Беседа о Причащении. Часть 1-я.

«ГЛАВНОЕ – ЧТОБЫ ДУША С ИСТИННОЙ ВЕРОЮ И ЛЮБОВИЮ ПРИСТУПАЛА КО ХРИСТУ»

Беседа корреспондента газеты «Православный крест» о Таинстве Святого Причащения с кавказским пустынником монахом Константином (Ковальчуком)

– Отец Константин, расскажите, пожалуйста, о Таинстве Причастия. Зачем православные верующие причащаются, что дает им принятие Святых Таин?

– Православному христианину должно глубоко осмыслить Таинство Святого Причащения. Самое простое осмысление, мне думается, возможно при сравнении с телесной болезнью. Скажем, если человек заболел раком крови или другим неизлечимым заболеванием, он понимает серьезность ситуации и ищет, каким способом можно продлить свою жизнь. И, допустим, сколько больной раком крови будет продолжать переливание здоровой крови в свой организм, столько он и сможет прожить. Или возьмем другой пример – при заболевании почек или иного какого-либо органа больному делают пересадку этого органа.
Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Нам, больным грехом, больным страстями, Господь дает духовное врачевство. Для того чтобы сына человеческого соделать сыном Божиим, Сын Божий по естеству, Господь наш Иисус Христос, дает нам Свое Пречистое Тело и Свою Святую Кровь – самое сильное врачевство. Дает для того, чтобы обновить наше падшее, пораженное греховной болезнью человеческое естество, чтобы соделать нас причастниками Божеского естества, как говорит апостол Петр.
Это причастие Божеского естества мы получаем в Таинстве Святого Причащения Тела и Крови Христовых. Это самый великий дар, которого мы сподобляемся в земной жизни.
Поэтому чтобы человек причащался не в осуждение, с должным вниманием, благоговением, верою и любовию приступал к этому Таинству, ему необходимо серьезно подготовиться. Начинается подготовка, как я уже сказал, с осмысления величия и значения Таинства Святого Причащения. А оно заключается в том, что нам, людям, дается дар, честь и слава соделаться причастниками Божеского естества – для того чтобы на Страшном Суде мы сподобились стояния одесную Христа. К этому будут призваны те, кто в земной жизни стяжал благодать Святаго Духа и улучил обновление своего естества через принятие в себя Святых Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

– Как объяснить человеку мало воцерковленному, сомневающемуся, что в Таинстве Причастия под видом хлеба и вина верным преподаются истинные Плоть и Кровь Христовы?

– Мне кажется, благонамеренному человеку достаточно почитать о чудесах, которые описаны в Отечнике и житиях святых. Если же этого мало, можно поехать, например, в Троице-Сергиеву лавру или Псково-Печерский монастырь и понаблюдать за поведением душевнобольных перед этим Таинством.
Помню, у меня был такой случай. Мы с игуменом Адрианом (Кирсановым) (который сейчас уже архимандрит в Псково-Печерском монастыре) пришли на квартиру в Тбилиси к одной монахине, к которой привели душевнобольную. Отец Адриан начал отчитку, и как только он произнес прошение о том, чтобы Господь сподобил ее причастия Пречистого Своего Тела и Крови, бес в ней завопил: «Не хочу Тела! Не хочу Тела! Я на смерть дан! Я на смерть дан!» и такой рев поднял, что все присутствовавшие застыли в ужасе. Вот как реагируют бесы на Святое Причащение: до этого он молчал, а как только упомянули о Причастии, сразу проявил себя, показал, насколько ему ненавистно это Таинство, потому что, как уже сказано, в нем человек соделывается причастником Божеского естества.
Думаю, что сомневающийся должен сам попросить у Господа вразумления, чтобы Господь дал каким-либо доступным, приемлемым для него образом удостовериться в величии и значимости этого Таинства. Но еще важно, чтобы колеблющийся человек покаялся, так как это серьезный грех неверия. Когда Господь узрит, что ему действительно нужно такое вразумление, – Он вразумит.

