Можно ли желать монашества?

Вопрос от Ирины:
С тех пор как я пришла в Церковь (в 26 лет, хотя крещена в детстве) меня неоднократно направляли к монашескому пути, хотя я поначалу об этом не помышляла и вообще страшилась. Потом, узнав, «яко благо Господь», возгорелась желанием быть ближе ко Христу, и даже поездила по разным монастырям — но не сложилось. Я была близко знакома с несколькими монахинями, но не монастырскими. Теперь уже близится время, когда Господь ждет от человека плодов и страшно, что ты так останешься бесплодной смоковницей…
Собственно вопрос мой о том, можно ли желать монашества или это своеволие? Можно ли искать каких-то внешних путей или обращаться лишь к Богу и ждать исполнения Его воли (ясно, не того, чего хочешь ты, а чего хочет Он). Имеет ли какое-нибудь значение монашеский постриг (потому что в древности не было никакого чинопоследования и сейчас я слышала мнения, что к образу спасения это не имеет прямого отношения). Когда-то на эту тему беседовала с разными людьми, и с духовником, а теперь не решаюсь, как бы все уже обговорено и о чем еще говорить?..
Прошу прощения за некоторый сумбур и — св. молитв.

монах Константин:
Ирина, желать монашества можно. В этом нет своеволия, если основой Вашего желания является стремление посвятить себя служению Господу, если к этому не примешиваются тайные помыслы тщеславия, славолюбия и подобные им скрытые гордостные хотения.
Вспомните, сколько в Житиях Святых описано примеров такого самоотверженного и безкорыстного стремления ко Господу. Вместе с тем, надо ясно понимать, что принятие монашества, даже сам уход в монастырь в качестве трудника, уже есть вступление на узкий и трудный путь. И потому этот шаг должен быть всесторонне обдуман, взвешен, обсужден с духовником и благословлен им или кем-то из старцев. Вот тогда о самоволии говорить не придется.
О поиске внешних путей можно сказать следующее: Господь спасает нас Своей милостью, но не без нашего участия. В этом-то и проявляется синергия Божественной воли и воли человеческой, послушной воле Отца. Можно, конечно, и на печи, как говорят, сидеть в ожидании того момента, когда Господь пошлет нам, прямо вот такую явную и безповоротную, возможность реализовать наше намерение. Но в таком случае велик шанс так и просидеть на этой печи до самой старости. А в преклонном возрасте становиться на монашеский путь очень трудно, ибо характер, привычки, да все составляющие человеческой личности уже давным-давно сформировались и «спеклись», если можно так выразиться, в единое целое и поддаются изменению с огромным трудом. Если вообще поддаются.
И последнее. Монашеский постриг имеет значение. И весьма серьезное. Мы, зачастую, забываем о том, что всегда окружены миром невидимых существ – ангелов и демонов. И что все наши действия, слова и даже мысли, скажем так, регистрируются. Как Вы думаете, если Царь знает о том, что в Его войско записывается воин, берет в руки оружие и дает присягу на верность Ему, то не скажет ли Он Своим испытанным и опытным воинам и слугам, чтобы присмотрели за новобранцем, помогли ему освоиться, обучили и всячески поддержали его?
Это и есть та благодать, которую получает новопостриженный монах. Так что постриг, это не просто красивый обряд. В Православии, в отличие от католичества например, все Таинства и обряды носят не символический, а сугубо практический, с духовной точки зрения, смысл и преследуют конкретные цели.

  • 1 237 просмотров
  • 44 мыслей по поводу “Можно ли желать монашества?”:

    1. О.Константин, благодарю за пространный ответ, которого очень ждала. Он разрешил смуту в моей голове и служит некоторым укором. Однако нужно у кого-то спросить конкретно о моих обстоятельствах и жизни, я не знаю у кого. Духовник у меня есть, но в последнее время нарушено доверие. Непросто даже решиться на вопрос — все давно обговорено и, кажется, на мне поставлен крест безнадежности. Кроме того, в такой неопределенности и ожидании я протянула уже довольно долго, и может быть за это Господь послал мне испытания, отвлекшие на годы и поставившие новые преграды…
      Спрашивая Вас, я как бы испытываю волю Божию, понимая, что главное — исполнение воли Божией и спасение. Можно ли к Вам обратиться лично или как Вы посоветуете? Живу я в Москве.
      И еще вопрос несколько иного плана. У меня есть подруги, близкие по настроению, которые хотели бы проводить жизнь в молитве и угождении Богу по образу монашеских общин, но существующие монастыри не привлекают; многие как овцы не имущие пастыря. Невольно возникает идея — может быть, попробовать объединиться и устроить жительство, как в свое время о.Серафим (Роуз) в Америке, да и у нас есть такие «скиты». Трудности конечно разнообразные, первая — трудно найти между собой согласия во всем; второе — есть ли на то воля Божия, ибо если есть, то при молитве должны открыться и пути; в-третьих, это конечно не должно быть самочинно, а руководства сейчас трудно найти не только потому что нет отцов, а и потому что нет послушников… И т.д. Вообще стоит ли вообще об этом помышлять?

      1. Ирина, нарушение доверия к духовнику это сегодня очень распространенное явление. Но причиной тому является, как правило, не духовник, а чадо, поскольку доверие-то пропадает не у духовника. В основе зачастую лежит скрытое, порой даже неосознаваемое, гордостное доверие своему помыслу — я же лучше знаю что и как в такой-то ситуации, поскольку я умная и опытная! С этого все и начинается. А если к этому еще примешается какая-нибудь выдуманная обида (других обид не бывает), то тут уж о восстановлении доверия вроде и речь идти не может…
        Вот Вы говорите: «…и, кажется, на мне поставлен крест безнадежности…». Вот именно, что КАЖЕТСЯ. Вы верите своему искаженному пониманию ситуации и дерзаете приписывать духовнику свой образ мыслей.
        А на самом деле все это бесовская ложь, использующая наши греховные наклонности и направленная на то, чтобы увести нас с пути спасения. Мы к этому моменту уже обычно напрочь забыли, как слушали духовника с открытым ртом и поражались его мудрости и проницательности, забыли, какие завалы он разгреб в нашей душе и сколько неоценимой пользы нам принес своими наставлениями. Забыли самое главное — что мы пришли к нему за послушанием, за советами, которые в точности исполняли. А теперь этого послушания нет, а значит нет и благодати, которая дается послушнику за само послушание, как форму отсечения своей воли.
        Нужно просить Господа о даровании покаяния и познания своей немощи. Нужно покаяться, простить, смирить свой гордый нрав (который ловко маскируется под смирение) и снова поступить в послушание. Вспомните притчу о блудном сыне.

