иоанн говорит о «тройственной похоти», господствующей в мире. Дьявол — гордец, он он же и лукав настолько, что по этому свойству получил и именование. Лукавство невозможно «вывести» из гордости, по крайней мере сходу, как и «похоть плоти» и «похоть очес». Но это также немалое зло в человеке.

Эти последние — более терпимы, менее опасны?

Еще вопрос о молитве, опять же навеянный чтеним Вашего сайта. Вы ставите ее в очень строгие святоотеческие рамки трезвения, покаяния — ни влево ни вправо, ни о каких утешениях не помышлять, ибо недостойны. И рисуется путь такой весьма мрачный. Но что-то же привлекает душу к молитве и укрепляет на этом с виду безрадостном и тяжком пути? Иначе кто бы смог одолеть его, имея только смутную надежду в будущем?

 

 

Монах Константин:

 

Господь да благословит всех нас молитвами святых Своих!

Димитрий, гордость это одна из восьми основных страстей, о которых говорят святые отцы. В частности, преподобные Иоанн Кассиан Римлянин, Иоанн Лествичник и Никодим Святогорец. Причем обычно она упоминается в самом конце этого списка, а первой идет чревоугодие. Но это не означает, что какая-то из них менее пагубна, чем остальные. Мы уделяем столько внимания борьбе именно с гордостью потому, что эта страсть в современном мире заняла главенствующие позиции. Однако, как говорится в житий преподобного Василия Нового, который испросил откровение своему ученику Григорию о том, что такое есть мытарства, и которому было  открыто что, на блудном мытарстве, одном из последних, которые проходит душа после смерти, бесы похваляются тем, что больше всего душ низвергается в ад именно с их мытарства.

Нет «более терпимых или менее опасных» страстей. Все они одинаково пагубны для души, просто враг манипулирует ими, подбирая, как вор отмычки, ключи к нашим душам в зависимости от того, кто к чему расположен. Гордость же так широко раскинула свои сети по земле потому, что с развитием возможностей человечества, она получила множество новых способов для своего проявления и превратилась в культ. Средства массовой информации, начиная с появления газет и заканчивая интернетом, были поставлены этой страсти на службу. Реклама – это одновременно и результат полного помрачения этой страстью и ее двигатель. О чем она не стесняется заявлять в известной поговорке.

Относительно молитвы.

Нет ничего тяжкого в молитве. Это труд, но не каторга. И этот труд, в свое время, приносит драгоценнейшие плоды. Часть из которых, обычно дается на пробу в самом начале, чтобы труженик знал для чего трудиться. А предостережения и строгие правила необходимы, ибо враг всегда рядом и использует любую возможность, чтобы испортить дело. Надо помнить, что молитва это, без всякого преувеличения, обоюдоострый меч, который может посечь без остатка все вражеские силы, сколько бы их не восставало на молящегося, и сделать его победителем. Но при неразумном, неосторожном, неблагоговейном отношении этим мечом недолго поранить и самого себя.

Молитву можно сравнить с ездой на автомобиле. Если ездить по правилам, то наличие машины может принести массу пользы ее обладателю по сравнению с тем, кто ходит пешком. Но если ездить пьяным или грубо и систематически нарушать правила, то это однозначно закончится катастрофой. Нельзя ехать по шоссе и разглядывать окружающие пейзажи – нужно следить за дорогой. Иначе окажешься в кювете. Тем, кто склонен увлекаться чувствами, демон подсовывает ложные, псевдо-духовные переживания, а порой и ощущения, начинает «подруливать» его «автомобилем», и в конце концов полностью берет управление на себя и завозит несчастного в такие дебри, из которых потом и выхода не найти.

А тот, кто не «давит на газ» в попытке «доехать до горизонта за полчаса», а терпеливо трудится с пониманием того, что Господь подаст ему необходимое по мере очищения души его, добирается до этого самого горизонта в положенное ему время.

 

Если человек искренне кается в своих грехах, то за вместе с покаянием приходит и умиленное утешение, которое разгоняет всякий мрак.

 

  • 1 417 просмотров