10 вопросов о трезвении и современных технологиях.

Редакция газеты «Православный крест» обратилась к нам с просьбой ответить на некоторые вопросы.

1.Скажите, пожалуйста, что такое трезвение? Что значит трезвиться, вести внимательную духовную жизнь? Это необходимо главным образом монашествующим или и миряне обязаны стремиться к стяжанию данной добродетели?

монах Константин:
В Вашем вопросе уже сокрыт ответ. Трезвиться- это значит вести внимательную духовную жизнь. И действительно, это необходимо не только монахам, но и мирянам. Преподобный Нил Мироточивый говорит: «Вы губите спасение свое невниманием вашим». Трезвение не является чем то сложным. Прежде, чем что-то сказать, мы должны подумать: «Насколько мое слово будет чисто от греховных побуждений и насколько оно будет соответствовать евангельским заповедям и требованиями моей христианской совести». А при принятии необдуманных решений такой внимательный настрой приводит нас к осознанию своей ошибки, покаянию и исправлению. Без трезвения не может быть настоящей христианской жизни, настоящего покаяния и исправления. Христос сказал: «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими… (Лк. 21, 34)».

2.Некоторые верующие полагают, что внимательную жизнь можно вести только в монастыре или в пустынном уединении, а в городе, будучи обремененным различными житейскими попечениями, это невозможно. Так ли это на самом деле, на Ваш взгляд? Как можно, с помощью Божией, научиться трезвению в миру?

монах Константин:
Я знаю людей, которые живут в миру и ведут достаточно трезвенную жизнь, чему я, иногда, приятно удивляюсь. Просто по сравнению с монастырем это требует больших усилий. Для того, чтобы жить в трезвении, достаточно при каждой ситуации поставить перед собой вопрос: «Как я могу уклониться от зла в данной ситуации и какое сотворить благо?».

3.Часто бывает так, что, воцерковившись или придя в монастырь, человек на первых порах ощущает воздействие благодати Божией, все делает с легкостью и радостью, ревностно подвизается во спасение души. Однако затем у многих наступает период охлаждения и расслабления, первоначальное усердие и трезвенность в духовной жизни утрачиваются. Как этого избежать? И как восстать из этого состояния тем, кто в него уже впал?

монах Константин:
Будучи в начале христианского пути, воцерковляясь или приходя в монастырь, человек находится под воздействием, так называемой, «призывающей» Благодати. А со временем, хранимый этой Благодатью, человек начинает ошибочно ощущать себя лучшим других. Незаметно надмевается, и за это превозношение и осуждение устраняется Благодать. Если человек не прибегает к покаянию и исправлению- тогда состояние души усугубляется, появляется пустота, уныние и расслабление. В таком состоянии теплохладности душа может пребывать долгие годы, изобретая себе оправдания типа: «Я же не творю больших грехов, а святости мне все равно не достичь». Такие души начинают ощущать серьезный душевный дискомфорт, который выражается в чувстве неудолетворенности, отягощения, безысходности и сопутствующих им подобных чувств. Но именно на них и нужно обратить внимание, ибо они являются призывами к покаянию, изменению и исправлению себя. Средство борьбы с этим процессом, причем на всех его стадиях одно,- покаяние.

4.Что Вы думаете о влиянии современных технологий – интернета, телевидения, сотовой связи на духовную жизнь?

монах Константин:
Эти технические новшества способствут осуечению, рассеянности и отвлечению от духовной жизни. За исключением случаев, в которых получаемая при их посредстве информация, служит стимулом для усиления молитвы. Как, например, известно из жизнеописания схиархимандрита Виталия (Сидоренко), который получая информацию о событиях в других странах становился на усиленную молитву о бедствующих.
Наша точка зрения на эту проблему однозначна- интернет, компьютеры и телефоны на территории монастыря должны быть под запретом. Исключение может быть сделано только для тех братий или сестер, которые заняты на таких послушаниях, где обойтись без этого невозможно. О телевидении нечего и говорить- это оскверняющая душу клоака. Монах не должен иметь в келье никаких воспроизводящих устройств, и не должен пользоваться ими вне кельи.

5.Как Вы считаете, если у христианина есть возможность полностью отказаться от использования этих средств коммуникации (когда нет необходимости пользоваться ими по послушанию или по работе), хорошо ли это сделать?

монах Константин:
Если нет необходимости, то, конечно, лучше отказаться. Но с правильным помыслом: ради Христа, а не ради «несмь якоже прочии человецы», то есть фарисейской гордости. Следует также избегать маловерной страшливости, мол,- там бес в телефоне! Сама по себе электроника не может быть носителем ни добра ни зла, это очевидно. Все зависит от того, как мы ее используем.