        Относительно личного обращения. Ирина, мы специально написали на той страничке, где можно задать вопрос, что «мы не осуществляем духовного окормления посредством сайта», ибо это не реально. Невозможно духовно руководить человека не зная его. Вы же понимаете, что связь духовник-чадо очень тонка и построена на личном общении.

        Что касается образования общины, то на мой взгляд, это неосуществимо поскольку такая община не будет иметь должного духовного руководства, а без этого враг устроит вместо нее вертеп разбойников. Сейчас даже в женских обителях, при наличии игумений и священников, с духовным руководством дела обстоят весьма печально. Если задумываться о монашестве, то надо думать о личном спасении, а не об общественном. То есть — искать обитель для себя, а не для группы сестер. Аще Господь благословит найти себе духовную пристань, то со временем и другие сестры могут последовать за Вами.

    2. Благодарю. Понятно, что надо вернуться на ту точку в отношениях с духовником, где было прервано доверие, обвинив себя, а не других — хотя это и непросто и неочевидно. К сожалению, за наши ошибки и «стропотный нрав» приходится расплачиваться годами. Я попробую. Оч. прошу св. молитв.

      1. Стоит помнить о том, что «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать». Именно за искреннее смирение и самоукорение Господь может разрешить ситуацию с духовником тем или иным образом. При этом мы не должны рисовать в воображение вариантов разрешения этого вопроса, ибо «мнимое не дает осуществиться мнению». Надо просто предоставить всего себя в руки Божии и сказать: «Господи, как Тебе угодно, разреши эту ситуацию всем во спасение».

    3. О.Константин, благодарю за внимание и наставления. Но можно ли обращаться в Вам за советами хотя бы общего плана? Сейчас такой сумбур в жизни, который, если распутается, то только чудом Божиим…

      1. Ирина, помолитесь за нас Господу, чтобы Он вразумил нас грешных и послал благой помысел для ответов на Ваши вопросы, если Ему будет угодно.

    4. О. Константин, благословите! Вот — сильно «достает» мысль о том, что я всех «достала». Вообще изнемогох от всяческих смущающих мыслей с разных сторон, от тщеславия («не якоже прочии человецы») до отчаяния (все-таки мое положение безысходно), пытаюсь «отбиваться». Понимаю, что все мои слова и дела проникнуты гордостью, она светится и очевидна, скрыться некуда… Как я буду исправлять ситуацию, не могу пока представить. Очень благодарна Вам за слова, за которые хватаешься как за спасительный якорь. Особенно о смирении и самоукорении, и о том, что «мнимое не дает осуществиться мнению» (разнообразное мнимое не замедлило), и нужно положиться на Господа, прося его исправить ситуацию всем во спасение.
      По крайней мере проснулась от спячки :) Молитва о «благом помысле» стала моей любимой молитвой.
      Прошу простить меня грешную.

      1. Господь да благословит всех нас молитвами святых Своих!
        Ирина, Бога надо благодарить непрестанно за все то, от чего Вы изнемогаете. Господь дает Вам воочию увидеть, ощутить и осознать — кто и что Вы есть на самом деле. Для того, чтобы Вы возненавидели свои греховные страсти и привычки и начали с ними бороться на деле, а не на словах, Господь и попускает помыслам, как Вы выражаетесь, «доставать» Вас.
        Пока Вы говорите: «Не могу представить, как «Я» буду исправлять ситуацию» ничего не поменяется и ситуация не исправится. Так, на первый взгляд незаметно, а на самом деле очень выпукло, проявляется в самых простых словах гордостная самонадеянность, воспитываемая в нас нами самими и нашим окружением с самого детства. Именно поэтому Вас и преследуют разные навязчивые помыслы, дабы Вы осознали свою немощь, смирили свое вымышленное понятие о себе, отпали от высокоумия и самоцена и приникли с покаянной молитвой к стопам Спасителя, Который только Один и может помочь Вам исправить ситуацию.
        Очень трудно отказаться от мысли о своей уникальности, пусть даже и в том, что «и беды мои уникальны». Но во-первых, это выдумка, а во-вторых, это все равно придется сделать, без этого никак.

        Господь да поможет Вам!

    5. О.Константин, благодарю! Помолитесь за меня, получается, живешь в вымышленном мире своих фантазий, которые порождает собственная гордость…

    6. Братие, простите. Все ведь это понятно, и читали, и знаем, но как осуществить на деле? Даже теоретически можно мыслить «правильнее» в общем, однако в словах выпячивает все та же гордость — и от слов своих осуждаешься. Самая большая «уникальная беда» внутри меня самой, а кругом лишь милости Божии — нужно быть совершенно уже слепой, чтобы этого не видеть.Но я смотрю через тусклые стекла. Можно и жаждать пакаяния, но иметь — это же не только от нас зависит. Покаяние благодатно, и благой Господь дает кому хочет и когда хочет. Его горькие лекарства сладки… Как отказаться от своей ненавистной «уникальности», застилающей глаза и связывающей по рукам и ногам, как что то, чего не хочу, делаю, а чего хочу, не достигаю?

      1. Сомукорение, смирение и молитва. Только так. Это задача до конца жизни. Нужно немало потрудиться, чтобы изжить ветхого человнка. Сколько лет мы взращивали его? А избавиться хотим одним махом? Что приобретается с трудом, то и ценится особо. Иначе не бывает.
        Чтиайте, ИЗУЧАЙТЕ, Евангелие! Это закон и правила для богоугодной жизни. Не зная которые, невозможно и следовать им. Читайте внимательно хотя бы по главе из Евангелия и Апостола каждый день. И размышляйте над прочитанным с Толкованием в руках. И сделайте «Лествицу» своей настольной книгой, читайте и перечитывайте ее, там все написано.
        И еще. Советуйтесь со своим духовником. Вы делаете ошибку, если думаете, что истина сокрыта где-то далеко — в лесах и горах, а рядом ее нет. Спасение доступно всем и везде — значит и знания о том, как его достичь, тоже не являются секретом прямо там, где Вы живете. Просто разговаривайте со свои духовником, беседуйте с ним и все Вам будет открыто.