– Как быть, если христианина посещают помыслы неверия, сомнения или хулы в отношении Святых Таин? Можно ли причащаться с такими помыслами?

– Неверие и хула – это разные вещи. Сомнение может испытывать всякий человек, обращающийся к вере. А помыслы хулы на это Таинство обычно попускаются Господом за какой-то грех, прежде всего – за гордость, доверие своему мнению. Когда человек чрезмерно доверяет своим помыслам и не находит для себя какого-то логического объяснения в церковном Таинстве, тогда ему для вразумления – как бич – попускается испытать наплыв хульных помыслов. Человек должен задуматься и попросить вразумления, чтобы осознать, за что ему попущена такая напасть. А найдя причину, покаяться в ней, и тогда он освободится от нападений хульного беса.
Причащаться в таком состоянии можно, но нужно исповедовать эти помыслы и не соглашаться с ними, знать, что они – не от нас, а от духа хульного. Нужно говорить себе самому: я не соизволяю, я отрицаюсь этих помыслов, я приступаю к Пречистому Телу и Крови Христовым вопреки всем помыслам, которые всевает в меня диавол.

– В настоящее время среди священнослужителей и верующих в России нет единого мнения о том, как часто можно и нужно причащаться Плоти и Крови Христовых. Некоторые миряне делают это один раз в месяц, другие – раз в две недели, кто-то – еще чаще, а некоторые, наоборот, – раз в несколько месяцев или даже раз в год. Как Вы считаете, как часто миряне в наше время должны причащаться? От чего это зависит? Как мирянин может регулировать частоту принятия Святых Таин при отсутствии духовного руководителя?

– Частота причащения зависит от многих обстоятельств, но главное – от душевного состояния человека. Насколько человек ведет внимательный образ жизни, настолько он, мне кажется, будет чувствовать жажду, потребность причаститься Святых Таин. Я не могу согласиться с тем, что нужно заводить какой-то график причащения, скажем, через две недели или каждую неделю или еще как-то. Господь сказал: Жаждай да грядет ко Мне и да пиет (Ин. 7, 37). Человек должен испытать эту жажду и тогда идти и приступать к Таинству Святого Причащения. Но если он не может самостоятельно решить этот вопрос, то ему необходимо посоветоваться с более опытными в духовной жизни людьми, а лучше, конечно, с духовником, если он есть. Нужно также молиться Господу и просить Его о вразумлении: «Господи, дай мне благой помысел, как часто мне причащаться». Как мы просим вразумления во всех других обстоятельствах своей жизни, так – тем паче – мы должны просить у Господа вразумления относительного этого Таинства.

– Существует ли разница в отношении частоты принятия Святых Таин между мирянами и монашествующими? Как часто могут причащаться монашествующие, и от чего это зависит?

– Только великосхимникам, то есть монахам, которые приняли постриг в великую схиму, заповедуется причащаться не реже одного раза в неделю. Для прочих же иноков и монахов не существует определенного правила, частоту причащения устанавливает духовник, который исповедует монаха и наставляет его в духовной жизни.

– Как Вы относитесь к мнению, что христианин обязан причащаться на каждой Литургии, на которой он присутствует, поскольку иначе посещение служб якобы теряет смысл? Некоторые миряне, ссылаясь на древних Святых Отцов, дерзают причащаться за каждым богослужением. Допустимо ли это, на Ваш взгляд? Если да, то в каких случаях, а если нет, то почему?

