О духовниках и их отсутствии.

Вопрос от Димитрия:

Отец Константин, благословите!

Мне приходилось знать многих верующих, которые пережили гонения; они все сохранили веру благодаря тому, что тогда были духовники, которые буквально на руках носили каждую душу. Господь наверное и воздвигал их для того, чтобы вера не погасла. Знаю, например. одного человека, художника, ему уже за 90 — у него такая живая сокрушенная душа, душа кающегося грешника — таких уже просто нет наверное в этом мире. И что было бы с ним, прожившим такую сложную жизнь , если бы с самого детства он не испытывал на себе любовь и попечение святых пастырей. Особенно удивительная история его матери — монахини Таисии. Читаешь воспоминания, и понимаешь, как высоко тогда ценились души и как ныне они упали в цене, особенно за последние 20 лет (я уже далеко не первый год в Церкви…) Об этом говорится и в Апокалипсисе. Так ли это? И отчего так происходит? Действительно ли это какой-то роковой признак исполнения времен?

 

Монах Константин:

Господь да благословит всех нас молитвами святых Своих!

Димитрий, не совсем так. Уже в XIX веке духовничество в России, в общем, за исключением немногих пастырей, находилось не на высоте. Юношество в то время, вплоть до 20-х годов XX века, воспитывались более семьей, чем духовниками. И потому не совсем верно говорить о том, что упадок духовничества привел к «обесцениванию душ». Сегодня каждому христианину необходимо, с Божией помощью, более заниматься самоанализом и самоисправлением, нежели рассчитывать на помощь духовника. Хотя такая помощь вовсе не исключается. Не зря говорят, что нашему времени не даны старцы потому, что нет послушников. Но тому, кто ищет послушания и духовного руководства ради спасения своей души Господь обязательно указывает, где найти духовную помощь и руководство. А пока не таковое не найдено, следует помнить слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Руководство словом Божиим из книги, а не из живых уст, то единственное руководство, которое нам предоставлено…» («Приношение современному монашеству». ч. 2, гл. 31)

Мысли же о «роковых признаках последних времен» лучше выбросить из головы. Еще апостол Иоанн Богослов говорил: «Дети, последняя година есть» (1 Ин. 2:18) и потому каждый из нас должен жить так, как если завтра на суд к Богу.

  • 1 545 просмотров
  • 2 мыслей по поводу “О духовниках и их отсутствии.”:

    1. О.Константин,благодарю за ответ! Хотя он звучит как гимн нашему духовному сиротству,а от «пути самоанализа и самоисправления» веет ледяным холодом рационализма. Можно погрязнуть в самоанализе и истерзать себя в потугах самоисправления… Мне кажется,надо понять,насколько это святоотеческий путь и тот,о котором пишет свт.Игнатий. Святоотеческий путь согрет теплотой присутствия Спасителя,он и аскетичен и синергичен одновременно,путь покаяния и исполнения заповедей,путь очищения души и обожения, путь соединения со Христом,к чему мы все призваны.

      У меня только не открываются поля комментариев ни в одном из браузеров в окнах 7, а также линуксе,пробовал на двух компьютерах. Приходится ходить к соседям,у которых мак … М.б.это происходит не только у меня?

      1. Димитрий, ведь в ответе написано: «…с Божией помощью, более заниматься самоанализом и самоисправлением…». Неужто Вы читаете только то, что считаете нужным? Мы надеемся на то, что те, кто читает наши ответы уже не нуждаются в «разжевывании» простых понятий. Но если вырывать «лыко из строки», то можно и у святых отцов «найти» подтверждение любым свои убеждениям. Чем, впрочем, все еретики всегда и занимались.
        Мы говорим именно о синергии человеческого усилия, и силы и воли Божьей.

    Комментирование закрыто.