Как молиться молитвой Иисусовой?

Вопрос от Елены:

С праздником Рождества Христова! Отец Константин, благословите! Не могли бы Вы разъяснить вот эти слова из «Аскетических опытов» (том 2) св. Игнатия Брянчанинова, глава «Слово о молитве Иисусовой» : «Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке и изгоняет их из человека. При этом совершается нечто подобное тому, что совершилось при изгнании беса из беснующегося отрока, после преображения Господня. Когда отрок увидел пришедшего Господа, дух стрясе отрока, и пад на земли, валяшеся пены теща.» Нечто подобное, правда в гораздо меньшей степени, происходило со мной около недели в то время, когда я приступала к молитве Иисусовой (устной) после правила по молитвослову ( молюсь по четкам 500 молитв утром и вечером). У меня начинало непроизвольно трястись всё тело, руки, ноги. Потом также непроизвольно я начинала как-бы стряхивать что-то с рук и ног. Мне хотелось скрежетать зубами. Даже зарычать хотелось. А началось это с того, что у меня появились очень сильные плотские ощущения, вызывающие у меня сильное отвращение, но с которыми я не могла справиться. Так вот я искала по книгам разрешение своей ситуации, и нашла вот эти слова святителя. На пару дней немного успокоилась, но всё-равно было внутреннее смущение, что как-то всё это не по- православному и продолжала искать. И вот нашла у преп. Амвросия Оптинского в письме 372 : «Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотския движения… Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко… Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно.» Прочитав эти слова и став на молитву я и правда заметила, что эти плотские ощущения действительно занимали всё моё внимание, и как только я усилием воли перестала на них обращать внимание, всё в тот же день исчезло, и больше не повторялось. И это при том, что я много читаю о молитве, и теоретически знала, что внимание нельзя опускать. Прошу Вас дать оценку этому состоянию и всё-же что значат слова святителя. И в связи с этим вопрос. До сих пор я проходила устную молитву, но в последнее время молитва сама хочет творится в уме, без слов, по временам. Но у того-же преп. Амвросия Оптинского нахожу слова «Хоть шепотом произноси молитву (Иисусову), а от умной многие повредились.» И старец Иосиф Исихаст одному своему ученику до конца не позволял молится умно. На молитву у меня есть благословение иеромонаха, он же определил и количество (постепенно начать со 100 молитв и добавлять в месяц ещё по 100). Но всё остальное сказал (видимо по смирению) больше читать в книгах, и я не решаюсь приступать к нему больше с вопросами. Как мне быть – всё-же молиться умной молитвой, когда приходит такое желание ? Или не надеяться на себя и спросить духовника? Но я чувствую, что смущаю его вопросами по молитве Иисусовой.

иеромонах Константин:
Бог благословит!
Елена, слова святителя просты и значат именно то, что значат – молитва Иисусова открывает присутствие бесов в человеке и она изгоняет их. Для простоты понимания можем сказать, что страсти, живущие практически в каждом человеке, и есть бесы. То есть бесы их всячески пестуют, культивируют и помогают им укореняться и расти в человеке. Молитва же Иисусова именно извлекает их на свет Божий и делает видимыми, потому что в обычном состоянии человек, особенно духовно не опытный, практически не замечает их присутствия, они как бы лежат за камнем и действуют исподволь, прикровенно. Это самая распространенная тактика демонов – постоянно делать все возможное, чтобы остаться незамеченными, делать вид, что их нет и не существует. А раз «нет», то и бороться не с кем.

Но действие молитвы моментально освещает все потаенные уголки души и действие страстей становится видимо внутреннему взору человека. А в некоторых случаях, как, например, в Вашем, даже проявляется телесно, видимым образом.
Говоря общепринятым языком, начало терапии обнаруживает латентное, т.е. скрытое, течение болезни, а дальнейшее лечение совершенно уничтожает источник инфекции. Поэтому здесь не стоит смущаться и удивляться, но надо и дальше продолжать лечение. Только продолжать его нужно так, как говорит врач, а не заниматься самолечением. Самолечение, в данном случае, — делание умной или сердечной молитвы без постоянного наблюдения и рекомендаций духовника (как врача души) — может привести к тому, к чему приводит обычно бесконтрольное употребление сильнодействующих медикаментов. А умная молитва Иисусова является сильнейшим из существующих средств лечения и очищения души. И это значит, что упражняться в этом делании, без опасения повредить себе, можно только под наблюдением опытного делателя этой молитвы. Который опытно знает, как провести делателя мимо ям и камней, которыми изобилуют обочины этой дороги. Он страхует идущего от уклонения в тупики и ошуйю и одесную верного пути.

Внимание во время молитвы нужно стараться держать внимание в верхней части груди, примерно за грудинной костью, но не пытаться самому сводить молитву в сердце. Эти двери может открыть только Господь. И как всякий дар, сердечная молитва может быть принята только на очищенное и подготовленное место. А очищается такое место покаянием и сердечным сокрушением, посему и молиться нужно с покаянным духом и сокрушением, не допуская, однако же, впадения в уныние.

Сроков тут никаких нет, нужно просто молиться, удерживая внимание в верхней части груди, и Господь в свое время и в нужной мере даст то, что необходимо для спасения. Если же уже есть сердечная молитва, то внимание при молитве должно находиться в верхней трети сердца, но никак не в нижней. И здесь надо понимать разницу между сердечной и благодатной молитвой, которая сама творится в сердце уже без участия человека.

Вам нужно спросить своего духовника – обращаться ли в дальнейшем к нему по вопросам делания молитвы Иисусовой или искать другого. Не бойтесь задать прямой вопрос – просто получите на него прямой ответ и сомнения отпадут.

Бог Вам в помощь!

  • 3 263 просмотров