– Это недопустимо, потому что нам нужно приступать к Таинству Святого Причащения с соответственной душевной готовностью: с верою, благоговением, сокрушением, смирением, покаянием и другими благими расположениями. А, как известно, к делу, совершаемому часто, мы приобретаем привычку. Например, можно заметить, что некоторые священники, к сожалению, крестятся зачастую небрежнее мирян. Почему? Потому что приобретена привычка изображать на себе крестное знамение без должного благоговения, внимания и веры. Подобное, мне кажется, может произойти и при частом причащении.
Да, мы знаем, что в Древней Церкви, когда люди имели большую ревность, большее благоговение, больший страх Божий, они и причащались чаще. А нашему времени равняться с тем временем, думаю, не приходится. Потому я не сторонник частого причащения. И это не просто мое умозаключение.
Одной избранной рабе Божией, Феодосии Ставропольской, примерно лет двадцать назад было дано вразумление относительно этого вопроса. Великим Постом на Первой седмице православные христиане строго постятся и стараются причаститься Святых Таин. И вот, ей было открыто, что в субботу, когда причащались почти все, присутствовавшие в храме, в действительности причастилось только семь человек, а в воскресенье – это вразумление было накануне Недели Торжества Православия – будут причащаться три человека. Вот такое свидетельство свыше о том, какое значение имеет приготовление к Таинству. Несмотря на то, что люди готовятся к Причащению, принимает Таинство достойно лишь такое небольшое количество причастников.
Это, мне кажется, говорит в пользу того, что мы должны стараться приобрести благодать Святаго Духа как можно более внимательным приготовлением ко Святому Причащению, а не его частотой. Лучше причаститься как Мария Египетская – два раза в жизни, нежели делать это часто, но в осуждение. Я не призываю причащаться единожды в жизни или единожды в год, но привожу этот пример как доказательство, что путь стремящихся к тщательному приготовлению к Таинству вернее пути тех, кто надеется стяжать благодать посредством частого причащения.

– Какие препятствия существуют для принятия Святых Таин, т.е. случаи и состояния, когда нельзя причащаться?

– Когда нельзя причащаться – это в каждом конкретном случае определяет духовник. Но что касается вообще всех христиан, нельзя причащаться, если человек не примирился с враждующими с ним людьми, причем эта вражда исходит в большей степени от него самого. Как сказано в Последовании ко Святому Причащению: «Первее примирися тя опечалившим. Таже дерзая таинственное брашно яждь».
Ну, и, разумеется, нельзя приступать к Таинству, если человек впадает в смертные грехи, например, блудные, за которые подлежит отлучению от причащения на какое-то время. Но это должно решать с духовником.

– Что значит «причащаться недостойно»? Когда и почему христианин может причаститься недостойно, и в чем опасность недостойного принятия Таинства Причастия?

– Опасность недостойного принятия Таинства Причащения в том, что, как сказано в Последовании, Святые Тайны – «Огнь бо есть, недостойныя попаляяй». И апостол Павел говорит, что оттого – от недостойного причащения – многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 30). Если мы дерзко, самонадеянно, гордо, самоуверенно, с нехорошими расположениями души приступаем ко Причастию, конечно, мы причащаемся недостойно и навлекаем на себя гнев Божий. Но наш гнев и гнев Божий – это не тождественные понятия, гнев Божий – это проявление Божией любви. Я думаю, если человек осознает, что он может причаститься недостойно, то это уже ставит его в правильную позицию по отношению к Богу и уменьшает вероятность недостойного причащения. Осознание своего недостоинства есть первое правильное расположение, которое может нас соделать достойными принятия Святых Таин.

– Как христианин должен готовиться к причащению? Каким по продолжительности и строгости должен быть предваряющий участие в Таинстве пост? Какие службы и молитвословия входят в обязательное молитвенное правило для желающего принять Плоть и Кровь Христовы? А какие еще молитвы (каноны, акафисты и т.п.), кроме обязательного правила, Вы бы посоветовали по возможности читать монашествующим и мирянам, готовящимся причаститься?

