Чем должно руководствоваться при уходе в монастырь?

Вопрос от Владимира:

 

Отче, благословите!

Чего должен искать монах: спасения или совершенства, молитвы непрестанной, богоподобия, святости? Помысл говорит мне, что первое, недостижимо без второго; и нет ли гордостной самонадеянности в желании последнего?

Так же заметил различие в богословии и аскетике афонской традиции и тем, что оставил нам св. Игнатий Кавказский. Первые зовут «горе», к богоподобию, непрестанной молитве, исихазму, напоминают о высшем человеческом призвании, блюдутся традиции прп. Григория Синаита, св. Григория Паламы и др., богословие же второго, слово критикует первое по многим пунктам. Помогите разобраться.

Очень благодарен за то, что тратите свое время на мои вопросы и даете исчерпывающие ответы.

 

Как отринуть свою волю при выборе монастыря? Как соотнести свое желание при выборе обители с тем, что воля Божия есть превыше того, чего хочется мне? Духовник посоветовал мне молиться о том, чтобы Господь наставил на путь, и во мне зреет сильное, пламенное желание стать причастником той благодати и традиций по которым живут Афонские монахи. Я давно думаю об этом, давно хочу этого, с упоением читаю жития афонских святых и патерики.

В мыслях страшная путаница, благочестивый старец благословил начать с Валаамского монастыря, когда я спросил его о том, откуда начать выбор, но неумолимо тянет в Удел Пресвятой Богородицы, и не располагаю деньгами для частых поездок. Мне 21 год, имею слабые здоровье и волю, но готов умереть в подвиге. Не хочу жить полумерой. Как предаться воле Божией, как поступать в моем случае?

Просил Господа, да даст мне знак, и появились возможности: попасть трудником на год в Пантелеимонов монастырь, или встретиться и пожить 2 недели с русскими келиотами-отшельниками. Хочу предоставить решения вопроса духовному отцу.

Отче, помогите разобраться.

 

 

Монах Константин:

 

Господь да благословит всех нас молитвами святых Своих!

Владимир, на все твои вопросы у святых отцов давно есть готовые ответы и тебе необходимо отвергнуть доверие своему мнению и помыслам и руководствоваться святоотеческими советами. Твои размышления и выводы основаны на твоих, пока еще, не очень обширных духовных знаниях и потому будут путать тебя.

Спасение возможно не только для совершенных. Господь пришел спасти грешников и потому кающийся грешник может спастись, даже если ему далеко до совершенства. Однако, этот не означает, что можно оставаться грешником и не стремиться к святости. Не может быть ничего предосудительного в стремлении к святости. Господь сказал: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш…».

Путь свой в монашестве надо начинать с послушания и отсечения своей воли. То, что хочется на Афон и т.д. это обычная тяга новоначальных, которая имеет под собой лишь романтическую основу. Хотя объяснить это новоначальным редко когда удается. Опять же потому, что привыкли верить себе. Реальная монашеская жизнь очень сильно отличается от того, что написано в книгах о монашестве прошлых времен. Каждому времени свой подвиг, как об этом говорил именно святитель Игнатий. На Афоне, по свидетельству многочисленных паломников, отцов и братий, сейчас все тоже далеко не так, как описывается в книгах. И потому при выборе обители надо руководствоваться не своими желаниями, а советом духовно-опытных людей. Тебе старец благословил идти на Ваалам? Так чего еще нужно? Выполняй. И таким образом положишь доброе начало в послушании. А если отправишься на Афон, то последуешь своему желанию, своей слепой воле. Нередко сейчас можно встретить монахов перемещающихся из монастыря в монастырь в поисках своего «идеала», идеала монашеской жизни. Такие братия носятся по всему миру, были и на Афоне, и на Синае, и в Иерусалиме и на Анзере. Но нигде не задерживаются и продолжают колесить. Есть даже прозвище для таких – Шаталова Пустынь. Они водятся своим мнением. Своим представлением о том, как надо спасаться и как должна быть устроена монашеская жизнь. И нигде не находят себе покоя, потому что враг оседлал их, взнуздал удилами своеволия и самомнения и раскатывает на них по миру. О старце Рафаиле (Берестове) рассказывают такой случай: увидел он однажды беса, потрепанного такого — одни клочья. И спрашивает его:

— Как тебя зовут? Тот отвечает: — Выталкивающий бес.

– А почему ты такой ободранный? А бес и говорит: — Легко думаешь вас из монастырей выталкивать? Но если уж вытолкну, то катаюсь потом по всему миру.

 

Так что, не спеши с Афоном, если Богу будет угодно и тебе спасительно, то попадешь и на Афон в свое время.

А вот когда «в мыслях страшная путаница», то это явный признак того, что бес ее устроил. И значит нельзя доверять своим суждениям.

Ты пишешь, что «не хочешь жить полумерой» и хотя «имеешь слабые здоровье и волю, но готов умереть в подвиге». Похоже, что эти слова продиктованы юношеским максимализмом и неопытностью. Некто из святых отцов говорит о том, что многие новоначальные с великим пылом отдавались подвигу, но когда разгорячение проходило, они впадали в глубокое уныние и разочарование. Потому что ранее подпали очарованию мечтами. А те, кто вначале шел не очень быстро, по пути разогревали жилы и ускорялись так, что безбедно и скоро достигали цели путешествия.

На монашеском пути тебя ожидает много такого, что тебе пока еще, совсем незнакомо и многое будет для тебя неожиданным и трудным. Для того, чтобы преодолеть эти трудности надо рассчитывать силы, а не лететь сломя голову на поводу у страсти, маскирующейся под добродетели ревности и усердия. Но рассчитывать их надо не самому, не своим умом, поскольку нет ни опыта, ни духовного рассуждения, а при помощи опытного наставника, которого Бог пошлет, если просить будешь. Пускаться же в одиночное плавание на самодельном плоту, не имея карт, компаса, парусов, весел и опыта, сам понимаешь – крайне опасно.

 

Господь да поможет тебе!

  • 1 586 просмотров