О покаянии, смирении и страхе Божием.

Вопрос от Венцеслава из Болгарии:
Благословите, отец Константин! Спаси Вас за советах и молитьвах! Буду стремиться к выполнении советов, с благословением духовного отца. Постепенно хочу с Вашей помощью выяснить свои ошибки, но и поставлят здоровые основания духовного опыта. Я чел, что если стремлюсь к покаянии, смирении и благоговении в молитьве ето здоровое основание, которое охраняет от прелести? Можеть быть не надо обращать такое внимание на ощущениях во время молитве, не верит и не гордяться им, но больше сосредоточиться на словах, на веру, на смирении, что было из сердца, с болью? Хочеться научиться благоговении и страха. Как научиться страха Божия? Мне очень нравиться Ваша святоотеческая философия, что все по Божей воле. Мне хочеться научить больше о заповедах Господних и как выпольнять их в каждой ситуации. Где можно более подробно прочесть о практическом приложением заповедах и словах Господа, как и о понимании все как воля Божия? Я думаю, что это мне помогает, как и принимание все с благим помыслом/старец Паисий/. Вы видите, что моя ситуация не простая. Надо молиться и в тоже время охранять себе от прелести. Надо не гордяться, но и склонен к отчаянии. Хочу учиться, но оченъ быстро при самом малом гордость «активируеться». Пробую молиться из сердца за каждогого члена семьи. С болью пробую «Пресветая Богородице, спаси раб божий..! Старец Паисий много говорить о больи при мольтьве! У меня не всегда есть! Как Вы думаете, можно собудить боль со словами «Как хочу, что бы мой ребенок не стал жертвой дявола за моих грехах и немощях, как хочу, что бы он спасился. Я не могу ни мольтся, ни воспитать! Пресветая Богородице, смились! Господи, помоги! Я не могу ничего научить своей супруги, не оствляй ее в неведении! Помоги мне быть отцом и супругом!» — со смирением,но и верой? Можно ли прежде молитьве преодолеть многогрижием молитьвой «Целое мое упование на тебя возлагаю Мать Божия!Пази меня под твоим покровом!» Прошу Ваших святых молитьвах, даже если совсем негоден к понимании и выполнении! С Уважением: Венцеслав

Монах Константин:
Покаяние, смирение и благоговение действительно являются правильным основанием для молитвы. Но это не должно быть чувством, ощущением или мнением, а должно быть состоянием духа, в котором человек предстоит перед Богом. А отличить одно от другого можно по смирению, которое не видит себя смиренным, благоговейным и кающимся, а видит себя грешником и оплакивает себя пред Богом. Страх Божий зарождается в душе в тот момент, когда человек не желает и боится оскорбить Бога грехом и удаляется всякого повода к нему. По поводу практического применения заповедей Христовых могу рекомендовать тебе следующие книги: «Невидимую брань» прп. Никодима Святогорца, «Толкования апостольских посланий» свт. Феофана Затворника и книгу «Старец Силуан» арх. Софрония (Сахарова). Последнее является лучшим пособием в борьбе с гордостью и отчаянием. В твоем непростом состоянии небезопасно искать каких-то особых чувств на молитве, лучше молиться в простоте, с верою и непоколебимым упованием на то, что Господь слышит и принимает твою молитву и подаст все необходимое ко спасению тебе и твоим близким, но в свое время, а не тогда, когда мы хотим. В последнем вопросе непонятно слово «многогрижием» и поэтому ответить на него не могу.

  • 899 просмотров