16 вопросов о страстях и добродетелях.

Вопрос от Сергия:
Дорогой отец Константин, благословите.
Простите за то, что вопросов так много.
Ваше преподобие, отец Константин!

Хотелось бы вам задать вопросы о духовной жизни, которые меня волнуют. Живу в общежительном монастыре, не пострижен. По вопросам современности придерживаюсь близких с вами взглядов. Есть у меня и духовный отец, по благословению которого пишу вам. Но сейчас он далеко. Связываемся по телефону и когда он приезжает. Мы находимся в опале. Нас терпят, не выгоняют и то слава Богу. А теперь вопросы.
1. Как укрепиться в вере?
2. Я горд и непослушен. Как приобретать смирение? Здесь такая сложность. Святые Отцы пишут – проси, молись. И предупреждают, если просишь смирения, знай, что просишь, чтобы тебя оскорбил кто-нибудь. Сознаюсь в своей немощи – боюсь скорбей. Хватает мне и тех, что есть, и еще просить себе новых скорбей не решаюсь. Духовный отец мой – хороший иеромонах. Стараюсь слушаться его. Первое время даже пытался как старца слушаться, решать даже мелкие вопросы, но он дал понять, что от меня требуется больше самостоятельности. И как при таких моих обстоятельствах и немощах я мог бы приобретать смирение?
3. Когда учился в семинарии, прочел святителя Игнатия, который пишет, что то древнее послушание нашему времени не дано, и сейчас следует спасаться чтением писаний Святых Отцов, осторожно заимствуя советы от современных отцов и братий. Столкнулся с неспособностью своей вполне так самостоятельно руководствоваться. Часто пребывал в унынии. (Так старался жить после семинарии, неся послушание на приходе). По этой причине отчасти и в монастырь пришел. А как вообще можно жить по указанию святителя Игнатия? Ведь Святой не зря же так писал и наставлял? Обратил еще внимание на такую вещь. Она меня и тогда борола и сейчас иногда борет. Иногда читаешь святоотеческую книгу или подвижническую и становится ясно, как спасаться, как совершать свое спасение. Проходит время, и словно во мрак погружаешься и ничего не помнишь и снова не знаешь, как спасаться и уныние находит и паника. Как с этим бороться?
4. Боюсь скорбей. Конечно, они происходят и какие-то скорби несу. Но смущаюсь, когда меня предупреждают о чем-то скорбном и иногда предпочитаю не начинать такое дело, на котором меня ждут большие скорби. А святитель Лука Крымский пишет «Я полюбил страдания». Читал еще у Святых Отцов, что если хочешь не бояться скорбей – пусть для тебя будет вожделенной смерть за Христа. Иными словами, чтобы не бояться малых скорбей, полюби большие. Но мне непонятно, как могу полюбить большую, если и малых не люблю скорбей? Как научиться не бояться скорбей?
5. Боюсь бесов и брани бесовской. Страхования бесовские у меня были небольшие. Ночью, когда читал неусыпаемую Псалтирь в пограничном состоянии между сном и бодрствованием слышал голос матери, звавший меня по имени. Такое было несколько раз. А последний раз уже был не материнский голос, а сатанинское старушечье шипение, звавшее меня по имени. Слава Богу, хотя и пугался, но Господь помог не впасть в панику. А как научиться не бояться бесов и брани с ними?
6. Сознаю в себе недостаток мужества и великодушия. Каким образом можно изжить в себе эти страсти – боязливость, трусливость, малодушие? Как приобрести мужество, великодушие?
7. Читал у преподобного Варсонофия Оптинского такое наставление: когда борет страсть, надо так молиться: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя, грешного, и помоги мне вытерпеть. Или Г.И.Х.С.Б. п.м.г. и помоги мне простить — и так молиться в отношении любой страсти». Пробовал так молиться. Например, борет обида. Молюсь, прошу, чтобы помог Господь простить. Бывает и сотню или две молитв так прочтешь. И вроде бы притупляется обида. Вроде простил. Потом проходит время и выясняется, что не простил. К этому человеку – холодность на сердце. Как можно успешнее пользоваться такой молитвой? Или может быть как-то по-другому молиться?
8. Еще одна проблема. Прочел у преподобного Силуана Афонского, что если будешь молиться за врагов, Господь даст ощутимо благодать в сердце. И действительно, первое время, когда молился за обидчиков иногда чувствовал сладость благодатную в сердце. Потом такое перестал испытывать. Так же первое время, когда молился, быстро бывали изменения в человеке-обидчике. А сейчас я пришел к тому, что за некоторых обидчиков подаю долгое время на Проскомидию, и никаких изменений в их поведении не происходит. А преподобный Варсонофий Оптинский приводил пример петербургского вельможи, который подавал записки на Проскомидию за обидчиков, и они изменили вражду в дружбу. Старец говорил своим чадам: «и вы так делайте». И делаю, и некоторые действительно изменяются. Но много и тех, кто остается по-прежнему во враждебном положении. И временами мне приходят мысли, что нет смысла за них молиться, бесполезно. С чем связана утрата помощи Божией? И как мне на будущее лучше поступать?
10. Где и как черпать силы и как для духовной борьбы?
11. Как ревность к богоугождению поддерживать?
12. Некоторые места Библии или святоотеческие пробуждали благоговение. Я старался их повторять перед молитвой. А потом они как бы «замылились», и никакого чувства уже не вызывают. Что делать?
13. Читал святителя Игнатии о терпении и пока читаешь, вроде хочется терпеть. Потом кончил читать, время прошло и снова хочется избавиться от скорби. Как сопротивляться этому?
14. Как научиться любить Бога и ближних?
15. Как идти по пути веры и любви и находить верную дорогу в наше время гонения на Православие, среди окружающего греха, зла и насилия? Как приобрести в уме, душе и сердце сопротивляемость окружающему злу, греху, ереси, насилию? Как научиться отбрасывать от себя все плохое и правильно ориентироваться в суматохе жизни и зла? Как приобрести внутреннюю духовную стойкость?

