Как относиться к католицизму?

Вопрос от Романа:

«На пути к церковной евроинтеграции…
Митрополит Иларион (Алфеев): Мы отказались от классификации католиков в качестве еретиков.
23 декабря 2013 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) выступил перед сотрудниками научного центра Института всеобщей истории РАН. Темой выступления стали межхристианские отношения.

Обратившись, в частности, к теме православно-католического диалога, митрополит Иларион напомнил, что препятствиями к сближению после раскола в 1054 году продолжают оставаться вопрос о филиокве, то есть исхождении Святого Духа, догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, учение о примате Папы. До XIX столетия Русская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь считали друг друга еретическими, что в том числе подразумевает отсутствие богослужебного общения. «В XIX веке и особенно в XX веке,, МЫ,, фиксируем фактическое признание действительности Таинств при отсутствии общения в Таинствах», − констатировал митрополит Иларион.»

«Если раньше о православных говорили как о схизматиках и еретиках, отделенных от Церкви, а о Православной Церкви − как еретическом сообществе, в котором нет действительных Таинств, то Второй Ватиканский собор предложил совершенно иные формулировки. Православные Церкви стали рассматривать как обладающие апостольским преемством иерархий и действительными Таинствами, но не находящиеся в общении с Римом», − пояснил митрополит Иларион, отметив, что это естественным образом изменило и отношение к католикам в среде православных.

В ходе своего выступления митрополит Иларион сделал ещё одно весьма примечательное заявление, что вступление православных в диалог с католиками «означало мораторий на использование термина “ересь”, “еретик” в отношении Католической Церкви.,, МЫ,, взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков» (https://mospat.ru/ru/2013/12/23/news96201/).

Итак, митрополит Иларион (Алфеев) преподнес прекрасный «креативный» подарок к католическому Рождеству: Его высокопреосвященство сообщил, что Католическая церковь более не рассматривается как еретическая и с восторгом напомнил, что на Втором Ватиканском соборе нас больше не обзывали еретиками и даже признали право на жизнь.

Вероятно во имя будущего «евроатлантического выбора» нашего богословского образования был наложен мораторий на употребление «неполиткорректных» слов «ересь», «еретик», дабы не обидеть еретиков и выстраивать с ними толерантные теологические диалоги и взаимоотношения. Можно предположить, что следующим этапом «церковной евроинтеграции» будет мораторий на ещё более неполиткорректные слова «грех», «грешник»…

У многих верных чад Русской Церкви возникает вопрос: кто же эти загадочные «мы», от имени которых Его высокопреосвященство накладывает сомнительные «моратории» на многовековую святоотеческую терминологию? Вселенская Православная Церковь? ОВЦС? Или сам ревностный радетель «церковной евроинтеграции» митрополит Иларион?

Верным способом познания воли Божией является изучение Священного Предания Церкви, т.е. Священного Писания, деяний церковных Соборов и суждений святых разных времен и народов. Если по какому-либо вопросу церковной жизни имеется согласное мнение святых, то такое согласное их суждение является суждением Духа Святого, обитающего в этих святых, и признается учением Божественным, учением Церкви. О латинстве как ереси существует согласное суждение святых отцов Православной Церкви (см. http://www.blagogon.ru/biblio/71/).
Из Окружного Послания Восточных Патриархов 1848 г.:
«Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь… ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви – беззаконие».

Подписано четырьмя Восточными Патриархами – Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским и членами их Синодов.

(Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 206-207) От.Константин с Рождеством Господа нашего Иисуса Христа.Случайно наткнулся на такую информацию,печально,но ведь я правельно понимаю:Церковь Свята и ее учение,а мы грешные я,вы,патриарх с синодом и очернить Церковь мы не можем,ибо Она столп и утверждение Истины,мы сами себя очерняем или просвещаемся Светом Иисуса Христа живя по заповедям Его и учению Его святых,быть против экумены-значит стоять за Христа,даже если идти против патриарха и всех тех кто целует руку папе как будто у них есть благодать частичная-ее ведь нет,они стирают границы проложеные св.отцами,чтоб очернившись сами,очернить и нас?скажите мне несколько слов своего мнения. Спаси вас Господи.

Монах Константин:

Отец Роман, благословите!
Поздравляем вас с Рождеством Христовым и Праздником Богоявления!
Спаси Господи за предоставленную информацию. Хотя она скорбна и печальна, но всем нам нужно знать, какие события происходят в нашей Церкви.