    7. Благословите! Благодарю Вас за терпение, молитвы и за уроки. Я не думаю, что истина где-то далеко сокрыта, просто оказалось проще спросить у Вас. Попробую договориться о встрече и поговорить с духовником, хотя он действительно занят, потому что является наместником большого монастыря и есть «больные» вопросы, например о номерах, хотя наверное можно этого и не касаться. Батюшка опытный духовник, хотя ему самому сейчас непросто; и я теперь поняла, что все эти годы он стремился помочь мне исцелиться, а я не понимала или понимала с трудом. Но с ним трудно встретиться, он редко что скажет, а в последнее время вообще молчит; поэтому Ваше слово очень дорого. Я думаю, что мне эту возможность открыл Господь, о чем я просила. Простите, я злоупотребляю Вашим временем, но долго это не продлится, может быть, уже и достаточно. Если для Вас возможно, прошу не забывать меня в Ваших молитвах.
      Лет 9 назад мы с сестрами были в Абхазии, поехали втроем и в Команы. Попросились остаться на ночь и сопроводить нас к Иоанну Предтече.Там начальником был о.Иоанн, который принял нас с большой любовью. Особенно трогательно то, что на трапезе благословил вино в виде исключения — поскольку мы ночевали в палатке, и нас ночью напугали шакалы. Не знаю, где он сейчас и можно ли ему передать благодарность…

      1. Ирина, если речь идет о монахе Иоанне, то он уже года как три трагически погиб — сгорел вместе с кельей. Помолитесь о упокоении души его. Другого Иоанна из Коман я не знаю.

    8. Отец Константин, благословите! Я заказала сорокоуст в Лавре о упокоении монаха Иоанна и конечно буду поминать его.

      Хотела бы еще написать об «огне» (если можно так это обозначить). Субъективно его присутствие было центральным, иначе этот необычный опыт был бы просто невозможным или я ничего бы не поняла, не услышала бы слов. «Нашествие» помыслов» тоже необычно, что можно и понять. Я неточно обозначила второй крайний их предел — это скорее была не безнадежность обстоятельств, а безнадежность моей души, отчаяние в спасении. После обличения я ужаснулась, что все вообще лишь дьявольская насмешка над гордецом и со страхом ждала — придет ли ночью «огонь», который все это время, лишь немного отступая, не оставлял совсем. Он пришел, свидетельствуя свою реальность, и на следующий день (это было воскресенье) я испытывала такой покой и блаженство (а физически — крайнее бессилие), какое наверное переживали евангельские бесноватые после исцеления их Христом. Хорошо понимаю, что одним махом не избавиться. «Огонь» затем удалился так же тихо и незаметно, как пришел, оставив лишь умиление, которое по временам усиливается, а при рассеянии исчезает.
      Я с укором себе понимаю, как горделиво помышляла и монашестве, и что единственно подлинное, спасительное, а вместе с тем и как бы вожделенное (не найду лучше слова) — в смирении с покаянной молитвой припасть к стопам Спасителя, Который только Один и может помочь.

      Меня несколько смущает публичность; может быть, это лишь какая-то сторона той же гордости? Однако бывает в таких случаях требуется поступать по рассуждению, которого не имею. С другой стороны, иначе я не имею шансов услышать ответ. Впрочем, в данном случае прямого вопроса нет, а прочее как устроит Господь.

      1. Ирина, не ориентируйтесь на этот «огонь». Не обращайте никакого внимания на него. Наш ветхий человек не может отличить благодать от вражеского прилога. А гордыня «может». Может ненавязчиво убедить в том, что это благодатное явление, потому что ты «достоин». Поэтому не анализируйте свои ощущения, не связывайте их с «огнем» откуда бы он не был. Не принимайте и не отвергайте, будьте совершенно индифферентны к нему. Цель молитвы не есть достижение каких-либо состояний или ощущений, молитва не цель, а средство. Но средство для смиренного положения своей души пред Богом, без ожидания ответов в любой форме. Ибо мы должны помнить всегда одно — мы не достойны и никогда не будем достойны, поскольку все мы грешники. А благодатных явлений достойны праведники. Если же мысль, пусть даже тончайшая, о праведности (ведь я столько молюсь, пощусь, благотворю, помогаю и т.д.) проскакивет, пусть даже, как почти неосознаваемая тень, то надо сразу же каяться в том.

        Добавлю, чтобы не создалось превратного понимания, — молитва это не односторонняя связь, Бог, Зрящий наши сердца и Ведающий еще не совершившееся, конечно же слышит все наши самые затаенные вздохи, а не только молитвы. Но мы, при этом, не должны ожидать никаких ответов. Если наши прошения, высказанные и не высказанные, совпадают с волей Божьей, если они полезны для нас и спасительны, то ответ на наши молитвы придет из самих изменяющихся обстоятельств нашей жизни. А большего и желать нельзя.

        А уж молитва Иисусова, потому и называется иногда -память Божия, что дана нам, как средство удержания ума в памяти о Боге. Хотя, конечно, это не единственное ее назначение.
        Бог Вам в помощь!

    9. Благодарю!
      Получается, если покопаться в моем «благочестии», то все шиворот навыворот или вообще негодно… Не в оправдание, а анализируя, я могу сказать, что слово «огонь» весьма условно, это скорее какое-то неотвратимое чувство в сердцевине души. Не обращать внимания невозможно (хотя наверное волевым усилием возможно), а поскольку оно «приятно на вкус» (который может, ясно, ошибаться), то хочется его удержать. Во всяком случае оно подвигло меня воспрянуть от спячки (я плохой «подвижник» и живу обычно в суете) и понять, кто я на самом деле… Но, с другой стороны, гореливые поползновения тоже тут как тут.
      По поводу молитвы, прочитав когда-то о том, что можно понуждать свое сердце к плачу и скорби, которые насущны в молитве, я пыталась делать это. Но теперь бывает так, что сердце будто непроизвольно молится, а мысли убегают (например, на службе, или в повседневной жизни)… Это наверное тоже ошибка и как исправить?

      1. Ирина, не надо удерживать никаких «чувств» во время молитвы и стремиться к ним, это распространённейшая ошибка. Любая «сладость», душевная, чувственная, «духовная» — любая, должна отсекаться. Уделение внимания таким ощущениям может постепенно возобладать над всем остальным и человек начнет искать молитвы ради этих ощущений, а это уже шаг в прелесть. Особо осторожным должен быть человек, знающий за собой гордостные проявления, осознающий, что гордость, это основная страсть обладающая им. Ибо в прелесть впадают только гордецы, смиренным она не страшна. Почитайте наставления о молитве святителя Игнатия (Брянчанинова), у него много написано об этих обманчивых ощущениях.
        И еще одно. Занятие Иисусовой молитвой необходимо требует, особенно в случае с мирянами, тщательного духовного наблюдения и руководства со стороны опытного, желательно монашествующего, практического делателя молитвы. В идеале это должен быть Ваш духовник.
        Попробуйте найти книгу «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» архиепископа Антония (Михайловского-Голынского). Но издание должно быть обязательно с примечаниями и дополнениями, в них очень подробно раскрывается всё сказанное владыкой. Есть такое издание серии «Путь умнаго делания» под редакцией Николая Новикова, выпущенное, если не ошибаюсь, Мгарским монастырем. В интернете такого издания мы не нашли.