монах Константин:
1.Сергий, человек может укрепиться в вере если он анализирует духовным разумом все обстоятельства своей жизни видя, что они не случайны, а посылаются Промыслом Божиим для исправления и спасения человека. Более подробно об этом можно прочесть у священномученика Петра Дамаскина и других святых отцов. При этом нужно не забывать молиться подобно апостолам: «Господи, приложи нам веру».
2.Смирение приобретается не исполнением воли человеков, а исполнением воли Божией, которая нам возвещается иногда через старцев и духовных отцов. Об этом много пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), в частности в статье «Об истинном и ложном смиренномудрии».
3.То что человек погружает во мрак уныния и паники, в основном, бывает по двум причинам. Первая это нерадение. Человек не старается применить на практике полученные знания. Вторая причина, это гордость и малодушие. Человек пытается применять полученные знания, но как присущие ему качества, а не как дар Божий. То есть, он приписывает себе добродетели, которых даже не имеет еще. Господь при этом милостиво вразумляет, показывая ошибочность его самомнения, а он вместо покаяния и исправления впадает в малодушие, отказываясь терпеть очистительный огонь скорбей. Благоразумный же подвижник направляет этот огонь на выжигание глубоко укоренившихся в его душе страстей, в частности самодовольства. Об этом пространно написано у старца Паисия и других святых отцов.
4.Для того, чтобы не бояться скорбей нужно понять их духовный смысл и вечную ценность. Преподобный Марк Подвижник говорит: «Променивай в своем уме временные скорби на вечные, то нерадение никогда не расслабит твоего терпения». Скорби это необходимое и неминуемое условие христианства. Скорбями христианин усваивается Христу, соделовается причастником Его участи на земле, а потому и на Небе. И как сказал свт. Игнатий (Брянчанинов): «Признак избрания Божия – когда посылаются непрестанные скорби человеку».
Учитывая все вышесказанное нужно переменить свое отношение к скорбям и осознать, что никто не восходил на Небо живя прохладно, сказал преп. Исаак Сирин. Изнемогает человек в скорбях тогда, когда надеется на себя и не обращает внимание на слова, которые произносим своими устами читая 90-й псалом: «С ним Есмь в скорби».
5.Преподобный Силуан Афонский сказал, что гордые всегда страдают от бесов. Нужно каяться в осознаваемой и неосознаваемой гордости. А «таблеточка» от страха, это глубокое осознание своей немощи и крепкая надежда на Бога, Который не попускает нам искуситься сверх наших сил. Но сама боязнь показывает нам наше маловерие, тщеславие, самонадеянность и гордость. В чем и нужно каяться и исправляться.
6.Мужество приобретается соответствием воле Божией во всяком обстоятельстве жизни. Что в свою очередь приобретается жительством по Евангельским заповедям и исполнением требований своей совести. Великодушие это плод усвоенного духовного разума. Для приобретения, которого мы читаем Священное Писание и труды святых отцов и стараемся исполнить прочитанное на деле.
7.Брат Сергий, тебе нужно серьезно переосмыслить свое благочестие. В нем присутствует определенная ошибочность. Дело в том, что ты, судя по всему, хочешь измениться и жить благочестиво по магическому принципу – прочитал заклинание и ситуация изменилась. Произвел определенное действие определенное количество раз и помогло. Молитва не есть некое техническое средство, механически применяя которое можно добиться успеха. Если сердце и ум не участвуют в этом процессе, то и результата не будет. В молитве за обидчика, например, нужно стараться от всего сердца желать ему прощение его грехов, исправления и достижения духовного и телесного благополучия. Кроме того, христианин должен перемениться в образе мыслей, чувств и желаний. То есть, если ветхому человеку желательны похвалы, удовольствия, покой, богатство, наслаждения, то новому христианину следует всячески избегать этого. «Пей поругания, как воду» — говорит преподобный Иоанн Лествичник.
