О борьбе со страстями.

Вопрос от Ксении:
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Я не могу бороться с гордостью, самолюбием, тщеславием, осуждением, раздражением. Не получается. Нужно ведь быть смиренной, но при этом не быть униженной. А меня из крайности в крайность бросает: или я слишком тихая (можно сказать человекоугодничаю), замыкаюсь в себе, либо я слишком гордая — осуждаю, делаю все для своей славы. Как обрести »золотую середину»? Я часто сравниваю себя с другими и радуюсь, что лучше в чем-то, а если хуже, то начинаю думать »как стать лучше», в общем, стремлюсь к славе среди людей, быть лучше всех. А другая крайность — униженность. Я постоянно молчу, замыкаюсь. Не могу понять как общаться с людьми, поэтому и молчу постоянно.
Одно время очень старательно боролась с осужденим, и заметила, что я постоянно осуждаю, что когда я стала контролировать себя, сдерживать осуждения, то мне поговорить не о чем. То есть, в основном, темы моих разговоров, общения с людьми построена на осуждении других. Я не понимаю, как общаясь с людьми, нужно смиряться, но и не унижаться. Например, в моей компании я, можно сказать, лидер. Просто когда нам скучно, я беру инициативу в свои руки, завожу всех. Да, мы весело проводим время, но из-за этого лидерства я начинаю тщеславиться, гордиться и опять впадаю в крайнсть. Я просто не понимаю, как нужно себя вести с людьми, чтобы и не унижаться, и смиряться.

монах Константин:
Конечно Ксения Вы не можете бороться со страстями, которые перечислили. Это не удивительно. Потому что, Вы пытаетесь бороться с ними своими силами, а Господь сказал: «Без мене не можете творити ничесоже». Пока не позовете Бога на помощь успехов в этой борьбе не ждите. Ибо человек немощен. И для того, чтобы выявить эту самую немощь, и через познание своей слабости и ничтожности привести Вас к смирению и попускаются Вам эти искушения. Без них разглядеть страсти, живущие в нем, человек не может. А то, что Вы увидели и осознали, что сердце Ваше дом для страстей и стараетесь бороться, уже есть первый шаг. Это уже борьба. Только бороться надо не в одиночку. Просите Господа помочь Вам изжить эти страсти, просите об укреплении и вразумлении, распишитесь искренне в своем бессилии и попросите помощи. Это и будет началом смирения. А за этим последует долгая борьба с собой, ибо, как говорят святые отцы — злейший враг человека, это он сам.
Наша задача, здесь, в этой временной жизни, изжить в себе ветхого человека и превратиться с помощью Божией в новую тварь во Христе Иисусе. Вся эта жизнь дана нам исключительно для того, чтобы подготовиться к жизни вечной, достойно войти в нее и занять уготованное для нас место в сонме ангелов. Кстати, бесы именно потому так люто ненавидят нас, что мы созданы для того, чтобы восполнить число ангелов в Царствии Небесном уменьшившееся из-за их отпадения. То есть, занять те места, которые занимали они, будучи ангелами.

Следует также понимать, что борьба, о которой мы с Вами говорим, продлится до конца жизни, ибо пока человек жив, он может согрешить. Но пока он жив, может и покаяться. Ведь покаяние — это величайший дар Божий человечеству. Бесы, например, покаяться не могут и для них спасения нет. А нам до последнего вдоха дана возможность очиститься перед Богом. И этой возможностью необходимо пользоваться как можно чаще — каяться в своих грехах, поскольку их очень много у каждого из нас.

Необходимо разделять в своем понимании покаяние и исповедь. Каяться и плакать о своих грехах надо наедине с Богом. Каждый раз, как только совесть обличила в совершении греха, сразу сказать в себе: «Господи, согрешила. Прости и помоги мне исправиться!», до тех пор, пока не придет облегченный вздох. Это признак того, что грех прощен. Но при этом не стоит превращать покаяние в автоматический процесс и ожидать этого покаянного вздоха — в этом случае его не будет. Он зависит не от нас, а от Господа. Наше же дело каяться от сердца и искренне сожалеть о совершении греха, и стараться не допускать его впредь. А исповедь, это подведение итогов покаяния, но не нужно думать, что если покаялись перед Господом, то исповедь уже не нужна. Нужна. Более того — необходима, ибо это то Таинство, по совершении которого изглаждаются наши грехи из хартий бесовских, в которые все они были подробно записаны бесами, чтобы иметь против нас свидетельства на мытарствах. Впрочем, никто не отменяет покаянные чувства во время исповеди. Более того, не дай Бог превратить ее в в квартальный отчет.

Благодарите Господа. Благодарите Его за ВСЕ, причем искренне. Ибо, все, что происходит с нами, направлено Богом на наше спасение. Только мы вот, умудряемся зачастую получить вред вместо пользы. И только по одной причине. И имя ей СВОЕВОЛИЕ. Если бы мы во всем и всегда исполняли волю Божию, то не имели бы ни единой скорби и достигли бы спасения кратчайшим путем. Помните, что искреннее благодарение побуждает Благодаримого подавать благодарящему еще большие блага. Особенно, если он благодарит не за утешения, а за скорби.