    10. Книга эта по счастью есть у меня, отдельным изданием (2000 г.), а также в сборнике (2004) приходилось и встречаться с Николаем Новиковым у о.Петра (Пиголя). Думаю, можно спросить у них насчет того, чтобы выложить в интернет… Я слушала аудио-версию, правда за какой-то работой. Как-то уже ушло то время когда можно было свободно всерьез читать книги ради собственного вразумления и спасения, счас все больше по работе.

      1. Ирина, по возможности, спросите Николая Новикова и, если он разрешит, то было бы весьма полезно разместить интернет-версию этого издания, можно даже у нас. Отец Петр тоже знает о нашем сайте.
        А про то, что время ушло…мне кажется, это обманчивое впечатление. Если не читать книги для собственного вразумления, то откуда же оно тогда возьмется?
        Вы ответите — Бог вразумит. Так вот Бог и вразумляет. Через книги.

    11. Отец Константин, я, насколько могла, выполнила Вашу просьбу. Лично Николая Михайловича Новикова я не знаю…
      Может быть, у меня будут еще некоторые вопросы о молитве, лучше задать их в новой теме, или можно продолжить здесь?

      1. Спаси Господи!
        Можно здесь, можно в новой теме.

    12. Благодарю! Здесь как-то привычнее уже…
      Почитала немного книгу архиепископа Антония (в автобусе и электричке во время поездки в Москву). Конечно, она замечательная, надо обязательно читать хотя понемногу, именно в примечаниями.
      На отдельном издании, которое нашлось у меня, обнаружила надпись: «Благословение Батюшки о.Алексия. 27.10.1999 г.» Книга эта, очевидно, досталась мне в наследство от одной рабы Божией, которая уже умерла. О.Алексий — это наш духовный отец. А я ее как-то не приметила.

    13. О. Константин, благословите.
      Благодарю за наставления о молитве. Хотела бы немного разобраться со своей душой. Перечитывая последние вопросы и ответы, замечаю, что мне надо быть внимательнее и точнее в словах, которые слишком дороги, чтобы их расточать.
      Я конечно знаю, что нельзя в молитве гоняться за блуждающими огнями и искать услаждения «ветхих» чувств. Изначально у меня было лишь направление, что «молитва дается молящемуся», нужно молиться, и если молитва привьется, хорошо. Я проделала в этом уже долгий и очень неровный путь как бы во тьме, ощупью, думая, что я все-таки нахожусь под наблюдением, чтобы не впасть в прелесть. Кроме того мне не свойственна особая ревность и по жизни приходилось преодолевать множество внешних трудностей, которые отвлекали порой на годы. Сейчас Господь дал относительный покой и уединение. Но что касается молитвы, то я пришла в какой-то тупик, не знаю где я нахожусь и как двигаться дальше, может быть я действительно уже давно нахожусь в гибельном заблуждении, принимая блуждающие огни за действительность (ибо благодать это действительность) и ласкание ветхих чувств за подлинное. С огнем и вообще светом мне вообще не приходилось сталкиваться, кроме пожалуй единственного случая, в самом начале. Что касается чувств, то тут на самом деле тонкие грани и не могу поручиться за свою трезвенность. Хотя и бесовская горечь и прелесть довольно знакомы. С другой стороны молитва совсем сухая — это же тоже не «идеал», к которому следует стремится. Средство для положения души пред Богом — этого я не знала…
      Но опять получается длинно и путанно. Часто бывало так, что ты долгое время пребываешь в лености и забвении, и вот ночью неожиданно просыпаешься, от того что в сердце «пожар», требующий в качестве «топлива» молитвы (опять боюсь, что образ неточный, но как это обозначить?). Что же — нужно тушить его во что бы то ни стало, перевернуть на другой бок и уснуть покрепче, или побольше рассеиваться днем, чтобы все это напрочь исчезло и больше никогда не появилось?.. Ведь сердце не всегда может молиться, может огрубеть и до полной невозможности. Ищешь не чувств, а молитвенного состояния.
      Вот как-то так.
      Мне передали недавно слова одного лаврского архимандрита, что на самом деле внутреннюю молитву, как дар, невозможно получить вне живого руководства. Можно конечно как-то молится… И моя заблудшая душа как-то очень жаждет… Общаясь с Вами, она как бы прикоснулась к огню (не блуждающему). Простите…

      1. Ирина, если сердце томится без молитвы, то безусловно надо становиться на молитву, будь то днем или ночью. Если просыпаетесь посреди ночи с желанием молиться, то что может быть лучше? Реализовывайте свое желание!
        Вообще, можно сделать такой вывод — наше дело — просто молиться, не дерзая даже думать о том, что ты чего-то добился или куда-то поднялся. Молитва, это еще и жертва Богу, которая «дух сокрушен». Вот нам и надо ежедневно и еженощно, кто как может, приносить свою жертву Богу, со смирением и сокрушением. Это как работа, только не бездумно-механическая, а умно-сердечная. И как на работу надо ходить каждый день, невзирая на простуды и головную боль, так и в молитве бывают периоды «сухости» и даже «богооставленности», когда кажется, что ты и молитва никак не связаны друг с другом и вообще это просто какое-то безсмысленное механическое действие. Господь учит нас ходить на своих ногах и при этом не забывать, что сами мы ничего не можем. Мы должны благодорить Его за все, что с нами происходит (ибо помним, что все во благо) и продолжать делать наше дело дальше.
        Что же касается непосредственного, тонкого руководства в молитвенном делании, то, как я уже говорил, — Вам прописано тесное общение с Вашим духовником. Только он, находясь на месте и имея возможность выяснить в живом общении с Вами самые тонкие нюансы Вашей душевной работы, может точно корректировать курс Вашего молитвенного движения. Если при этом сам обладает опытом в этом вопросе (что, надеюсь, так и есть).

    14. Отец Константин, благодарю! Мне может быть удастся встретиться с батюшкой на следующей неделе, но не знаю, будет это беседа или исповедь в порядке общей очереди, Откровенно, для меня это точка преткновения. Батюшка может быть и беседует с кем-то на такие темы, но не со мной, с моей стороны возможны лишь письменные монологи, а устные беседы сводятся обычно на какие-то внешние вопросы, потому что к несчастью, сложилось так, что и внешняя моя жизнь почти целиком связана и с монастырем, и с кругом духовных чад и за эти годы много всего было. Наверное, у меня не хватает дерзновения, смирения или чего-то еще. Прошу Ваших св. молитв, чтобы Господь помог мне найти в себе искреннее смирение и самоукорение и помог разрешить ситуацию с духовником тем или иным образом, предоставив всего себя в руки Божии .