После прочтения информации о выступлении митрополита Илариона, возникает несколько вопросов: на чем основаны подобные стремления к сближению с Римо-Католической Церковью; это частное желание митрополита, или чаяния группы каких-то его единомышленников, или исполнение воли творцов глобализации?
Но тема изменения взаимоотношений между Православной Церковью и церковью еретической должна рассматриваться и обсуждаться только на Поместном Православном Соборе. Поскольку такого Соборного рассмотрения не было, то высказывания митрополита вызывают, мягко говоря, крайнее недоумение.
Безосновательно и его заявление о фактическом признания православными в 19-20 вв действительности таинств еретиков, тем более при отсутствии с их стороны какого-либо покаяния в многочисленных принятых ими еретических заблуждениях и отвержения оных. Окружное Послание Восточных Патриархов 1848 года и ряд Святоотеческих высказываний о ереси папизма, как раз свидетельствует об обратном. Например, Свт. Игнатий Брянчанинов называл католиков папистами, а не христианами, поскольку они вместо Христа почитают Папу Римского.
Конечно, такое заявление митрополита Илариона является свидетельством представления себя всему русскому народу как отступника от православной святоотеческой традиции, а, следовательно, в какой-то степени и от Православия. Да поможет ему Господь осознать ошибку и вовремя покаяться. Иначе его филокатоличество может принести большой вред не только ему самому, но и весьма многим неутвержденным православным христианам.
Сама аргументация возможности сближения с римо-католиками, основанная на решениях Второго Ватиканского собора, весьма несерьезна, можно сказать, смехотворна. Например, если мусульмане или идолопоклонники соберут свой собор и подобно католикам признают таинства Православной Церкви благодатными, тогда по логике митрополита и с ними следует стремиться вступить в богослужебное общение..?!
Ко всему прочему, католики придерживаются ереси Варлаама Каламбрийского, содержащей в себе ложное учение о тварной, а не о Божественной, как веруем мы, православные, природе Благодати. Так что их признание и уравнивание со своими «таинствами» является больше хулой, чем почтением.

Вспоминаются слова Свт. Игнатия Брянчанинова: «О бедственное время! О бедственное состояние! О бедствие из бедствий, примечаемое только одними истинными иноками и истинными христианами и не примечаемое теми, которых оно объемлет и губит!»
Что касается наших личных действий, то, думаю, нам должно поступать по словам того же Святителя: «Отступление попущено Богом, не покусись остановить его немощной рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по-возможности избегнуть влияния его… Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других, убойся именно потому, что оно- в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение… Не осуждай ближних, предоставь суд над ними Богу, и очистится сердце твое от лицемерства… Потому необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве» (Отечник, Заключение)

Господь да поможет всем нам жить по заповедям Божиим, святоотеческому учению и канонам нашей Святой Православной Церкви!

  • 1 735 просмотров
  • Одна мысль по поводу “Как относиться к католицизму?”:

    1. Ксения говорит:
      Благословите отцы-пустынники! По поводу последнего опубликованного у Вас вопроса об общении православных с католиками я могу добавить из собственного опыта. К сожалению симпатии к католикам укоренились весьма глубоко и трудно представить, что убежденные сторонники общения скоро осознают и покаются… Это наверное часть общего неотвратимого процесса апостасии.
      В начале 1990-х годов я посещала католический костел в Питере, в Ковенском переулке, где служил тогда замечательный ксенз о.Иосиф, исповедник в годы гонений. Он служил по-своему очень благоговейно, и я с ним беседовала несколько раз. В частности, он считал, что можно причащаться вместе и у православных, и у католиков, так как сейчас (после II Ватиканского собора) нет существенных препятствий. С местным православным священноначалием и клиром они в дружбе, посещают друг друга в праздники, присутствуют при богослужениях. Так сложилось со времен митрополита Никодима, у которого в Питере и в то время было много почитателей среди верующих — потому что он был фигурой неординарной. Какое-то время мне было интересно и даже утешительно ходить в католический храм, и я не только беседовала, но и «исповедовалась» и «причащалась» (в чем потом каялась). В то время я только искала веру, хотя была уже крещена в Православии. И помнится, среди ищущей молодежи была популярна «теория ветвей» — согласно которой все религии, как лучи одного солнца, ведут в одному центру — Богу. Многие из того поколения неофитов и возросли в таких убеждениях. И многие отошли от Православия в разные «расколы» и даже от веры…

    Комментирование закрыто.