8.На будущее тебе нужно поставить иную цель жизни – стремиться к тому, чтобы изменить себя в новую тварь во Христе Иисусе, распять себя со страстьми и похотьми, а не стараться изменить окружающих. Судя по количеству твоих «обидчиков», (которые на самом деле, являются твоими благодетелями, врачующими твою душу, впавшую в гордость и безрассудство) ты заражен обидчивостью и злопамятством, которые есть исчадия уже глубоко укоренившейся гордости. Тебе необходимо благодарить Бога и людей, через которых Он ведет тебя к душевному здравию. По поводу злопамятности и избавления от нее можешь почитать здесь.
10.«Бог требует от нас только деятельной решимости (в сопротивлении греху и стяжании добродетелей) и Сам подает нам силы и дарует победу» – сказал преподобный Ефрем Сирин. Господь сказал: «Просите и дастся вам. Ищите и обрящите».
11.Ревность к богоугождению поддерживается духовным размышлением о цели нашей жизни и о том, как мы ее проживаем, а ткаже чтением Священного Писания и святоотеческого наследия.
12.Душа уснула в нерадении, самодовольстве и других страстях. Ее необходимо пробуждать размышлениями о смерти, Страшном Суде, аде и загробной участи грешников.
13.Сопротивляться нерадению нужно понуждением себя и самоукорением. Такое непостоянство показывает, что тобою обладают страсти самолюбия, самоугодия и безпечности.
14.Научиться любить Бога и ближних просто – нужно жить, исполняя заповеди Христовы. Об этом неоднократно говорится в Евангелии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Свойственно любящему с точностью исполнять
волю любимого. Враждою твоею ко греху, столько ненавистному для Всесвятаго Бога покажи и докажи любовь твою к
Богу».
15.Начни оплакивать своего мертвеца и заботиться об очищении себя от всякой скверны плоти и духа. «Оставь тварь, приступи ко Творцу, прилепись к Нему молитвою и плачем и найдешь покой в сем веке и в будущем» — сказал некто из святых. Свободу от греха, зла, ереси и насилия можно приобрести сердечным отталкиванием от всего этого. Отсекай помыслы приходящие от мiра, плоти и диавола, не собеседуй с ними и останешься неприступным для зла, греха и всякого смущения приходящего извне. «Одна цель у врагов наших – озаботить нас чем угодно» — сказал Исихий Иерусалимский. А наша забота об очищении и преображении нашей души в новую тварь во Христе Иисусе.
16.Валерию, когда истрезвится, мне кажется, нужно сделать генеральную исповедь. И пребывать в духе покаяния, который привлекает содействующую благодать. И самое главное молиться ко Господу сердечным воплем о помиловании его. Ибо пьянство попускается Богом, как одна из последних смирительных рубашек.

  • 1 079 просмотров
  • Одна мысль по поводу “16 вопросов о страстях и добродетелях.”:

    1. Не унывай, Сергий!
      Попробуй следующее молитвенное делание.
      Всякий раз, когда вторгается греховный помысел, молись так:
      Я согрешил, Господи! Прости меня! Благодарю тебя Христе Боже наш за то, что обнажаешь страшные язвы моей души (гордыню, тщеславие, похоть, лень и т.д., через которые и входят нечистые помыслы). Прошу Тебя, исцеляй их!

    Комментирование закрыто.