    15. Отец Константин, простите. Я поняла, что молитва есть «дух сокрушен», не нужно концентрироваться на ощущениях и ожидать ответов, хранить себя от мыслей, даже теней их о своей праведности, и ответ, если придет, то в самих изменившихся обстоятельствах.
      Не могли бы Вы сказать, хотя бы в общих чертах, еще о форме — как молиться? Потому в этом хотелось бы также иметь порядок (или не обязательно?); поскольку я осталась наедине с собой, без внешних «подпорок», непросто подчинить себя какому-либо «уставу», чтобы и работать (в основном дома), и молиться и вообще жить не в осуждение себе — сколько бы времени это не продлилось, ведь каждый день дорог. Имеет ли какое-нибудь значение стороны технические или в этом остается свобода (например, сосредоточиться легче если читаешь молитву про себя, а не вслух, можно использовать ритмы дыхания и сердца (к последнему я уже весьма навыкла) и проч.)?
      Из обсуждавшихся предметов у меня как бы затаилась одна мысль — именно о том, что каким-то образом Господь попустил мне увидеть «хирургическую кухню», и я боюсь, как бы из нее не нагромоздились мечтания, и где тогда найти тот словесный или другой какой бич, который сокрушил бы это новое поползновение собственной «уникальности». Может быть, просить Господа, чтобы Он как-то это воспоминание изгладил или смешал?

      1. Ирина, однажды Ангел показал Антонию Великому, как должно устраивать свой день — время для работы, время для молитвы и время для чтения. И эти делания надо переменять. Тогда, говоря современным языком, перемена видов деятельности не будет вызывать утомления. Многое, конечно, зависит от Вашего внутреннего распорядка, но если внешние условия не диктуют определенных временных рамок и есть возможность установить распорядок исходя из своих потребностей, то можно устроить день либо по монашескому укладу, либо просто менять занятия через определенные промежутки времени, скажем через час, два, может три — как у Вас будет получаться. Внутренняя собранность рождает внешнюю, а «чин», как Вы верно отметили, способствует «рождению духа». Без внутреннего устава дела не будет, молиться от случая к случаю или когда придется непозволительно, ибо отсюда проникает разленение и нерадение.
        Технические моменты сугубо индивидуальны, хотя есть несколько общих черт. Опыт показывает, что молиться лучше сидя, держа голову прижатой к груди. Но опять же — это очень индивидуально и не каждому может подойти, хотя концентрация на молитве в таком случае усиливается.
        Если у вас есть наработанные методики совмещения молитвы с разными естественными ритмами, то, на мой взгляд, ничего менять не надо — идет молитва, и пусть себе идет, вмешательства и нововведения будут излишни.
        Вслух можно молиться если одолевает нашествие помыслов.
        Не забывайте просить Господа открывать Вам Вашу немощь. Такие периодические открытия будут действовать отрезвляюще на Вашу «уникальность».

    16. О.Константин, очень признательна за советы. Сейчас выходные, я попробую им последовать по свободному укладу (то есть меняя занятия) и, если можно, может быть напишу о том, что вышло. Сегодня, впрочем, уже пыталась, занявшись ручной работой вместо обычной умственной (или не столь уж умственной, но требующей внимания); по счастью, отменились и гости.
      Вы говорите «не забывайте просить Господа» — то есть внимать чему-либо, кроме молитвы нельзя, а просить стало быть — можно? И как быть, когда от тебя все же ожидается действие (или бездействие, что то же) и когда неочевидна воля Божия. Может быть, просто молиться и ждать очевидности?

      1. Ирина, «просить», имеется ввиду, в обычных молитвенных прошениях, а не во время Иисусово молитвы. Когда воля Божия, как Вы говорите, не очевидна, надо проявлять терпение и ждать. Если ситуация не позволяет ждать, по возможности, просить совета у любого благочестивого человека, если и такого нет, то у любого мирно настроенного ближнего. Просить совета, внутренне и мысленно полагаясь на волю Божию с намерением поступить так, как скажут. Господь открывал Свою волю и через безсловесных животных, как известно из Священного Писания. При этом нам самим всегда нужно помнить о благоразумии и пользоваться дарованным нам Богом умом, прося Его о даровании благих помыслов.

    17. Отец Константин, благословите! Благодарю.
      Мне от последних вопросов в предыдущей записи было укорно — потому что они суть свидетельство моих продолжающихся поползновений «исправить ситуацию» своим умом.
      Также укорно, что порадовалась неприезду подруги из Москвы — ведь надо помнить, что все во благо.
      Хочу поделиться о том, «что выходит», хотя опять как-то смущает публичность — это ничего?
      Прочитав повечерие как обычно и добавив вечерние молитвы, я уснула на час, проснулась от «пожара», как уже в последние дни привыкла. Он горел сам по себе и можно было оставаться так, засыпая постепенно, но я вспомнила: «реализовывайте!» и опять же по привычке последних дней — встала. Сделал несколько поклонов, поминая своих благодетелей и близких. Стала читать молитву. Стульчика удобного не нашлось, но все ж еще днем обнаружила, что так — сидя (несколько опершись в стену) и наклонив голову — лучше (раньше я такое положение не использовала). Вскоре поймала себя на том, что действительно стала искать сладости, которую изобильно непроизвольно испытывала днем, и которой не было сейчас, укорила себя. Потом мысли постоянно уклонялись, приходилось возвращать, вспоминая о подлинном месте ума на молитве — в сокрушении у ног Христа. Продолжалось так минут 40, потом, прочтя полунощницу, опять попробовала молитву, на этот раз ум был покорнее и чувство вездеприсутствия Божия. Полумала, насколько важны сами слова молитвы? ибо полную молитву произношу обычно лишь вслух, а внутренне краткую, а порой сама не замечаю, как она «урезывается» — вплоть до одного Имени Иисуса, которые удобно связываются с ритмом сердца. М.б. надо произносить все слова?
      Поспав часа два, опять проснула таким же образом и стала молиться, на этот раз без борьбы и без особого умиления. Вопрос — как долго продолжать молитву в случае, если она в сладость (это не ошибка? ведь так бывает…), и тогда, когда она обычная, но легко идет, и тогда, когда она — борьба или «никакая»?
      Так читая молитву без особого труда, стала ловить себя на том, что ум уклоняется на рассуждения о том же предмете, и решила, что лучше уж это написать.

