О духовнике и самоцене.

Вопрос от Риммы:
О. Константин, благословите. Больше 20-и лет тому назад, еще в юности, я, не ища в общем, обрела духовника. Думаю, что Господь привел меня в нему через людей. Поначалу были сомнения, но потом я окунулась в такое море благодати и любви, что все сомнения отпали. Конечно были и трудности и преткновения и скорби, но в целом я думала, что нашла драгоценную жемчужину. Так продолжалось лет 5-6. Потом начались трудности. Понимаю, что главная причина трудностей — во мне самой, слишком я оказалась неочевидным »случаем» — и по внешним обстоятельствам, и по внутреннему устроению (а точнее неустройству). С тех пор уже лет 15 длится это испытание. Сперва я не замечала, потом не могла поверить, потом не могла принять. Сомнение есть и до сих пор. Понимала, что враг всегда сеет раздоры — и особенно старается оторвать от духовника. За эти годы сложилась целая жизнь, круг людей, и просто »уйти» не так-то очевидно — да и куда? Я старалась использовать эти годы во благо, было много милостей Божиих. Старалась научиться молиться, как-то прорваться непосредственно к Богу… Вопрос в том, как дальше? Продолжать слушать молчание на каждой исповеди и при редких аудиенциях будоражить старые раны, которые потом приходится многие дни »зализывать», возвращаясь на круги своя? Или оставить эти »сказки» о духовнике — сейчас это невозможно в той мере, как было раньше, или же Господь по грехам моим отнял у меня это благо и нужно смириться с тем, что »в мире я одна да Бог», ждать от Него одного милости? Или… Не знаю, насколько я еще способна что-то кардинально в моей жизни изменить, а порой хочется. Понимаю также из опыта пользу духовного руководства — какие-то духовные блага без него совершенно невозможны… Прошу прощения и св. молитв.
монах Константин:
Господь да благословит всех нас молитвами святых Своих!
Римма, из Вашего письма становится очевидным то, что Вы «несмь яко же прочии человецы». Но высокое мнение о себе, пусть даже со знаком минус, это признак чрезвычайного возношения, а стало быть, — гордыни.
Возможно, Ваш духовник просто устал от того, что Вы не слушаете его советов и не следуете им. И теперь он просто молча молится за Вас.
Кардинально что-то менять в своей жизни путем смены духовника неразумно. Ибо в данном случае, насколько это следует из Вашего письма, Ваш духовник не дает Вам душевредных советов. И потому речь о другом духовнике идти не может. Случается так, что чадо неосознанно ищет для себя особого внимания, и не получая такового, начинает считать себя обделенным, а духовника черствым и замкнутым. А дело всего лишь в самоцене и сладостном, как ни странно, чувстве обиды.
Обратите внимание на собственную непоследовательность: Вы, по Вашим же словам, получив столько пользы от духовника, в результате говорите про «сказки о духовнике». Необходимо помнить о том, что во всем, что с нами происходит, виноваты мы, а не окружающие. А у Вас получается, что это духовник, значит, «испортился»? Духовники, обычно, со временем становятся только лучше, а не наоборот.
Если будете смиряться, больше молиться за духовника и со смирением принимать и исполнять его советы, то ситуация изменится в лучшую сторону.
Помоги Господи!

  • 1 311 просмотров
    1. О.Константин, благодарю за обличение и советы. Непросто самой увидеть, что причина твоих бед — собственное чрезвычайное возношение. Будто и все понимаешь, и опыт есть, но всякий раз претыкаешься и наступаешь на одни и те же грабли. И кажется, конца этому не будет. Прошу св. молитв.

      1. Путь самоукорения это путь спасения. Путь самооправдания это путь самообольщения и погибели. Господь да поможет Вам идти правильным путем безпреткновенно!

    2. О.Константин, прошу прощения. Все же за эти долгие годы многое изменилось, и духовник стал обременен многими мирскими попечениями, он сам говорит, что не может руководить «твердо», не имеет дерзновения; да и полного нерадумывающего доверия у меня больше нет (это наверное как-то связано), я всегда несколько настороже — в частности и в вопросах глобализации, т.к. у нас к этому относятся как к чему-то неважному — так, как священноначалие… М.б. это тоже гордость? Как в таком случае строить отношения с духовником, которые тебе дороги, потому что в свое время батюшка помог тебе как бы впадшему в разбойники, и до сего дня помогает чем может, собственно с ним связана почти вся жизнь, большая ее часть…

      1. Римма, главными Вашими оружиями в данной ситуации, впрочем, как и во всех других, должны стать терпение, смирение и молитва за духовника и за себя. Он, как Вы сами говорите, долгие годы творил Вам неоценимое добро, да и сейчас не перестал делать этого. Должно быть, теперь пришла Ваша очередь помогать ему и себе молитвой. Пора, видимо, сдавать экзамены по тем предметам, которые Вы изучали под его руководством все эти годы. Экзамены на любовь, терпение, человеколюбие, смирение, рассудительность.
        Ответ на вопрос — почему у Вас исчезло полное доверие к духовнику следует искать в себе, а не в нем и его высказываниях, он может говорить это по смирению, видя Ваше душевное устроение. Скорее всего Вы поверили какому-то одному давно уже забытому «левому» помыслу относительно батюшки и из него враг и раздул Ваше сегодняшнее недоверие. Это один из его любимых приемов. Обычно такое происходт вследствие непрощенной обиды. Возвращение доверия возможно только через искреннее покаяние и всецелое, сердечное прощение.
        Мы теряем отношения с людьми обычно не потому, что меняются люди, а потому что однажды надеваем, как бы случайно и незаметно, а на самом деле из-за беспечности, вражеские очки и начинаем смотреть на мир и людей через них. И все видим искаженным, а думаем, что это реальность. Через эти очки человек самому себе кажется богатырем, умницей и красавцем, а другие выглядят несчастными карликами. Имя этой перевернутой оптике — гордыня.
        Относительно глобализации. Сейчас действительно многие батюшки находятся в трудном положении из-за того, что нет четкой и однозначной позиции церкви по этому вопросу. Со 2-го по 5-е февраля в Москве будет проходить Архиерейский Собор. Мы все надеемся и молимся о том, чтобы Господь подал благую мысль нашим архипастырям и они заняли единую антиглобалистскую позицию.

    3. Батюшка, Ваши слова порой попадают в самые больные точки, но от них я чувствую и утешение, и очень благодарна Вам за них; те образы, которые Вы нарисовали, очень точно отражают реальность. Надо покопаться — действительно, какая из обид была той первой, непрощенной и роковой, и исправиться. Прошу Ваших св. молитв.
      По поводу вражеских очков — а как распознать, когда ты смотришь именно через такие очки? Ведь мы не можем избавиться от себя и обречены воспринимать мир через призму своей личности…
      По поводу глобализации; в моем церковном окружении само упоминание об опасности номеров как правило поднимается на смех и те, кто об этом помышляют, воспринимаются как чудаки или заблудшие, или даже впавшие в прелесть. Воли Божией в этом мало кто ищет. Я поняла, что вести разговоры об этом вообще не следует — м.б. до тех пор, пока тебя не спросят, — так как возгорается огонь. И еще очевидно, что никого убедить ни в чем невозможно — потому что каждый понимает все так, как дает ему Бог — по его вере и мере его души. Мера моей души такова, что я не вижу ясно, что происходит на самом деле, и есть семена сомнения — а то ли это, о чем написано в Откровении (потому что уже многократно люди обманывались)? Думаю, надо верить тем, кто ищет воли Божией в подвиге и молитве и кто видит более ясно.

    Комментирование закрыто.