Как исправить себя и ближнего?

Вопрос от Александра:

Иисус Христос Господь наш, посреди нас, Есть и Будет Всегда! Благословите отцы Пустынники, о. Константин назрел как обычно не простой вопрос), как быть с Правдой, я имею ввиду те моменты когда видишь у близкого сучки в глазах… я по логике Писаний старался не говорить ближнему своему о таких сучках, пока свих хватает, да и чтоб по унять свою гордость предположил что советовать, тем более учить людей будет высокомерно по отношению к ним, оставлял всё на промысел Божий, да на Божье вразумление, но тут дело такое получается, я раз промолчал по поводу »одних» сучков, тут же этими »сучками» меня колят, как бы давая понять, что надо было сразу пресекать такие моменты, например — мой близкий очень грубо обратился к посторонним людям, я ему сказал что делай выводы сам, мол не маленький, не глупый, но беседы ни какой не провел, и тут же при первом случае этот близкий мой человек такими же грубыми словами словами отнесся ко мне, это не единичный случай, как только я спущу на тормозах какое нибудь дело не доброе, таким же делом сразу цепляет меня, вот и вопрос такой если видишь не справедливость, обязательно НЕ ПРОХОДИТЬ мимо, стараться вмешаться и каким нибудь образом внести слово спарведливости или правды(истины) не знаю как это правильно будет звучать! или Пройти мимо, думать лишь о своей душе, да о своих сучках… Спаси Бог Вас!!!

Монах Константин:
Александр, давай рассудим.
Апостол Павел говорит: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.» (Гал. 6:1)
Вот, должны мы, значит, исправлять других…

Но кто из нас, не очистившись от страстей, может сказать о себе неосужденно, что он человек духовный? А если мы не духовные, но плотские, то выходит и не можем исправлять ошибки других, поскольку не умеем сделать этого как должно?

Однако, дальше апостол говорит: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.» (Гал. 6:2) То есть — не должны мы проходить мимо, когда можем помочь.
Но тут же добавляет: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.» (Гал. 6:3) Мол, — помни, что ты плотской и не мни себя духовным.
Что же делать?

Дабы не путаться в таких ситуациях, лучше всего, согласно святоотеческому учению, вспомнить о том, что у «меня самого грехов и страстей больше, чем у ближнего» и помолиться о нем, чтобы «Господь и ему помог исправиться и меня вразумил.» Сама жизнь показывает, что это самый простой и действенный способ. Ведь нашего авторитета далеко не всегда хватает для того, чтобы слово,обращенное к ближнему, воздействовало на него. Ибо Господь сказал: «без Мене не можете творити ничесоже” (Ин. 15:5), да и брат может подумать: «Что меня учишь — себя учи!» А если мы обращаемся ко Господу, то кто может противиться Его вразумлению?

Впрочем, можно иногда и поправить ближнего, указав ему на ошибки. Но нужно стараться делать это исключительно по любви к нему, а не для укорения (эта разница кардинальна и очень остро ощущается обличаемым), как если бы ты исправлял любимого и при том болеющего ребенка, и, желательно, по прошествии некоторого времени, когда представится удобный случай. Таким образом и ты проявишь терпение и ближний «остынет» и не примет твоего замечания «в штыки».

Что же касается справедливости, то большинство путают справедливость Божественную и справедливость человеческую. Последняя Богу неугодна. Бог не создал людей равными. Одному Он дал 10 талантов, другому 5, а кому-то 1. Однако и требовать Он с них будет соответственно. Стало быть поиски «справедливости», как мы ее понимаем, и попытки ее установить в разных ситуациях, есть сопротивление воле Божией и желание устроить мiр по своему разумению. Что из этого обычно выходит всем известно, и примеры тому сплошь и рядом.

Божественная же справедливость кажется безумием в глазах мiра поскольку не вяжется с прагматичным человеческим мышлением, устремленным исключительно на приобретение благ в этой, временной жизни.
«Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?… а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:18-23)
Мы, как христиане, должны во всем искать исполнения воли Божией. Что и будет, в результате, Божественной справедливостью.

И еще.
Новозаветная Заповедь «не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» относится к каждому из нас. Но я думаю, в данной ситуации будет благоразумнее исполнять ее следующим образом. Прежде усердно помолившись можешь предложить твоему собрату такое условие: «Брат, поскольку мы немощные и часто согрешаем, несправедливо обращаясь с нашими ближними, то если желаешь, заключим такой договор: — ты будешь подсказывать по-братски мне мои ошибки и несправедливости, а я тебе твои. Чтобы мы могли каяться в них и исправляться.
Если он согласится- хорошо, будете подсказывать друг другу в духе кротости, с любовью и желанием исправиться. Если откажется, сразу или потом, тоже хорошо для тебя, ибо у тебя будет случай прощать оскорбления и обиды и через это получать от Бога прощение своих многих грехов.

Помни, что любящим Бога- все во благо. И потому учись извлекать пользу для своей души из всяких случаев, не только из причтных, но более всего, из не приятных.

Бог тебе в помощь!

  • 1 185 просмотров