      1. Простите Ирина, забыл упомянуть, что молиться действительно удобнее оперевшись спиной о стену, можно даже сесть на пол, если в доме тепло. По поводу позы, кто-то из древних святых отцов сказал: «Во время молитвы прилепи бороду твою к груди».
        Брожение помыслов, а то и внезапные мощнейшие атаки, это неизменная уловка врага. Надо выдергивать себя обратно в молитву и продолжать молиться.
        Все молятся по-разному. Кто-то полной молитвой, кто-то короткой, пятисловной. Самое главное, чтобы присутствовало чувство покаянного обращения к Богу, ведь молитва нам дана не ради молитвы, а как инструмент для достижения памяти Божией, для постоянного пребывания с Богом. Поэтому, если у Вас сохраняется такое сердечное, покаянное чувство и на одном слове, то это тоже такая же молитва. А молиться надо столько, сколько требует душа и позволяют обстоятельства. Хотя, молитва тем и хороша, что молиться можно в любой ситуации. Просто не во всякой удобно, но к этому надо стремиться. Апостол Павел не зря сказал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»(1Фес.5:16-18).
        О понуждении себя на молитву, когда она «не идет» могу сказать только, что понуждать себя придется до конца жизни, потому что это делание так и называется: молитвенный труд. Это труд, и не всегда он бывает легок. И тогда нужно понуждать себя, и за это ожидает награда, ибо «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11:12), то есть, понуждающие себя на труд, «когда они делают насилие над самими собою и побеждают нужду собственных страстей или тиранию неверия» (Евфимий Зигабен) получают в награду Царствие Небесное.
        Бог Вам в помощь!

    18. Отец Константин, благословите! С началом Триоди Постной! Была в Лавре на всенощной, так хорошо и радостно! Подарили мне по моей просьбе печатный экземпляр Вашей книги о молитве, которой в продаже уже давно нет — вероятно, это то же, что на сайте… Но все же — это совсем другое, когда можно спросить непосредственно, просто совсем другое.
      По ходу возник еще вопрос. Поначалу думала, в ним все ясно, но со временем воспоминание о нем стало беспокоить, и хотелось бы выяснить. Сегодня, когда так вот молилась, сидя на полу (это еще удобнее, завернувшись в одеяло — вместо мантии), заметила среди проходящих помыслов некий особенный, собственно даже не заметила, а сама не знаю как внутренне ужаснулась: ого! (великан и страшилище), было ясно, что он гордостный, хотела было пропустить, он уже отходил, как вспомнила, что таковые надо исповедовать, даже если это почти неосознаваемые тени. Задержала его немного, чтобы запомнить, оказалось, что он связан с самой молитвой и говорит, что раз я это имею, то «не якоже прочии человецы» (как-то так примерно). Ясно также, что он явился не просто так, а привлекаемый моей собственной страстью. Смешно конечно, особенно сейчас, когда очевидно, что такое моя молитва…
      Все ж я хотела спросить, как с такими поступать? И как исповедовать, скажем, просто незнакомому священнику — в общих словах? Очевидно, таким же образом могут явиться не только гордостные мысли, но и другие греховные и страстные?

      1. Ирина, этот помысел — обычная, очередная уловка врага, который неустанно будет закидывать такие удочки — авось клюнет! Его логика проста: раз, два, десять, сто — на сто первый может клюнуть, несмотря на всю смехотворность (как Вы ошибочно думаете) вражеского помысла. Задумайтесь — то, что помысел кажется Вам смехотворным, уже говорит о каком-то внутреннем надмении. Вы уже поставили себя выше вражеского помысла, выше врага — ну как же, я знаю эту уловку, это пройденный этап! Но «…всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвышен.» (Лук. 14, 11.) Надо помнить — враг терпелив, очень опытен и умен. И самое главное, что так нападать на нас ему попускается Богом. Попускается, во-первых, по грехам нашим и для того, чтобы мы «обрастали» опытом, а во-вторых, чтобы не спали на посту.
        Поступать с ними нужно так же, как и с остальными вражьими прилогами: я вижу, что это твой бесовский помысел — пошел вон! Пресвятая Богородица спаси нас!
        Исповедовать незнакомому священнику…исповедуйте, как есть, можно со всеми подробностями. Ваше дело открыть грехи, а дело священника быть свидетелем Вашего откровения грехов Господу нашему Иисусу Христу, и прочесть разрешительную молитву. А дело духовника — вести Вас к спасению, держа руку на пульсе Вашей духовной жизни и разбирая все ее нюансы. Этих двух людей не надо путать. То есть, — духовника со священником исполняющим требы.

    19. Благодарю. Помолитесь, чтобы мне быть внимательнее… Т.е. есть, если даже просто замечаешь такие — исповедовать?
      Готовлюсь завтра причаститься в Лавре…

      1. Нет мелких грехов. Мешок песка не лучше камня на шее. Что лучше — исповедать сейчас или вспомнить о них на мытарствах?
        Господи, даруй мне помысел исповедания грехов моих!

    20. О.Константин, благословите! Каждая ночь приносит новое… В эту мой ум не мог даже удержаться толком за место молитвы, не было «проходящих» и временами я «отключалась» (как будто не засыпая) Может быть, просто устала. Так было дважды, первый раз довольно для меня долго — часа 1,5; почти одно и то же… И как быть в данном случае со сном?
      Вспомнился однако лишь один давний помысл, который, несмотря на то, что я о нем не раз говорила и исповедовала — хотя не помню — «висит» надо мной всю жизнь. Именно в самом начале моего обращения — что «Бог посмеется надо мной». Мой первый духовник, к которому я обращалась, еще живя в Питере, сказал тогда: «Вы богохульствуете». Не так давно я опять о нем вспоминала, только в перевернутом виде — что враг посмеялся надо мною…
      А, почитав о мытарствах, подумала, что не имею истинного покаяния в грехах своих, не говоря уже о рассеянной и расслабленной жизни всех последних лет…

    21. Отец Константин, благословите! Слава Богу исповедалась и причастилась… Выпив кофе и отдохнув час, заметив, что опять в душе некоторый «пожар», решила попробовать ‒ как сейчас с молитвой? Ага, все как в первые дни, то есть молитва скоро установилась (при этом не сразу связывается с ритмом сердца, иногда с дыханием; кажется, однословная молитва легче тогда, когда лишь усиливаешься собраться). Выдергивая свой ум, увлекаемый «бродящими помыслами» (на этот раз заметила и картинки (визуальные) и приглашение к размышлению о каких-то проблемах), в конце как-то пришло на ум возражать им, говоря: мне все это запрещено, и это вроде бы для них более убедительно, особенно если прибавить, откуда запрет, сославшись на Вас. Можно ли так? Или может быть правильнее ссылаться на св. отцов, хотя наверное в таких случаях важна конкретика? Или это будет как Адам оправдывался пред Богом, ссылаясь на Еву (только наоборот)? И еще у кого-то из отцов читала, что Крест, не воображаемый конечно, а каким-то другим, реальным, образом, может быть большим вспоможением в этом…
      Как часто можно писать Вам? М.б. я слишком надоедаю (пишу вроде бы насущное и даже не представляю, как бы без советов обходилась, потому что всякий раз «суюсь» не туда)? В принципе сообщение не понуждает тотчас на него реагировать…