6.Как Вы относитесь к использованию интернета и сотовых телефонов монашествующими? Как быть тем монашествующим, которым по послушанию необходимо использовать интернет? Я знакома с монахинями, которые, очень скорбят и унывают от того, что им приходится работать с интернетом, несмотря на то, что это происходит по благословению и в благих целях. Некоторые из них убеждены, что компьютеры и интернет – орудия не Божии, а бесовские, поэтому они нередко стараются уклониться от исполнения связанного с использованием этих средств послушания или же делают его спешно и небрежно. Что Вы посоветуете разделяющим данное опасение отцам, матерям, братиям и сестрам?

монах Константин:
Опять же, поскольку монашествующие отрекаются от мира, то без необходимости они не должны погружаться в мир электронного общения. А если есть действительная необходимость, обусловленная обстоятельствами, послушаниями и благословениями, то БЛАГОРАЗУМНОЕ использование этих средств не должно наносить вреда монахам.
Мы сами используем эти технологии, в частности для работы нашего сайта, но при этом мы не одобряем пагубной тенденции увязания монахов в социальных сетях. Ибо одно дело использовать эти средства для , как мы надеемся, пользы душ человеческих, и совсем другое- для удовлетворения своих страстей и потакания слабостям.
На наш взгляд мнение о том, что компьютеры и интернет это бесовские орудия, является ошибочным. На основании чего делается такой вывод? На основании того, что в сети интернет присутствует большое количество душевредной информации? Но так ведь и ножом можно резать, как хлеб, так и прохожих, но ведь отсюда не следует заключить, что нож это бесовское изобретение. Употреблять электронику и электронные технологии во вред своей душе человека заставляют гнездящиеся в душе страсти, а не бездушная техника.
Не дерзая давать советы широкой аудитории можем лишь напомнить слова апостола: «Блюдите, како опасно ходите. Не якоже немудри, но якоже премудри. Искупующе время, яко дние лукави суть», а также слова преподобного Иоанна Лествичника: «Искусен- везде искусен, а не искусен- везде не искусен, а не искусен и не потребен». То есть- не должно перекладывать вину за свое грехолюбие на кого-то или на что-то.

8.Также среди монашествующих и мирян, по необходимости работающих на компьютере, есть те, кто смотрит на него не так критически. Они считают, что главным образом от пользователя зависит получить от его использования благо или зло, работать во спасение или в погибель. Но при этом и такие верующие могут скорбеть, видя отрицательное влияние работы с компьютером на свою духовную жизнь (появляется рассеянность, увлечение суетным чтением или просмотром неполезных изображений, забвение о Боге, небрежность в молитве или даже оставление ее, пристрастие к используемым техническим средствам…). Эти христиане осознают, что сами они виноваты в том, что работа в интернете отрицательно влияет на их духовную жизнь, стараются каяться, бороться, противостоять соблазнам, но все равно нередко падают снова. «Да, я немощный и грешный, — думают они, — конечно, я сам во всем виноват. Но если бы у меня была возможность полностью отказаться от такой работы (послушания), я бы, не раздумывая, это сделал…» Что Вы можете сказать в назидание монашествующим и мирянам, имеющим такие помыслы?

монах Константин:
Прежде всего- разбавляй работу молитвой. То есть- поработал,- помолись. Выполни своеобразную духовную производственную гимнастику. Причем не кое-как, рассеяно и холодно, а усердно и с покаянным чувством, пусть и кратковременно. Разомни и согрей «затекшую» душу. При этом нужно стараться так ограничивать общее время работы, чтобы в результате оставались силы и желание молиться.
Есть разница между работой и послушанием. От работы можно отказаться, а от послушания- только по благословению, которое может последовать после усердной молитвы и исповеди, тому, кто это послушание благословил.

9.Как, с помощью Божией, можно постараться навыкнуть внимательной, нерассеянной молитве?

монах Константин:
Читайте книгу святителя Феофана Затворника «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться?» и «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» архиепископа Антония (Голынского-Михайловского).

10.Что Вы можете сказать о грехе неисполнения мирянином или монахом своего молитвенного правила? Есть такие верующие, которые серьезно относятся к каждому упущению и стараются неукоснительно выполнять определенные молитвословия. А есть те, кто не считает упущение правила серьезным согрешением и при усталости, недостатке времени или лени не понуждают себя к его выполнению. Чем грозит им это в духовной жизни? Что можно посоветовать неисполняющим молитвенные правила?

монах Константин:
Кто небрежет об исполнении своего молитвенного правила, тому «лучше было бы изгнить во утробе матери своей», как сказал преподобный Парфений Киевский. Что же касается причин неисполнения правила, то тут нельзя все смешивать воедино. Одно дело лень, тут оправдания быть не может- это сугубый грех. Другое же дело- при недостатке времени и крайней усталости молиться кратко, но усердно.
Последствием неисполнения правила будет исполнение слова апостола: «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 5).
Неисполняющим молитвенное правило можно посоветовать то же, что и отказывающимся от пищи и воды- есть и пить, иначе смерть.

  • 949 просмотров