О монастырях, монашестве, средствах и цели.

Вопрос от Владимира:

Подскажите, отче, как научиться самоотвержению? Я слаб здоровьем, ленив, страстен, хочу поступить в монастырь. 15 дней жил по уставу братии и мне было очень тяжело. Сейчас прохожу послушание в миру, мысль о скором переезде в монастырь как будто пугает меня. Два года назад пришел в Церковь, жизнь в миру не привлекает меня, одновременно боюсь трудностей монастырской жизни.

С какими целями следует идти в монастырь? Чего ждать от монастырской жизни и какую цель ставить перед собой?

Правильно ли воспринимать общежитие как шаг к скитской жизни, а затем и, если благословит Бог, к жизни в пустыне? Я хочу достичь смирения, очищения от страстей, но более всего хочу научиться деланию молитвы Иисусовой, пойти путем, которым шли отцы-исихасты. Возможно ли это в наше время и правильно ли желать этого? И есть ли в наше время учителя и монастыри, где бы преподавали эту «науку из наук»?
Простите меня и просветите меня своим бесценным опытом, отец Константин.

Молюсь молитвой Иисусовой около двух лет под руководством отца духовного, имею небольшое правило.
Во время молитвы, около 3х месяцев назад, внимание стало останавливаться на сердце, но отец духовный запретил держать внимание там и понуждает молиться устно, в простоте сердечной.
Оказываю послушание, но постоянно внимание идет к сердцу и приходит сожаление оттого, что получил запрет, хочется молиться там.
Как мне поступить? После какого срока можно останавливаться в преддверии сердца и чем отличается молитва сердечная от молитвы деятельной-сердечной?
Мне 21 год, в прошлом вел жизнь страстную, жил в «похотях плоти».
Помяните меня в молитве своей и отца духовного — иеромонаха Модеста.
Спаси Вас Господи!

Монах Константин:

Владимир, мы все страстны и немногие из нас сильны здоровьем, это не препятствие для поступления в монастырь. С ленью надо бороться, иначе в монастыре ты долго не удержишься.

Цель жизни христианина, по словам преподобного Серафима Саровского, есть стяжание благодати Духа Святого. Монашество, это один из способов достижения этой цели, но вовсе не сама цель. Господь приводит к нему людей разными путями (святитель Игнатий Брянчанинов пишет о четырех основных путях), но, в общем, цель одна — отойти от мирской суеты с тем, чтобы освободить ум и сердце для Бога. Своекорыстные цели вроде того, чтобы стать иеромонахом, игуменом или иерархом, добиться высокого положения, уважения, славы людской и почитания как «старца», путь тупиковый. Те, кто уходит в монастырь под давлением тяжелых жизненных обстоятельств, слабости духа, малодушия, нежелания трудиться даже ради собственного благополучия, неумения и нежелания поддерживать добрые взаимоотношения с ближними, и по прочим подобным причинам, но не ради Господа, а стремясь найти «теплое местечко», также впоследствии подвергаются многим скорбям и путь их в монашестве весьма извилист и изобилует многими искушениями.

Чего ждать от монастырской жизни можно понять только пожив в конкретном монастыре. Рассказывать об этом подробно не имеет смысла, ибо каждый приобретает свое видение и свой опыт. Одно могу сказать — обычно все совсем не так, как представляют себе «романтики». Монастырская жизнь, если жить как подобает, это постоянный труд, лишение себя всего того, к чему привык в миру и постоянная же борьба с самим собой. Что и есть самое трудное. Цель такой жизни — изжить «ветхого человека», то есть, собственное эго, которое, будучи живо, не дает приблизиться к Богу, ибо требует от человека непрестанной заботы о себе и своем материальном, плотском благополучии. Но эта цель является лишь средством к достижению главной цели, о которой сказано выше, а не самоцелью. Это важно, поскольку некоторые думают, что став монахом они автоматически достигнут спасения, а это совсем не так.

Рассматривать монашеской общежитие, как стартовую площадку для усугубления подвига в скиту и тем более в пустыне, по меньшей мере самонадеянно, а в общем просто глупо. Ибо не ступив даже на порог монастыря, мечтать о чем-то ином, иначе как гордостным безрассудством назвать нельзя. Жить в общежительном монаствре ничуть не проще, чем в скиту или пустыне. Те, кто думает иначе, сильно заблуждаются.

Ты пишешь: «хочу достичь смирения, очищения от страстей, но более всего хочу научиться деланию молитвы Иисусовой…» Надо понимать, что без приобретения смирения, которое и очищает от страстей, и послушания, умерщвляющего своеволие, достичь молитвы невозможно. Нельзя впрягать телегу впереди лошади. Многие думают примерно так: «приду в монастырь, закроюсь в келье и буду молиться перед иконами с одной лампадкой в тишине и покое…достигну молитвы и буду великим молитвенником…» Такие нелепые представления о пути новоначальных очень быстро разбиваются в пух и прах, отрезвляя мечтателя реальностью монастырской жизни. Которая вовсе не такова, какой видится увлекшимся «романтикой» монашества. Цель настоящего монаха — отречься себя, то есть того самого «ветхого человека», ради Господа, с непременным упованием на Подающего все для этого, взыскающим Его. Отцы-исихасты, о которых ты пишешь, именно этим путем и шли. И на этом пути, в постоянном делании, постепенно обретали молитву. Именно постепенно. Нельзя идти вверх по лестнице прыгая через три ступени.

В молитве продолжай оказывать послушание своему духовному отцу. То, чего тебе «хочется», это своя воля и исполнение ее не будет тебе на пользу. Устная молитва переходит в умную, а умная в сердечную тогда, когда этого хочет Бог, Видящий, что сосуд очистился и готов принять благодатный елей. Молитва это дар Божий. Впрочем, как и все остальные добродетели. Не жди и не ищи никаких сроков. Их нет.
Молитва дается молящемуся. И потому от нас требуется непрестанность. Остальное подается от Бога.
Живи сегодня, не мечтай о завтрашнем. Никто в этой жизни не достигает какой-то такой молитвенной «вершины», на которой можно было бы отдохнуть и удовлетворенно расслабиться с сознанием выполненного долга. Настоящая молитва это труд, а не удовольствие. Труд до конца жизни. И это, опять же, не цель, а средство для достижения цели. Кто принимает первое за второе, тот проходит мимо оного.

Необходимо, также, помнить, что все случающееся с нами, находится в Промысле Божием. И направлено на наше спасение, только мы редко когда можем это понять, в силу ослепления нашего грехами.

Нам всем очень полезно изо всех сил стараться перестать жить в будущем или прошлом. Надо жить настоящим, иначе сама жизнь проходит мимо в пустых мечтаниях о том, что будет, когда я сделаю то-то и то-то или настанет то или иное время. Мы все время спешим к чудесному горизонту, нарисованному нашим воображением, не успевая или забывая делать необходимое сегодня подобающим образом. И потому никогда не достигнем этого горизонта, ибо глядя вдаль не смотрим под ноги и сбиваемся с пути. Жить сегодняшними делами — означает строить дорогу к будущему. Жить завтрашним днем — значит идти без дороги. Для того, чтобы мы помнили об этом, Господь дал нам заповедь не заботиться о завтрашнем дне.
А предварив сию заповедь словами: «Ищите же прежде Царствия Божия…» (Мф.6:33-34).

Господь да поможет тебе идти истинным путем!

 
 
 

  • 1 458 просмотров