      1. Господь да благословит всех нас молитвами святых Своих!
        С Причастием!
        Ирина, то что Вы пишите по поводу сна, если я Вас правильно понял, есть, опять же, очередная уловка врага. Если не может смутить помыслами, начинает давить сном. Или то и другое вместе. Это может означать только одно — ему очень не нравится то, что Вы молитесь и он всячески мешает Вам. На каждой ступеньке Вашего молитвенного пути будут встречаться новые козни врага. Господь и здесь превращает зло, делаемое врагом, в добро для нас, используя вражьи козни для нашего обучения неразвлеченной молитве.
        На практике, если начинает клонить в сон, то надо встать на ноги или на колени и продолжить молитву. Бывает такое, что клонит в дрёму и стоя и сидя. Тогда нужно… лечь. И дремота обычно сразу отступает. Отступила, снова встать и продолжать молитву.

        Далее, не следует, мне кажется, экспериментировать с молитвой — а как сейчас, а как вот в таком состоянии, а как то, а как это? Пришел помысел о молитве, надо сразу начинать молиться — ведь такие помыслы не от нас. По словам святых отцов, помыслы о молитве приносятся Ангелами, как напоминание, нам, немощным.

        Я уже говорил Вам — не вступайте в собеседование с приходящими во время молитвы помыслами. Они поначалу будут делать вид, что для них «убедительны» Ваши возражения, чтобы, на самом деле, убедить Вас в этом. А как только убедят, так Вы и обнаружите себя телом на молитве, а умом за тридевять земель. Борьба с помыслами потому и называется борьбой, что это непросто. И в этой борьбе мы должны искать помощи у Бога. Просить защиты надо у Господа, а не запрещать чьим-то именем, тем более не Христовым. Не взваливайте на себя такую ношу — запрещать бесам. Это по силам только тем, кому даровано Богом. Остальное, от гордыни, мол, я могу запретить. Не наше это дело. Просто гоните помыслы — пошел вон! Господи, помоги! И все. И продолжайте молитву. Вы должны игнорировать их, а не вступать в отношения, собеседовать, запрещать им или еще как-то соотноситься с ними. Это как с цыганами на вокзале — ответишь на прилог цыганки — она потом не отстанет, — пройдешь мимо не обращая внимания, — потеряет к тебе интерес.

        Относительно креста. Действительно существует такой способ, заключающийся в мысленном положении креста на сердце, там, где проскальзывают помыслы, но рекомендовать его может только духовник, знающий духовную меру своего чада.

        Ирина, я все время пытаюсь сориентировать Вас на общение с Вашим духовником, а Вы слышите все, кроме этого. Я хочу, чтобы Вы понимали, — я далеко не всегда имею возможность отвечать в таком объеме, просто сейчас так сложилась ситуация, но долго это не продлится, тем более, что скоро Великий пост, когда всякая внешняя активность должна свестись к минимуму. Мы с Вами уже дошли до откровения помыслов, а я не Ваш духовник и по вполне понятным причинам быть им не могу. Поймите — Вам необходимо духовное руководство на месте. И Вам необходимо его найти, если Вы хотите двигаться по пути молитвенного делания. Если Ваш духовник, по тем или иным причинам, не может в этом помочь, то, видимо, надо искать другого духовника, который сможет. Там, где есть молящиеся и духовники находятся, иначе не бывает.

        Бог Вам в помощь!

    22. Отец Константин, благословите!
      Насчет «запрещения» я и сама как-то чувствовала, что что-то в моих мыслях не так. Я Вам очень благодарна за терпение и за советы и за Ваше свидетельство о Христе. Насчет общения с духовником я Вас слышу, но у меня есть страх остаться в этом наедине с собой, как было многие годы, поэтому — вот хоть какие-то крупицы собрать. Нет никакой очевидности, я никого не осуждаю, не держу никаких обид. Знаю, что всюду есть молитвенники, что общение посредством сайта изначально ограничено и для меня самой как-то неожиданно возникло, что я действительно нуждаюсь в руководстве (что и очевидно стало в эти дни). Прошу Ваших св. молитв, чтобы Господь устроил мои дальнейшие пути по Своей воле.

      1. Господь да благословит всех нас молитвами святых Своих!
        Ирина, страх перед чем либо есть только у тех, кто расчитывает на себя. Тот же, кто верит Богу и во всем уповает на Него, чего может бояться? Возложите заботу о завтрашнем дне, и о будущем общении с духовником в том числе, на плечи Господа. Предайте себя и свою жизнь в Его руки. Доверьте себя своему Создателю. Осознайте, что такой страх есть маловерие, это значит, что Вы не почитаете Бога, как Бога. Как Всемогущего. Как Могущего позаботиться о Своем создании лучше, чем оно само о себе когда либо сможет позаботиться. То есть, таким помыслом, мы ставим себя выше Бога. Вот такая логическая цепь.
        Если мы будем с духовной точки зрения осмысливать все свои поступки, слова и мысли, то увидим, что нам есть в чем непрестанно каяться пред Богом.

        А в руководстве нуждаются все люди. Без исключения.
        Господь да укрепит Вас!