– Ответ на этот вопрос – как готовиться ко Святому Причащению – помещен сегодня в каждом молитвослове, поэтому повторяться здесь, я думаю, нет смысла. Есть правила для готовящихся к причащению, общие для всех, и их нужно придерживаться. Но что касается спорного в наше время вопроса, сколько нужно поститься, я считаю, что христианину, который серьезно занимается своим спасением, нужно стараться придерживаться постановлений Типикона, где сказано: «Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Тайны» (Глава 32). Затем было сделано послабление – поститься три дня. Сейчас некоторые старцы и архиереи благословляют кому-то соблюдать пост два дня, но никак уже не меньше. Потому что иначе будет профанация, а эта профанация, кстати, очень благовидно внедряется, когда людям предлагают причащаться часто. И, если человек часто причащается, он думает: «Я же не могу постоянно поститься, я работаю, у меня дети, заботы…» Тогда совсем отменяется пост. За отменой поста следует отмена и исповеди: «А зачем мне исповедоваться? Я только вчера (или позавчера) исповедовался…» То есть под благовидным предлогом частого причащения идет разорение приготовления к Таинству, совершается дело душевредное.
Что касается молитв – они общеизвестны: три канона, канон ко Святому Причащению и молитвы. Я знаю, что некоторые еще читают акафист ко Святому Причащению или акафист Иисусу Сладчайшему. Но думаю, что главное – не что читать, а как читать, чтобы это было действительным обращением живой, но больной души к живому Богу, всемогущему Врачу и Спасителю нашему. Чтобы человек приготовился вступить в общение со Христом, исцеляющим его, со Христом, спасающим его, со Христом – Спасителем и Богом нашим. А как душа будет к этому готовиться – тут уже у каждого есть свои особенности, главное – чтобы она с истинной верою и любовию приступала ко Христу, а не потому, что наступил двунадесятый праздник – хочешь – не хочешь, а надо идти ко Причастию.

– В некоторых Поместных Православных Церквах Таинства Исповеди и Причастия разделены, т.е. верующие причащаются, как правило, без исповеди, а исповедуются отдельно, в другое время. Например, такая практика существует в греческих монастырях на Афоне. Как Вы к этому относитесь?

– Если монашествующие в монастырях ведут внимательную, трезвенную жизнь, если монах постоянно, каждый день замечает все свои чувства, желания, помыслы греховные и тут же в них кается, то такому, если он не допустил серьезного увлечения греховным помыслом и желанием, можно приступать ко Причастию без исповеди, потому что он уже очищает свою душу постоянно. Но если человек ведет рассеянную жизнь и при этом еще будет причащаться без исповеди, ничего, кроме душевного вреда, он не получит.
Я вспоминаю наши первые годы в пустыне, когда мы причащались у отца Мардария (в схиме Алексия) (об отце Алексие (Данилове) см.: «ПК» № 11 (59)). Тогда мы практиковали исповедь непосредственно перед причащением – для того чтобы меньше нагрешить, потому что в любой момент может заскочить какой-нибудь зловредный помысел и осквернить душу. А мы уже исповедались, священника не будем безпокоить, просить второй раз выходить на исповедь, и причащаемся с оскверненной душой. Я думаю, это очень важно – стараться соблюсти сосуд своей души как можно более чистым. Потому разрыв этих двух Таинств – Исповеди и Причастия, мне кажется, всегда зловреден, ибо «ничтоже скверно входит во Царствие Небесное» (Молитва св. Иоанну Предтече).

  • 1 730 просмотров
  • Одна мысль по поводу “Беседа о Причащении. Часть 1-я.”:

    1. А, разве, говеть неделю перед причастием, как и почти обязательное прибавление к «Правило ко святому Причащению» чтения 3 канонов, это не наследие синодального периода, когда все гос. чиновники (а следом за ними и все остальные) в обязательном порядке исповедовались и причащались 1 раз в год?
      То есть в Типикон то вставка про неделю говения поздняя — времен Синодального периода, с его редким (раз в год) Причащением.

      и, на мой взгляд, эта вставка из области «Бремена неудобоносимые» т.к. православный соблюдающий посты и так больше половины года проводит в постах. (среда+пятница+однодневные+многодневные = 200+ дней в году постных)

    Комментирование закрыто.