О борьбе с помыслами.

Вопрос от Ксении:
О.Константин, благословите!
Вопрос о »набеге помысла». У меня бывает такое: помысл (тщеславия, блудный, осуждения) как бы мгновенно прошивает меня. Я его с ним не собеседую, не рассматриваю — или рассматриваю с ужасом (хотя при этом не исключено, что для чувств моих он приятен) — но у меня ощущение, что он проходит СКВОЗЬ мое сердце, а не мимо, как пуля навылет, оставляя меня раненой и оскверненной. Совершается ли при этом грех? Нужно ли такое исповедовать? И самое главное — как от защититься от таких набегов?
Святые отцы пишут о стадиях прилог-сочетание-пленение-страсть, я не могу понять, как мне с этой теорией мой опыт соотнести.
Спаси Вас Господь!

монах Константин:
Ксения, если помысел был сразу отторгнут и прошел бесследно для сердца, то каяться в нем нет необходимости.
Если сердце как-то уязвилось им, следовательно отчасти было проявлено сочувствие ко греху и требуется покаяние.

Помимо покаяния непосредственно в помысле, нужно каяться в скрытой страсти, которая является почвой для него. Так например, помысел осуждения сочетается с сердечной страстью самоцена. Помысел зложелательства и мстительности обнаруживает скрытую страсть злопамятности и обидчивости. Блудный помысел показывает гнездящееся в сердце гордостное довольство собой. Помыслы нетерпения, негодования и ропота обнаруживают страсть маловерия и т.д.

Защита от греховных помыслов и чувств одна — смирение сердца. Св. Игнатий Брянчанинов говорит, что гордые лишены власти над собой и не повинуются им ни мысли их, ни чувствования.

Смиренный человек воспринимает жизнь от Бога, так как она устраивается Промыслом Божиим. А гордость пыжится создать свой мир и протестует против всего, что ей не нравится. В свою очередь, это порождает «набеги помыслов».

Пока помысел не вызывает сочувствия, он называется прилогом. В противном случае, сочувствие переходит в сосложение и пленение страстью.

Полезно помнить изречение св. Отцов, что страстные и греховные помыслы — суть слова демонов.

  • 1 112 просмотров