О борьбе с гордостью.

Вопрос от Олега:
О.Константин, Христос посреди нас! Низкий поклон от грешного Олега (из Москвы) за Ваши труды и молитвы о нас грешных. Благословите и вразумите Христа ради!

Я из тех людей, которые ищут учителей, наставников в искреннем желании исправить свою жизнь, но найдя не могут по своему высокомудрию, тщеславию, своеволию и гордыне сохранить , полученное от Господа. Те, кто искренне ищет, тем дается! Мне дается! Но я теряю! Я всегда с большой самоотдачей берусь за то, что люблю, что искал и нашел. Работаю много, стараюсь всегда сделать даже больше, чем советуют и требуют. Это дает результаты в начале. Потом быстрый рост приводит к гордости. Возникают сомнения и собственные мнения, потом пререкания, несогласия, противления и своеволие. Уходит авторитет наставника из сердца, а вместе с ним и ревность к его наставлениям, вера в его советы, и в конце концов возникает отчуждение и удаление. Внешне все пристойно, в сердце потеря того, что еще не пройдено до конца, потеря надежды на помощь. Под ногами, нет твердой почвы, в душе отчаяние, рядом нет кого- то на кого мог бы опереться ( конечно только по причине своей греховной, тщеславной, гордой и своевольней сути). Хотя внешне все в меру приветливы, уважительны и дружелюбны. Вокруг целый Мир праведных, православных людей, а я не могу да же найти Храма, куда пойти исповедаться и причаститься, там душа не лежит, там батюшка сомнительный, там все формально происходит. Те, кто привел в церковь и к кому зовет сердце, отдалились душой от меня, а я не могу найти пути обратно. Молюсь, скорблю, прошу Господа послать слово его с Вами, совет. Все ваши прежние советы помню, они дошли до сердца, за то безмерно благодарен. Помогите Словом, если Слово здесь безсильно, помолитесь за меня Христа ради. Простите за пространное письмо, по немощи своей и по неразумию многословен.

Низкий поклон от меня и моей семьи. Грешный Олег.

монах Константин:
Олег, ты, в общем, верно анализируешь свое состояние. Причина твоего духовного бедствия заключается в самомнении и доверии ему. А сие доверие базируется на всем твоем жизненном опыте, который всегда и везде, в любой ситуации подсказывает тебе, что ты прав,- поскольку множество раз выходил победителем из различных простых и сложных обстоятельств. И эта уверенность в себе возрастила и укрепила твою гордость. По твоем воцерковлении, в то время, когда ты начал исполнять христианские добродетели, эта гордость не исчезла, а стала переоблачаться. И теперь предстает в виде гордости духовной, которая, между прочим, выразилась в твоих словах: … «стараюсь всегда сделать даже больше, чем советуют и требуют». И как следствие этого самомнения и гордости проявились «сомнения и собственные мнения, потом пререкания, несогласия, противления и своеволие. Уходит авторитет наставника из сердца, а вместе с ним и ревность к его наставлениям, вера в его советы, и в конце концов возникает отчуждение и удаление… Под ногами, нет твердой почвы, в душе отчаяние».

Осознание своей болезни да подвигнет тебя к покаянию и исправлению. Началом освобождения от гордости является недоверие своему мнению и самоукорение за каждую ошибку, хотя бы пред Богом, если не хватает, пока, смирения перед людьми. И в первую очередь необходимо усердно молиться Господу об избавлении от гордости и приобретении истинного смирения.

Далее. Твоя внутренняя растерянность происходит от того, что ты надеялся или на себя или на человека, а Краеугольный Камень- Христос, остался где-то на втором плане. Возверзи на Господа всю печаль твою и Той тя препитает. По видимому, тебе не хватает внутреннего, сердечного упования на Господа и Его всеблагое Промышление о тебе. И такое бывает даже при многом внешнем молитвословии. Молитвословие есть, а сердечной, искренней прилепленности Богу минимум. На это стоит обратить пристальное внимание.

В миру ты позиционируешь себя, как деятельная личность, стоящая не на последней ступени… И по инерции мышления стараешься представить себя таким же и пред Богом. Но вспомни, что сказал Христос: «Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное.»

Мы все дети в очах Божиих. И никто не велик пред Богом в смысле собственной значимости и своего мнимого достоинства.

Ты пишешь о твоих затруднениях в отношении доверия священнослужителям в части Таинства исповеди и причастия. Причина тому,- доверие своему мнению, суд и осуждение других. А сам, между тем, не имеешь даже правильного представления о том, что такое исповедь и покаяние.

И если ты сейчас подумал:- Как это не имею?!, то это и будет подтверждением гордостного мнения о себе. На самом деле исповедь это только завершающий этап многогранного, длительного процесса покаяния. Которое есть, если выразиться кратко,- завет, «договор» с Богом о исправлении жизни и обещание не повторения содеянного. И усвоения себе добрых качеств противоположных прежним грехам. Покаяние, как таковое, приносится не батюшке на исповеди, а «внутри клети своей» наедине с Богом, хотя произойти это может, иногда, и на исповеди, когда Благодать умягчит оледеневшее сердце. Замечательный пример и вразумление тебе Господь послал в лице твоей дочери, которая «сама», по действию Благодати Божией, исповедалась священнику пред всем храмом, когда он уже давал прикладываться ко кресту. Учись быть «яко дети».

Борьба с самомнением для тебя должна стать ежедневным, ежечасным и постоянным деланием, ибо и согрешаем мы самомнением постоянно.

Просите и дастся вам.

  • 348 просмотров