Относительно Вашего «лидерства» могу сказать, что это, как и все наши остальные мирские «успехи», лишь кажущееся достижение. На самом деле, такое «лидерство» не более чем клоунада, уж простите. И основано оно обычно на тонком, или не очень, уничижении ближних. И друзья Ваши внимают Вам только потому, что Вы наиболее смешной клоун из всей компании. А вот если Вы попытаетесь говорить с ними на духовные темы, о благочестии, например, то очень скоро от этой «дружбы» и самих «друзей» и следа не останется. Надеюсь, Вы понимаете, что я говорю все это не для того, чтобы обидеть Вас.
Процесс смирения это познание и осознание правды о себе, а правда о нас ВСЕГДА неприглядна. Однако мы настолько привыкли прятать ее как можно глубже, что и сами давно уже верим в то, что мы, как минимум, хорошие. Ну уж не хуже других точно. А это всегда не так. И пока мы думаем о себе в таком ключе, пока в нас живет САМОЦЕН, то и остальные его производные, вроде надмения, высокоумия, осуждения, раздражения, тщеславия и прочих их родственников, будут тут как тут.

Для того, чтобы начать избавляться от страстей нам необходимы случаи, в которых бы мы познавали свою немощь и ничтожество, чтобы мы не просто поняли, а осознали, т.е. пропустили через свой жизненный опыт то, чего мы стоим на самом деле. И такие случаи посылаются нам Промыслом Божиим, а мы ропщем и стонем, вместо того, чтобы благодарить и исправляться при помощи этих Богодарованных средств.

Духовная борьба потому и называется борьбой, что это великий труд. Но у этого труда и цель великая и воздаяние тем, кто пребудет верным до конца, не поддается описанию, ибо как сказал апостол Павел: «Око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не восходило то, что уготовал Господь любящим Его».

Что же касается отношений с окружающими, то попробуйте… перестать быть в центре внимания. Нам трудно поверить в то, что у окружающих хватит ума решить дело без нас…, но это факт. Хватит и еще останется. Просто наша гордость выталкивает нас на наверх, надмевая выхлопными газами высокоумных помыслов и самоцена, для того, чтобы самоутвердиться. А самоутверждение нужно тому, кто еле стоит, хотя и делает вид, что он скала. Гордецу, как и системному наркоману, необходимо регулярно получать новую «дозу», чтобы существовать дальше.

Остановить себя не просто, ибо привычка стала натурой. Но если будете просить Господа о помощи, то начнете ловить себя на таких моментах. А поймав, осекаться. И постепенно увидите, как много глупостей мы совершаем и как нелепо выглядим, когда спешим высказать свое мнение не взирая на то, что нас никто не спрашивал.

Другая крайность — замыкание в себе, происходит из того же корня, только растет на ветке саможаления. А жалеть себя будем до тех пор, пока не поймем, что во всем, что происходит с нами виноваты не окружающие, а мы сами. Тут тоже помогает противодействие. Вот не хочется общаться с сослуживцем или кем-то из домашних потому, что он то-то и то-то сделал во вред нам (как мы думаем), так вот надо попросить Господа — Господи, даруй мне благой помысел о моем ближнем, помоги мне изменить отношение к нему, спаси его и его святыми молитвами и меня, грешную помилуй! И сами не заметите, как Господь поможет искренне улыбнуться и сказать доброе слово этому человеку. А все потому, что так Вы исполните заповедь Христову о молитве за врагов.

Вообще, в каждом неожиданном случае и в любой непредвиденной ситуации, при возникновении недоумения о том, как поступить, — спрашивайте себя — для чего Бог посылает мне эту ситуацию (а все ситуации, происходящие с нами, посылаются адресно и точно именно нам), КАКУЮ ЗАПОВЕДЬ Я ДОЛЖНА ИСПОЛНИТЬ? И всегда зовите Бога на помощь — Господи, помоги понять, вразуми и просвети мой ум и положи на сердце благой помысел!

Все Ваши недоумения и смущения всегда изливайте в сердечной молитве ко Господу. Учитесь молиться своему Создателю и Отцу обо всем, что есть на сердце. Господь слышит всех нас и всегда без промедления подает нам то, что необходимо и спасительно, поскольку Он Всеведущ, и конечно, без наших просьб знает, что нам нужно, но ожидает нашего произволения, соблюдая неприкосновенность данной нам Им Самим свободы воли.

Бог Вам в помощь!

  • 1 328 просмотров
  • Одна мысль по поводу “О борьбе со страстями.”:

    1. Спасибо Вам! Очень похоже и на мою ситуацию тоже. Ваш ответ жесткий и отрезвляющий. Буду трудиться над собой.

    Комментирование закрыто.