    23. Господи, благослови! Отец Константин, спаси Господь! Беседовать с Вами мне не так-то уж легко и то, что довелось пережить вовсе не обыденно. Одно уж — человеку слабому и маловерному прикоснуться к такой горячей и несомненной вере в Господа Бога Всемогущего, устрояющего все и пекущегося о каждом Своем создании. Та молитва, о которой сейчас речь, — для меня тоже ведь необычна; прежде моя «брань» была в основном за то, чтобы найти место молитвы и сколько-нибудь его расчистить. А тут я сама не заметила, как ум, сам не зная как, оказался там и поначалу даже несколько опьянел от постигшей его сладости. И потом мог опять находить те же пути; а тогда, ночью, я говорила не о сне, а о том, что потерялись эти пути, ум не мог водвориться туда, куда прежде был допущен (это образно — но не фантазия). Я боялась, что то, что дано, может быть и отнято — но Господь милостив к Своему неразумному созданию.
      В открывшейся новой «брани» новобранец, конечно, станет ходить по прежним путям сердца своего, и его первые ошибки обличат немощи и грехи. Меня укоряет совесть, что, придумав на ходу отвергать навязчивость помыслов, указывая на авторитеты (тоже ведь собеседование), на которые ссылаться не имела права. Простите меня (не знаю, насколько понятно объясняю, но вот так как-то).
      Наконец милостию Божией мысли относительно болезненной ситуации начинают «устаканиваться». Не знаю, насколько мой духовник обладает опытом в этом вопросе; несомненно что каждому, в том числе и пастырю, Господь дает дары, но видимо не каждому одинаковые. Я долгие годы почти каждодневно проливала горькие слезы (мои платочки, постоянно сушившиеся на батарее, стали как бы символом тех лет) от неправедных обид, сыплющихся на мою голову как из рога изобилия под руководством духовного отца (потому что моя внешняя жизнь была в его руках, он был и духовником, и начальником; и благодетелем). Я бы уже многократно сбежала от всех этих недоразумений — было бы куда. Поначалу не понимала их смысла, «боролась» и страдала, потом понемногу прозрела их замысел и смысл и стала с трудом смиряться. Они, несомненно, многому научили и смягчили сердце (знали бы вы что оно было вначале), но, как видно, не смогли исторгнуть из него самый корень зла (если это вообще возможно). Ясно, кто бы не стал тяготиться такой неисправимостью. Кроме того, все эти годы принесли очевидное общее расслабление, «многие стяжания», как говорят отцы, отнимают духовное дерзновение, первая ревность утрачена… Одно дело слышать и даже понимать, что все мы страдаем гордостью, а другое дело когда тебе укажут конкретно на «главу змия», показавшуюся в безобидном с виду и привычном мысленном и душевном поползновении…
      Из своего опыта, пусть такого вот, какой он получился, я совершенно четко усвоила, что все пути человеческие устрояет Господь, и если долгие годы мне пришлось все это терпеть, то мне это было «прописано» (что даже и очевидно). Но не все что прописано можно легко найти в аптеках. Вы скажете, у Господа в аптеках все есть — но Свои аптеки может открыть только Сам Господь. Может быть и есть вокруг опытные молитвенники, но, во-первых, надо было понять, что руководство насущно, во-вторых, концы с концами в конечном итоге соединить может также только Бог, человеческое желание учитывается, а произвол невозможен и наказуем. Хотя лишь немногие находили и иные пути. Я не знаю, что и как дальше; нужно сказать, что в Ваших ответах можно найти наверное все азы, необходимые на первое время, а может и на последующее, дополняя из других источников. Можно все это отредактировать, распечатать, и иметь некоторое руководство, тем более, что оно дано не кому-то, а конкретно в ответ на насущные просьбы, связано с моим собственным опытом. Как минимум Бог дал мне ясно увидеть, что «просыпать» жизнь — просто преступно и пред Богом, даровавшим ее, и пред своей душой, которая от этого обрекается на погибель, и пред ближними, которым от этого нет никакой пользы, а только вред.
      Простите меня грешную, и прошу св. молитв.

      1. Ирина, большинство из нас страдает от недостатка одной добродетели — смиренного самоосознания. Осознания своего реального места. Мы приписываем себе привелигированное положение в созданной нами, но на самом деле, несуществующей табели о рангах. А у Бога другая табель и Он не зрит на лица. Мы мыслим стереотипами, то есть, — мысленными заготовками, подспудно созданными нами, для экономии времени и сил, на каждый случай жизни, и постоянно дерзаем приписывать окружающим свой образ мышления. Мы говорим: «Ясно, кто бы не стал тяготиться такой неисправимостью» и все. И все. Приписали другому человеку СВОЙ образ мыслей и СВОЕ отношение к ситуации. А значит ошиблись. Поскольку не можем знать того, что происходит в его уме и сердце. Но думаем, что знаем, уповая на своего божка — интеллект, «умение разбираться в людях», да и «по лицу видно». И ожидаем одних результатов, а получаем совершенно другие. Вот тут и зарождается когнитивный диссонанс, как сейчас говорят, то есть, несоответствие между ожидаемым и результатом. А наше самомнение с каждым разом все увеличивает его, упорствуя в своей «правоте». И незаметно изменяется наше отношение к человеку. Человек-то остался тем же, а мы видим его уже совершенно другим. И говорим: «Не знаю, насколько мой духовник обладает опытом в этом вопросе…».

        Так происходит разрушение авторитета духовника. Время идет, ошибки накапливаются, теряется доверие и, соответственно, мы отдаляемся от него, перестаем следовать его указаниям и рано или поздно обнаруживаем, что духовник-то, оказывается(!) находится ниже нас в «табели о рангах»! И тут помысел-состояние «ОН утратил МОЕ доверие» становится уже постоянным фоном и как-бы «запечатывает» отношения.
        Но виноваты-то во всем мы, а не он.

        Про духовника это просто пример. Но с остальными людьми мы ведем себя так же.
        Если стараться во всех случаях нашей жизни, во всех ситуациях, помнить, вбивать себе в голову — во всем, что происходит со мной виноват только я!, то со временем и с Божьей помощью эта позиция будет становиться все привычней и начнется перемещение нашего «Я» вниз по пресловутой «табели». То есть — выздоровление. И большинство недоумений, тревожащих нас сегодня, рассеются сами собой. А если каждый раз мы станем задумываться — для чего Господь послал МНЕ эту ситуацию, какую заповедь Я должен исполнить? — то со временем ответы начнут приходить до возникновения вопросов.

        Бог Вам в помощь!

    24. Благодарю! Отец Константин, я и сама уже поймала себя на 1000 «Я», чем дальше, тем хуже… Но я теряюсь, для чего же Господь послал мне эту ситуацию, и какую заповедь должна я прежде всего исполнить? Вы скажете — опять «Я»… Прочитала где-то у Вас на сайте рассказ о коте, который бесчинно проник в храм; уже совсем чувствую себя тем котом, только остается прыгнуть на подножие Креста….

      1. Просите вразумления у Господа и все, что Вам необходимо, будет открыто через окружающее и окружающих. Изучайте Евангелие и тогда ситуации Вашей жизни постепенно начнут соотноситься с Новозаветными заповедями. Не малодушествуйте и не отчаивайтесь. Помните — Господь всегда близ и зрит на Свое создание, — как оно учится в Его школе. Он всегда готов помочь, только мы забываем просить Его об этом чистым сердцем.

    Комментирование закрыто.