О грехах и покаянии.

Вопрос от Ксении:
О.Константин, благословите! Я год как воцерковилась, но до сих пор не понимаю, как правильно исповедоваться. Я пришла к выводу, что грех — понятие относительное и то, что для одного будет грехом, для другого может не быть им. На практике вижу у себя несколько этапов борьбы со грехом: 1.Осознаю »нечто» как »вообще-то грех, но совсем не моя мера». Т.е. лично для себя на данный момент не считаю грехом. 2.Осознаю нечто как »грех для меня», но — только умом, чувствами же продолжаю любить это »нечто». Не хочу расставаться, но понимаю, что надо это сделать. 3.Начинаю мучиться этим грехом и воспринимаю его как нечто чуждое, но имеющее надо мной власть. Грешу против воли, мучаюсь и раскаиваюсь. 4.Вконец возненавижу грех и начинаю решительную борьбу с ним — с молитвой, с Божьей помощью. 5.Избавление от греха — Божьей милостью.
Вопрос вот в чем: в какой момент я должна исповедовать »нечто» как грех на исповеди? У меня получается, что я часто исповедываюсь в том, что еще не ненавижу, не отторгаю, как грех (т.е. до 3го этапа), исповедаюсь и при этом знаю, что не готова еще от этого греха отказаться и обязательно снова его совершу. Наверно, это неправильно? Ведь, как Вы отвечаете моей тезке на подобный вопрос »исповедь — это подведение итогов покаяния»…А с другой стороны — как причащаться, если есть нераскаянный грех??
А еще вызывает недоумение совет святых отцов не бороться сразу со всеми грехами (страстями), а найти главную и сосредоточиться на борьбе с ней. Мне нравится этот совет, т.к. я чувствую, что разбрасываюсь и везде терплю поражение, но я не понимаю, как это возможно и как при этом быть с исповедью?? Допустим, у меня главная страсть — тщеславие, так что ж мне, с чревоугодием не бороться, блудные помыслы не отторгать и не исповедывать?
И еще, Вы пишете: »Наше же дело каяться от сердца и искренне сожалеть о совершении греха, и стараться не допускать его впредь.» А разве мы властны над нашими чувствами? Я пыталась ими управлять, вызывать в себе покаяние, любовь — но в итоге пришла к выводу, что это все актерство, а настоящее чувство только Бог может дать. А в наших силах только »не допускать его впредь», т.е. дело. Я ошиблась?
Спаси Вас Господи, о.Константин! Помолитесь, пожалуйста, обо мне!

Монах Константин:
Ксения, ответить на Ваш вопрос в рамках сайта не представляется возможным, ибо о борьбе со грехами и страстями написаны сотни томов святоотеческих поучений, да и, в общем-то, все святоотеческое наследие как раз и есть сборник, так сказать, инструкций и методов этой борьбы. Посему, рекомендую Вам внимательно, не спеша, прочитать «Лествицу» и поучения аввы Дорофея.
Упомянутое Вами тщеславие, о котором Вы говорите, как о главной своей страсти можно, если не искоренить на данном этапе, то, хотя бы, укротить частым мысленным самоукорением.
Тут надо понимать, что без внешнего не появится внутреннее. То есть, если пока что, попытки вызвать в себе покаяние и любовь (и самоукорение в грехах, которые не осознаются сердцем, как грехи) по-видимому не приносят плодов, то это не значит, что этого не нужно делать. Нужно! Ибо только так, через внешнее, приобретается внутреннее. Понуждая себя на это каждый, раз мы постепенно приобретем благой навык, которые со временем станет нашей натурой и из ума перейдет в чувство сердца. Надо помнить о том, что наши молитвенные просьбы к Богу о прощении грехов привлекают к нам благодать, которая и совершает все. Но без нашего произволения и активного участия Бог не будет спешить даровать нам покаяние, поскольку не видит нашего к тому намерения, выражаемого в молитвах и стараниях. Поэтому понуждайте себя, ибо «Царствие Божие нудится и нуждницы восхищают е», то есть только те, кто принуждает себя к молитве, покаянию и исправлению входит в Царство Небесное.
Бог Вам в помощь

  • 1 504 просмотров
  • 3 мыслей по поводу “О грехах и покаянии.”:

    1. Спаси Вас Господи, батюшка! По поводу чувств стало гораздо понятнее, но вот насчет первой части моего вопроса: я ведь спрашивала, не как бороться со грехами (тем не менее спаси Господи за рекомендованную литературу, обязательно почитаю!), а о том, в какой момент исповедовать грех — ждать ли, пока покаяние в данном конкретном грехе «созреет», до сердца дойдет, когда я грех этот ненавидеть буду? Т.е. мой вопрос про исповедь был… 

      1. Ксения, ждать нечего. Ведь можно и не дождаться следующей исповеди. Кроме того, грехи имеют свойство забываться. Зачем же устраивать внутри себя такую мусорную копилку, на дне которой уж и не помним что лежит? Не надо забывать о том, что неисповеданные, а значит и непрощенные грехи не дают в нас места благодати Божией. А без благодати, что мы есть и что мы можем? Так что, исповедовать надо все содеянные грехи, даже если совесть не обличает в них, но Вы знаете, что совершенное Вами, есть грех. Необходимо также просить Господа помочь изжить ту страсть, которая является причиной повторения греха. Совесть, данная каждому человеку от Бога, как внутренний закон, мерило и эталон, из-за жизни в грехах и страстях, из-за отсутствия покаяния и забвения смерти, суда и Самого Бога, у многих из нас пребывает если не в летаргическом сне, то уж точно не в том состоянии, в котором была получена. Потому и не обличает сразу в содеянных грехах. Ибо самолюбие наше имеет более громкий и настойчивый голос внутри нас и заглушает голос совести даже если он и есть. Но совесть имеет свойство восстанавливаться в правах, если мы стараемся вести богоугодную жизнь. И тогда вопрос о том, что есть воля Божия и как ее узнать, снимается для нас с повестки дня.
        Господь да поможет Вам восстановить свою христианскую совесть!

    Комментирование закрыто.