О чаепитиях и кофемании.

Вопрос от Александра:

Благословите!
Как вы понимаете свойства чая и кофе связанные непосредственно с молитвою? Что от них полезное а что вредное, кроме злоупотребления.

 

Монах Константин:

Александр, в греческой монашеской традиции практикуется употребление кофе перед всенощным бдением. Но мы, например, подобной практики не придерживаемся. Мы не сомневаемся в том, что «Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившие в них» (Евр. 13:9). То есть не чаем и кофе бодриться нужно, а смирением привлекать благодать Святаго Духа.

Пристрастие же к этим напиткам (которое появляется незаметно и так же незаметно превращается в зависимость от них) питает страсть сластолюбия, на которой зиждется вся греховность человеческая. Немало есть тех, кто не может начать свой день без «чашечки кофе, чтобы взбодриться», хотя они вовсе не собирались злоупотреблять им. И многие из них искренне полагают, что это «их норма», а не злоупотребление. «Привычка» пить кофе или чай, по своей сути, ничем не отличается от «привычек» курить или употреблять алкоголь, не говоря уже о наркотиках. Ибо все, вызывающее зависимость и есть наркотик, будь-то шоколад или кокаин. Духовная суть одна и та же, хотя разрушительность последствий от их употребления разная. Но любое пристрастие это плен. И приводит к мучению и в этой жизни и в вечности.

Кроме того, не углубляясь в биохимию процессов, достаточно сказать общеизвестное — употребление чая и кофе держит нервную систему человека, как говорят, «в тонусе», но на медицинском языке это называется «повышенной тревожной реакцией», — то есть повышается раздражимость и вспыльчивость, а спокойствие духа уходит. Возможно, это незаметно в миру, с его «темпом жизни», но в монастыре или пустыне проявляется весьма ярко.

Преподобный Серафим Саровский сказал: «Чаепитие – вовсе не монашеское дело».

  • 957 просмотров